Пятница, 13.12.2019
×
Вторая практическая конференция «Investtech2019 - Инвестиционные digital-сервисы для физических лиц»

Олег Кузьмин: «Никогда нельзя создать что-то новое, не набив шишек»

+22 -0
Аа +

Олег Кузьмин, заместитель генерального директора компании «Инверсия», рассказал порталу Finversia.ru об основных тенденциях на рынке банковской автоматизации, запросах банков в отношении новых сервисов и трудном пути биометрии в стране.

- Олег Борисович, несмотря на летний сезон, недели не проходит без новости о том, что Банк России отозвал лицензию у очередного банка. Этот тренд последних лет на сокращение числа кредитных организаций делает рынок программного обеспечения для банков более насыщенным, более конкурентным. Как это влияет на рынок разработчиков, на ваш бизнес?

- Безусловно, эта ситуация заставляет пересматривать свои приоритеты, свои ресурсы. В таком активно меняющемся рынке сложно выживать. Причем, это именно стагнация. Уменьшение общего количества банков, которые обеспечивали нам развитие. Но при этом нам удалось за последние несколько лет удержать в зоне наших интересов примерно равное количество банков-клиентов. Несмотря на то, что и у некоторых наших клиентов отзываются лицензии, нам удается наращивать клиентскую базу за счет других банков.

Все материалы Finversia-TV

- В целом рынок разработчиков как реагирует на происходящее? Может быть, игроки консолидируются или, наоборот, покидают рынок?

- Ухода игроков с рынка мы не наблюдаем. Однако, если проанализировать ситуацию, становится виден переток банков от одних компаний-разработчиков к другим. Поэтому мы прогнозируем, что ряду компаний придется либо менять сферу деятельности, либо существенно сокращаться.

- Вы упомянули, что удерживаете клиентскую базу за счет прихода новых клиентов-банков. А другие сектора финансового рынка, например, микрофинансовые организации, входят в периметр вашего внимания?

- Да. Как показала практика, хорошо разработанная система позволяет достаточно быстро адаптировать её к требованиям смежных рынков. Поэтому, кроме банков, у нас есть ряд клиентов НФО (некредитных финансовых организаций), в первую очередь среди МФО. За счет того, что система хорошо модернизируется, удалось настроить её под «соседние» рынки. Но, конечно, свои особенности возникают и там, и их достаточно много. Например, для банков главным было настроить обработку операций «в две руки» - когда каждая операция контролируется определенными службами, чтобы обеспечить корректность, правильность, проверяемость результатов. Поэтому многие операции реализованы через специальный интерфейс, в котором сотрудники должны их акцептовать, прежде чем результаты поступят дальше. У МФО же другие запросы. Зачастую, МФО – это всего несколько сотрудников, поэтому им нужен умный «черный ящик», который будет автоматически взаимодействовать с внешним миром и позволять добиться минимального человеческого участия.

- Но в данном случае речь идет именно об оптимизации имеющейся системы, а не о создании с ноля?

- Подавляющее большинство функционала оказалось абсолютно совместимо. Что такое МФО? Основной вид бизнеса – выдача займов. Аналог банковского кредитования. От подачи заявки на кредит, до решения о его выдаче и дальнейшего ведения и отражения в бухгалтерии – операции практически тождественные.

- В условиях повсеместной, по крайней мере, на словах, цифровизации финансовых продуктов и услуг, отмечаете ли вы изменение клиентских запросов? На какие-то дополнительные системные модули или тому подобное?

- Хороший вопрос, но я тогда немного вернусь в историю, к истокам создания нашей компании. Её создавали люди, которые занимались автоматизацией пилотируемых летательных аппаратов. Когда я, после университета, пришел на эту работу, с трудом мог поверить в то, что можно создать такую автоматизированную систему, которая может выполнять задачи, с учетом меняющейся ситуации и без вмешательства человека. Сейчас для этого придумали термин искусственный интеллект.

Когда мы начали заниматься банковской автоматизацией, то у самих банкиров не было понимания того, что и как можно автоматизировать. Поэтому был запущен процесс анализа информационных потоков, их структурирования и создания системы их обработки, включающей интерфейс, в котором бы люди могли работать: заводить цифры и получать результаты. За несколько лет удалось автоматизировать основные направления бизнеса внутри банка, но на внешних, скажем так, рынках, мы постоянно сталкивались с информационным хаосом или просто с отсутствием автоматизации.

Сегодня, наконец-то, общество созрело к тому, что сейчас называют диджитализацией. Стало появляться бесчисленное количество сервисов, которые оказались востребованы в банках. Уникальность ситуации в том, что путем интеграции со множеством этих сервисов можно очень серьезно – на порядки – улучшать качество как принятия решений, так и обслуживания клиентов и обработки данных. Замечательно, что мы к этому пришли. Мы видим лавинообразный спрос банков на интеграцию с различными сервисами.

- Насколько сложен процесс интеграции ядра – внутренней АБС банка – с другими сервисами?

- Да, это сложно. Мы сталкиваемся с большим количеством разных подходов к подготовке данных для интеграции во внешней среде. Поэтому большое количество наших программистов, как солдаты в окопах сидят на API, на шлюзах, обрабатывают большое количество различных протоколов. Причем, это не клиентские приложения, а только подготовка к их созданию, нижний слой. Наша система сейчас похожа на айсберг, где пользователь, потребитель видит лишь малую его часть.

Но есть и другая сторона медали: это тот рынок, то направление, которое приносит приличные доходы даже в условиях сужения клиентской базы. То есть от существующих клиентов постоянно идет поток новых и новых запросов на расширение возможности системы.

- Что сейчас наиболее популярно в этих запросах?

- К самым популярным в последние годы я бы отнес сервисы СМЭВ (система межведомственного электронного взаимодействия, прим. ред.). Потому что наконец-то появилась возможность в автоматическом режиме проверять данные паспортов, данные по банкротам, по задолженности, по нотариату и так далее. На этом рынке мы не ожидаем взрывного всплеска интереса – он просто есть. Но эти данные жизненно необходимы банкам для принятия решений. Тем более что в СМЭВ постоянно добавляются новые сервисы.

- Как правило, государственные структуры представляются такими неповоротливыми бюрократическими машинами. Насколько сложно с ними взаимодействовать в таких вопросах, как автоматизация?

- Увы, несмотря на то, что были приняты общие решения, и есть специализированный портал по ведению всех интерфейсов, решаются они, зачастую, по-разному. Разные протоколы, разные методики обработки данных. Не всегда получается оперативно взаимодействовать с этими структурами. Пока хромает документация, где-то приходится прорываться через массу ошибок. Но я безумно рад уже тому, что процесс идет. Никогда нельзя создать что-то новое не набив шишек.

- Помимо СМЭВ, какие еще сервисы сегодня пользуются повышенным спросом?

- Биометрическая идентификация. Вещь, к которой пока с большой опаской относятся в обществе.

- Да, ЦБ недавно собирал банкиров и призывал их ускорять процесс сбора биометрических данных…

- Есть дорожная карта, по которой все банки должны подключиться позднее. Но надо продумать и дополнительные мотивы, чтобы вовлечь в это граждан. Смотрите, если по данным с ворованного паспорта где-то выдали кредит, то у реального владельца паспорта велики шансы оспорить это в суде (с помощью графологической экспертизы или другими путями). Но если скомпрометированы данные биометрии, то доказать, что не ты, например, открыл счет и провел сомнительные операции по нему, будет крайне сложно.

- Это что касается запросов, скажем так, внешних, направленных на получение информации о клиенте. Но ведь есть и внутренняя «кухня», в том числе, отчетность. Достаточно запросов в этой связи? Учитывая, что Банк России переходит к унификации отчетности, переходу, например, на единый план счетов.

- Разумеется. Если ЦБ обяжет банки перейти на другие формы отчетности, например, на XBRL, то это вызовет очередной всплеск запросов от заказчиков к производителям. Для нас это интересный тренд, который помогает нам развить возможности системы и предложить новые услуги банкам.

Если же говорить конкретно о переходе на МСФО-9, то у нас был просто огромный сдвиг в прошлом году. Ряд банков, которые использовали либо самостоятельно разработанные решения, либо решения от, скажем так, не очень сильных разработчиков, оценили свои  потенциальные риски, как высокие, и стали активно переходить на новые АБС.

Это потребовало очень серьезной доработки системы. Даже в инструкциях по применению МСФО-9 нет четких алгоритмов, есть только рекомендации. Когда это переводится непосредственно «в цифру», требуются колоссальные усилия от банков по введению в систему новой информации, чтобы корректно заработали все алгоритмы. Критически важно то, что если попытаться автоматизировать определенные расчеты по этим требованиям, возникает необходимость в дополнительной информации, которой просто нет в системе. Если банки вспомнят об этом поздно, то, боюсь, даже хорошие решения могут не спасти.

Олег Кузьмин, заместитель генерального директора компании «Инверсия»

В 1986 году окончил механико-математический факультет МГУ имени М.В. Ломоносова по специальности «Механика».
В 1986-1989 годах работал в Научно-исследовательском институте Автоматики и приборостроения, где занимался автоматизацией систем управления летательных аппаратов.
В 1989 перешел на работу в «Кредо-банк», где занимал должность директора управления автоматизации.
В 1990 году выступил одним из учредителей компании «Инверсия».
В 2012 году назначен заместителем генерального директора компании «Инверсия».

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все интервью »
+22 -0
762

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Владислав Кочетков: «Экономика не растет, зато растет число инвесторов» Владислав Кочетков: «Экономика не растет, зато растет число инвесторов» О буме на фондовом рынке, перспективных вложениях в 2020 году, станет ли средний класс в России массовым инвестором и как повлияет на это закон о категоризации инвесторов – в беседе с президентом-председателем правления инвестиционного холдинга «ФИНАМ» Владиславом Кочетковым. Павел Крылов: «Банку проще заблокировать карту, чем просить клиента перевести деньги на «безопасный» счёт» Павел Крылов: «Банку проще заблокировать карту, чем просить клиента перевести деньги на «безопасный» счёт» Методы социальной инженерии в сфере финансового мошенничества эволюционируют. О новых уловках мошенников и приёмах самозащиты клиентов банков порталу Finversia.ru рассказал руководитель направления Secure Bank/Secure Portal компании Group-IB Павел Крылов. Денис Козлов: «Широкий круг облигаций из сегмента ВДО после размещения торгуется выше номинала» Денис Козлов: «Широкий круг облигаций из сегмента ВДО после размещения торгуется выше номинала» Денис Козлов, управляющий партнёр «Септем Капитал», в интервью порталу Finversia.ru рассказал, что сегодня инвестору совсем не сложно сформировать на Московской бирже диверсифицированный портфель из высокодоходных облигаций (ВДО), что краудлендинговые платформы ВДО совсем не конкуренты, что при разумном регулировании этот сегмент рынка продолжит показывать рекорды и приносить инвесторам повышенную доходность.

[_$Blocks_DefaultController:render(17)]

Новости »

[_$Blocks_DefaultController:render(32)]