Воскресенье, 08.12.2019
×
ИИС: как работает, чем привлекает, какие вопросы вызывает?

Общество правовых нигилистов

- -
Аа + 1

Станет ли среднестатистический россиянин доказывать в магазине, что его обсчитали? Потребует ли пересмотреть неверный счёт за услуги ЖКХ? Знают ли наши сограждане основной закон? И, наконец, какого они мнения о профессиональных юристах?

Аналитический центр НАФИ 20 ноября в ТАСС представил результаты исследования уровня правовой грамотности россиян, проведённое при поддержке национальной юридической службы Амулекс. В ходе исследования, которое проводилось в сентябре в 46 регионах России, были опрошены 1600 человек старше 18 лет.

На полпути

За последний год 25% граждан сталкивались с нарушением своих прав в тех или иных областях жизни. Но, как сразу оговорилась генеральный директор Аналитического центра НАФИ Гузелия Имаева, этот показатель может быть занижен по психологическим причинам.

Чаще всего нарушение прав происходило в сфере ЖКХ (29%), при получении медицинских услуг (28%), в сфере трудовых отношений (27%), розничной торговли (25%) и т.д. Финансовые услуги со своими 8% – лишь на восьмом месте.

Аналитический центр НАФИ вывел показатель под названием «Индекс правовой грамотности россиян». Он составил 54 пункта из 100 возможных. «Мы на полпути», – прокомментировала результат Гузелия Имаева.

В ходе опроса россиян для начала просили самостоятельно оценить собственный уровень правовой грамотности. Соотечественники оказались довольно самокритичными. Большинство оценили свой уровень как низкий или средний. Лучшего мнения о своём уровне правовой грамотности оказались респонденты молодого возраста, занимающие руководящие должности, а также люди с высоким уровнем дохода.

– Наибольшие пробелы у нас в знании Конституции. Об этом, наверно, надо говорить со школьной семьи. – сказала Гузелия Имаева.

Больше половины россиян не помнят, что Россия – светское государство, и, получив вопрос «Какая в России государственная религия?», не задумываясь, называли ее.

Отстаивать будем?

Примерно треть россиян декларировали, что занимают активную гражданскую позицию в вопросах защиты своих прав. 13% россиян считают, что отстаивать свои права не нужно, потому что это бесполезно. Им в НАФИ дали наименование «правовые нигилисты». 40% соотечественников – за то, чтобы отстаивать свои права «в отдельных случаях».

Однако не всё так просто, как на бумаге. Установлено, что в теории люди часто готовы бороться за правду, но на практике делают это не всегда.

Между самыми грамотными и самыми слабыми в правовом вопросе россиянами – очень большой разрыв. Так, самые уязвимые 10% опрошенных россиян имеют индекс правовой грамотности 17 процентных пунктов, а самые осведомлённые – 88 п.п.

Но есть и положительный момент. Две трети опрошенных хотели бы повысить свою осведомлённость в вопросах права.

Как полагается, в НАФИ сделали и гендерный «срез». Оказалось, что уровень правовой грамотности одинаковый как среди женщин, так и среди мужчин, но женщины проявляют больший интерес к получению новых знаний в правовой сфере. Кроме того, дамы демонстрируют больше доверия к профессиональной юридической помощи.

В целом же россиян отличает скептицизм по отношению к услугам юристов.

Пойти к юристу?! Лучше удалённо…

– Вы же понимаете, для того чтобы пойти к юристу, надо сначала как-то одеться, как-то подготовиться, и даже это уже иногда является камнем преткновения, – сказал генеральный директор национальной юридической службы Амулекс Дмитрий Макаренко.

Дистанционные юридические сервисы приобретают всё большую популярность. «Юриспруденция переходит в формат LegalTech», – добавил чуть позже Дмитрий Макаренко.

– С того момента, когда человек поймёт, что огромное количество великолепных законов, написанных в России, можно применять к собственной выгоде, он начнёт интересоваться этой областью, – убеждён Макаренко.

Вероятность победы в суде – 80%

– Тот уровень правовой грамотности, который есть, ясно, нас не устраивает и нуждается в повышении, – заявил Олег Прусаков, начальник Управления федерального государственного надзора в области защиты прав потребителей Роспотребнадзора, – Право на просвещение у нас заложено в законе.

Но не все прописанные законодательно механизмы просвещения в полной мере реализованы. «Подвижки есть, очень много учебников распространяются по субъектам Российской Федерации», – отметил Олег Прусаков. В стране работают 800 центров консультирования и информирования Роспотребнадзора. «Но этого всё равно этого мало», подчеркнул представитель правозащитного ведомства.

«Те россияне, которые считают бесполезным отстаивать свои права, безусловно, заблуждаются», – заверил журналистов Олег Прусаков. Более 80% дел, связанных с нарушением прав потребителей, завершается в пользу истцов. А по некоторым сегментам – до 97%.

Финансовый рынок может выдохнуть

Казалось бы, все только и говорят, что о недобросовестных поставщиках финансовых услуг. Однако, как показало исследование НАФИ, они не самые частые нарушители прав россиян. Почему же на первом месте оказался жилищно-коммунальный комплекс?

Жилищное законодательство в России написано таким образом, что оно рассчитано на достаточно высокую активность и правовую грамотность граждан, пояснил Олег Прусаков. На деле же эти качества у большинства, к сожалению, отсутствуют.

– В результате более активные, нахрапистые, манипулируют остальными, с низким уровнем правовой грамотности, особенно в жилищно-коммунальной сфере, – констатировал Прусаков.

Это привело к тому, что, скажем, управляющие компании абсолютного большинства жилых домов выбраны нелегитимно.

– Финансовая сфера может выдохнуть, – обрадовалась Гузелия Имаева.

– В финансовой сфере знания нужны несколько другого уровня, чтобы понять, нарушается там что-то вообще или нет, – предположил Дмитрий Макаренко.

– С одной стороны, сыграло свою роль то, что у нас усилилось регулирование в сфере предоставления финансовых услуг. С другой стороны, совершенствуется правоприменительная практика, – привел ещё одно объяснение Олег Прусаков. – Но при этом финансовые институты – страховые компании, банковское сообщество и другие – долгое время очень активно себя позиционировали так, что граждане при общении с ними якобы не являются потребителями. Действительно, положения закона («О защите прав потребителей» – прим.ред.) не адаптированы к финансовой сфере. Но это не означает, что общие его положения не действуют.

Олег Прусаков призвал бизнес не считать «потребительским экстремизмом» умение граждан пользоваться своими правами на законных основаниях.

Москва.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все события »
- -
366

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
[_$Blocks_DefaultController:render(17)]

Новости »

[_$Blocks_DefaultController:render(32)]