Вторник, 28.09.2021
×
Фондовый рынок 2022. Прогнозы и стратегии. Ян Арт и Алексей Бачеров

Стоит ли пить кофе в банке?

Гости VIII Международного форума «Дистанционный банкинг 2017» спорили о том, что первично – мобильное приложение или сайт интернет-банка, прикидывали варианты работы с ритейлерами в свете модернизации парка контрольно-кассовой техники, а также вычисляли вероятность удаленных атак злоумышленников.

Участников форума, состоявшегося 20 июня, поприветствовал Денис Сальников, издатель журнала «Банковские технологии». Он рассказал об исследовании, проведенном компанией DBR Research: «Если в прошлом году банки видели в финтехе в основном некое зло, то по итогам опроса 2017 года все-таки разглядели в нем доброе начало, поняли, что можно не просто конкурировать с финтех-компаниями, но и пытаться как-то с ними сотрудничать». Основные задачи, которые в этом году стоят перед банковской отраслью, по мнению опрошенных, - это упрощение сервисов и омниканальность, применение новых методов управления информацией, работа над открытыми API, партнерство с финтехом, совершенствование мобильных платежей, внедрение инноваций в регулировании, управление инновациями.

Динозавров вынесут с рынка

Впрочем, важность дистанционного банкинга на сегодняшний день явно преувеличена. Более половины клиентов предпочитают приходить в отделения, когда нужно внести наличные, открыть счет или получить финансовую консультацию. А если нужно снять сумму более $1000, 94% клиентов воспользуются услугами операциониста, а не банкоматом. При этом банковских офисов в России становится все меньше. Это преподносится как совершенно нормальная тенденция, в то время как в целом по миру, по данным Всемирного банка, число банковских офисов, наоборот, только растет. «Поэтому все, о чем мы здесь с вами говорим – если не вторично, то, во всяком случае некритично…» - заявил Сальников.

Разговор на «вторичные» темы продолжался. Доля банков, имеющих стратегию управления инновациями, по итогам 2016 года составила 74% (в 2009 году таких было всего 37%), выявило исследование компании Efma-Infosys. «Предполагается, что в ближайшие два года доля таких вот финансовых институтов, которые знают, что делать с инновациями, знают, как ими управлять, она достигнет практически 100%. А те, кто в эти 100% не попадет, будут выглядеть как динозавры, которых просто вынесут с рынка» - описал перспективы Денис Сальников.

«90% стартапов – тоска полная»

Роман Прохоров, председатель правления Ассоциации «Финансовые инновации», проливал свет на непростую судьбу стартапов в России. Венчурные компании, Сколково и другие институты призваны поддержать их развитие, но получается пока не очень. «Многие инноваторы движутся в сторону Сингапура, Израиля, потому что порог входа там совершенно другой, инвестиционные возможности тоже совершенно другие», - отметил Прохоров.

По мнению эксперта, 90% российских стартапов – «тоска полная», а многие еще и выпадают из регуляционного поля. Но банкам рано расслабляться. «Гораздо проще подрастающего рядом конкурента купить и использовать в своих целях, нежели он будет у тебя «отжирать» клиентов, оставаясь в том же самом параллельном поле без регуляторной нагрузки» - дал совет Прохоров. Он так же предложил не отставать от общемировых тенденций в сфере реализации открытых API.

VIII Международный форум «Дистанционный банкинг 2017»
VIII Международный форум «Дистанционный банкинг 2017»
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

В банк – пить кофе и смотреть кино

Сергей Антонян из Аналитического центра НАФИ сообщил, что розничный рынок банковских услуг в России остановился в своем количественном развитии. Число отделений банков за четыре месяца 2017 года уменьшилось на 611, а за год (с 1 мая 2016 по 1 мая 2017) – на 3061, по данным Центробанка. Так что движение в сторону дистанционного банкинга во многом вынужденное.

На сегодня только четверть россиян имеют доступ к дистанционному банкингу. «Ключом к дистанционному банковскому обслуживанию является банковская карта, но многие не пользуются этим ключом, они не открывают эту дверь» - обрисовал настроения россиян представитель НАФИ. В дистанционные каналы не торопятся переходить сельские жители, люди с низким уровнем образования и пожилые.

Традиционные офисы подвергаются изменением. Уже есть примеры интеграции офисов банков с другими предприятиями сферы обслуживания – например, кофейнями. НАФИ опросил клиентов банков, с каким учреждением заодно им удобно было бы посещать банковское отделение. 27% проголосовали за кофейню, 15% - парк, 14% предпочли бы заодно помыть автомобиль, 11% - побывать в салоне красоты, 8% - в поликлинике, 6% - в антикафе, 5% в кинотеатре. При этом 15% опрошенных называли свои варианты, 25% не выбрали ни один, а 5% затруднились ответить.

Участники форума оживились, изучая слайд. Тимур Аитов, член комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям ТПП РФ, заподозрил, что опрашивались люди, которые никогда не ходили в банк и не имеют банковских счетов. «Банк и кофейня – это совсем разные режимы работы, разные клиенты. Вообще непонятно, какая бизнес-модель…» - недоумевал Аитов.

Из зала предложили объединять офис банка с розничным магазином.

Пятница, вечер, мобильный банк…

Татьяна Миронова из компании UsabilityLab просветила собравшихся на тему доступности мобильных приложений для лиц с ограниченными возможностями. С развитием ДБО инвалиды могут самостоятельно управлять своими средствами. Например, слепые пользуются мобильными приложениями при помощи программ – мобильных дикторов. Но приложения редко учитывают потребности инвалидов. Татьяна Миронова привела примеры распространенных проблем: нечитаемый текст, низкая контрастность, неудобное расположение «кнопок». Сложно не только инвалиду, но и любому человеку, который заходит в приложение в пятницу вечером, после тяжелой трудовой недели, когда зрение может быть временно сниженным.

- Не имеет ли смысл сделать специальную версию для людей с ограниченными возможностями и тех, кто заходит в приложение вечером в пятницу? – отшутился Денис Сальников.

Миронова призвала «не отделять слепых от всех остальных людей».

Отключить интернет и ничего не бояться

После кофе тему качества дистанционных каналов продолжил основатель UsabilityLab Дмитрий Сатин: «Сервисы, которые оказываются не в тренде, они вчера еще выглядели для нас нормальными, а сейчас выглядят кошмарными». Всему виной – постоянно растущие ожидания потребителей. «Зарядка для смартфона, может быть, не менее важна сейчас, чем паспорт» - добавил Сатин, пояснив, что в прошлом году мобильный интернет-трафик обогнал десктопный. Многие банки больше не выделяют деньги на развитие десктопных версий, заверил спикер. Он предложил банкам разрабатывать сначала мобильную версию интернет-банка, и только потом – десктопную. В зале с ним активно не соглашались. Мобильное приложение более уязвимо с точки зрения удаленных атак, поэтому для «серьезных вещей» предпочтительна десктопная версия, возражали участники форума. «Я не специалист по безопасности, - ответил Дмитрий Сатин. – Если бы я был специалистом по безопасности, то я бы, наверно, сказал вам, что нужно отключить интернет».

VIII Международный форум «Дистанционный банкинг 2017»
VIII Международный форум «Дистанционный банкинг 2017»
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

Дружба за наличные

В обсуждение включился Руслан Ильин из LiveTex. Он заявил, что 21 банк из 30 испытывает трудности с обслуживанием клиентов по неголосовым каналам связи. Между тем, к 2020 году для половины бизнес-клиентов обслуживание будет значить больше, чем сам продукт.

Евгений Иванченко из «СКБ-Контур» напомнил, что необходимо проверять контрагентов при совершении онлайн-платежей.

Павел Яковлев из компании DataKrat напомнил, что в связи с поправками в законодательство (в 54-ФЗ «О применении контрольно-кассовой техники…») в следующем году «из тени» должны выйти, по разным оценкам, от 1,5-3 млн предприятий розничной торговли. Все они – новые потенциальные клиенты банков. Их можно кредитовать, можно продавать или сдавать им оборудование в аренду, зарабатывать на сервисных услугах. «Давайте будем честны. Ритейлеры зарабатывают на «обналичке». У них колоссальные объемы налички, которые они потом продают. Банкам наличка все еще нужна» - назвал вескую причину для сотрудничества Яковлев. Данные о реальном обороте ритейлеров пригодятся банкам для формирования предложений, добавил он.

Авось пронесет

Станислав Калабанов из Best2Pay рассказал про онлайн-платежные сервисы для банков, после чего настало время самого тревожного из всех докладов. Денис Симакин, представлявший Group IB, наблюдая за тем, как Денис Сальников пытается с флэшки запустить его презентацию, сказал: «Самое опасное, что можно сделать – это разрешать втыкать в свой компьютер какие-либо флэшки… и подключаться к гостевому WiFi».

Денис Симакин привел любопытный факт: в день фиксируется несколько сайтов, которые пытаются собирать логины и пароли пользователей Сбербанка.

Если готовится таргетированная атака на банки, об этом обычно становится известно заранее, рассказал Симакин. Иногда за месяц, иногда за день-два. Все, кто знает о такой подготовке, успевают предпринять необходимые действия для защиты. К сожалению, многие банки пренебрегают мерами безопасности, считая, что оно того не стоит. Зачем инвестировать в защиту $1 млн, если ущерб составит 1 млн рублей?

В последнее время злоумышленники уделяют все больше внимания мобильным приложениям.

После обеда состоялась дискуссия «Настоящее и будущее банковского самообслуживания», в которой приняли участие Константин Хоткин из NCR, Илья Асриян из Diebold-Nixdorf, Алексей Голенищев из Альфа-Банка, Александр Филиппов из ЛАН АТМ-Сервис, а также активные слушатели форума.

Москва.

фото события

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Скоты на даче. Кому на Руси жить хорошо Скоты на даче. Кому на Руси жить хорошо Как Русь списками Forbes прирастает. Правительство убедили не повышать налоги на миллиардеров. Пенсионерам посоветовали не надеяться на государство. Индексация пенсий в России: денег нет? Цены на недвижимость растут. Россиянин полетит на Луну… когда-нибудь. Зарплаты в Пенсионном фонде выросли в полтора раза. Скоты на даче: новые детали. Из-за проблем с поставками многие британские заправки остались без топлива Из-за проблем с поставками многие британские заправки остались без топлива Правительство Великобритании принимает чрезвычайные меры, чтобы сохранить рынок бензина. После уик-энда панических покупок бензоколонки по всей стране остались без топлива. Владимир Соловьев: «Журналистика не умирает – она меняется» Владимир Соловьев: «Журналистика не умирает – она меняется» Что происходит с журналистикой в России? Есть ли у нас свобода слова, и, если есть, то как она выглядит? Как Союз журналистов договорился с полицией и Росгвардией о работе российских журналистов на митингах? Действительно ли блогеры побеждают журналистов, а искусственный интеллект в самое ближайшее время победит блогеров? Это и другие темы обсуждают Владимир Соловьев, председатель Союза журналистов России, и Ян Арт, главный редактор Finversia.

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »