При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Китайский производитель электромобилей Xpeng Motors объявил о планах запустить роботакси уже в следующем году, представив три модели автономных автомобилей, а также новую версию своего гуманоидного робота «Iron».
Заявления прозвучали в рамках мероприятия «AI Day», где компания продемонстрировала своё стремление превратиться из автопроизводителя в технологического лидера в области искусственного интеллекта и автономных систем.
Каждое роботакси Xpeng будет оснащено четырьмя собственными ИИ-чипами «Turing», обеспечивающими суммарную вычислительную мощность в 3000 TOPS — по заявлению компании, это высший показатель в мире для автомобильных систем.
Чипы питают новую версию фирменной VLA-модели (Vision-Language-Action) — архитектуры искусственного интеллекта, которая анализирует визуальные сигналы, язык и поведенческие данные, позволяя автомобилю воспринимать и интерпретировать окружающую среду без участия человека.
Партнёром Xpeng в проекте стал технологический гигант Alibaba, который предоставит цифровые карты и навигационную платформу AutoNavi (Amaps) для интеграции роботакси в собственный сервис заказа поездок.
Компания планирует начать испытания роботакси в Гуанчжоу и других китайских городах в 2026 году, а в перспективе — вывести их на международный рынок.
Сопредседатель Xpeng Брайан Гу (Brian Gu) отметил, что изменение позиции компании по отношению к роботакси связано с неожиданно быстрым прогрессом в области вычислительных систем и искусственного интеллекта.
Гу подчеркнул, что стратегия Xpeng предусматривает два типа автономных автомобилей: коммерческие роботакси для общего пользования, а также полностью автономные личные автомобили, предназначенные для ограниченного круга пользователей — например, членов одной семьи.
Следуя примеру Tesla, Xpeng представила второе поколение своего гуманоидного робота «Iron», производство которого планируется начать в 2026 году.
Робот использует три ИИ-чипа «Turing» и твердотельную батарею, обеспечивающую более длительную автономную работу. Компания заявила, что пользователи смогут настраивать внешний вид робота, включая форму тела и причёску.
Генеральный директор Xpeng Хэ Сяопэн (He Xiaopeng) отметил, что в ближайшие годы роботы не станут домашними помощниками и пока слишком дороги для массового применения на фабриках из-за низкой стоимости человеческого труда в Китае.
«На первом этапе роботы Xpeng будут использоваться в качестве гидов, консультантов и ассистентов в офисных зданиях и торговых центрах, начиная с собственных объектов компании», — сказал он.
Сяопэн также добавил, что в течение десяти лет Xpeng может продать больше роботов, чем автомобилей, подчеркнув стратегический сдвиг компании в сторону многоотраслевого технологического холдинга.
Руководство Xpeng открыто признаёт, что вдохновляется подходом Tesla, но отмечает, что многие технологии компания начала разрабатывать раньше конкурента.
«С точки зрения технологий и продуктов между нами и Tesla есть определённые сходства, но в некоторых областях — например, летающие автомобили и гуманоидные роботы — мы начали работать раньше», — заявил Брайан Гу.
При этом он признал, что Tesla эффективнее в продвижении своих инноваций и коммерческих планов, в то время как Xpeng до сих пор действовала тише, сосредоточившись на инженерной части.
Заявления Xpeng вписываются в общий тренд китайских компаний, активно развивающих автономные технологии. Игроки вроде Pony.ai, WeRide и Baidu уже запустили роботакси в отдельных регионах Китая и планируют международную экспансию.
В США Tesla в 2025 году начала ограниченное внедрение своего сервиса роботакси в Техасе, что подталкивает китайских конкурентов к ускорению собственных программ.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Chinese EV maker Xpeng to launch robotaxis, humanoid robots with self-developed AI chips (CNBC)





















обсуждение