Вторник, 19.03.2024
×
Пик инфляции ожидается скоро. Как изменятся налоги. Экономика за 1001 секунду
Banners_Model_Settings:showGroup(59)

Финансовая грамотность – для всей семьи

Каждый год осенью проходит Всероссийская неделя сбережений, объединяющая мероприятия по финансовой грамотности. В этом году ее ключевым событием в Ярославской области станет Финансовый семейный фестиваль, организаторами которого выступают Министерство финансов Российской Федерации в лице АНО «Национальный центр финансовой грамотности» и Правительство Ярославской области. Что нас ждет интересного и полезного на фестивале и почему он важен и нужен для всех и каждого, мы узнали у куратора – заместителя губернатора Ярославской области Ильи Баланина.

- Илья Валерьевич, Вы являетесь заместителем губернатора – руководителем администрации губернатора Ярославской области. Но до недавнего времени возглавляли региональный Департамент финансов, который занимается, в том числе реализацией областной целевой программы «Повышение финансовой грамотности в Ярославской области». Расскажите, пожалуйста, для чего она разрабатывалась, каковы ее основные цели?

- Сегодня тема финансовой грамотности населения актуальна не только для всех без исключения регионов нашей страны, но и для всего цивилизованного мира. И вызвано это рядом объективных факторов. Во-первых, по данным Центрального Банка значительная доля сбережений сосредоточена именно у граждан. Вдумайтесь в масштабы цифр: на 1 сентября 2019 года объем банковских вкладов жителей Ярославской области достиг 212 млрд. рублей! Это цифра, превышающая в 2,7 раз размер бюджета региона. А сколько средств находится вне охвата статистикой? При этом не секрет, что для того, чтобы экономика любого государства развивалась, деньги должны работать. Поэтому обучение финансовой грамотности – одновременно и способ обретения навыков защитить и преумножить свои сбережения для граждан, правильно инвестировать их, и возможность повысить уровень финансового развития региона и страны в целом.

Во–вторых, на финансовом рынке практически ежедневно происходит усложнение предоставляемых услуг. Их становится всё больше, львиная доля переходит в интернет-пространство. Простому человеку требуются определенные знания и опыт, чтобы грамотно разобраться в предлагаемых продуктах, сделать самостоятельный выбор, а главное, защитить свои потребительские права. И то, что уровень этих знаний недостаточный, свидетельствует рост числа пострадавших от различных схем финансовых мошенников. Поэтому мы видим свою миссию в том числе и в просветительской работе по предотвращению, предупреждению подобных ситуаций.

Как результат и было принято решение не ограничиваться разовыми акциями, а разработать областную программу, которая позволит решать вопросы финансовой грамотности системно, с подключением максимально возможных ресурсов.

- Кто конкретно занимается выполнением задач областной целевой программы «Повышение финансовой грамотности в Ярославской области»?

- За реализацией мероприятий стоит целая команда. Более 20 учреждений нашего региона объединяют свои усилия, направленные на решение соответствующих задач. Это и органы исполнительной власти, Минфин России, Центральный банк, Пенсионный фонд, Федеральная налоговая служба, Роспотребнадзор, образовательные учреждения, финансовые и иные организации. Консолидировав все усилия заинтересованных сторон, надеюсь, удастся сдвинуть дело с «мертвой точки», и наш Финансовый семейный фестиваль станет еще одной ступенькой к повышению знаний у населения в финансовых вопросах, касающихся всех и каждого.

- Если мы ведем разговор о финансовой грамотности населения, то можно ли этот вопрос экстраполировать на уровень управления регионом? В числе первых задач, которые Вы поставили перед департаментом финансов Ярославской области, была работа по снижению нагрузки на бюджет по обслуживанию госдолга.

- Да, как и обычным гражданам надо учиться рефинансировать свои кредиты, так и региону требуется принятие соответствующих мер, чтобы минимизировать долговую нагрузку на бюджет. Поэтому мы так скрупулезно и ответственно относимся к этому вопросу. Сейчас мы изменили подход к формированию бюджета, на протяжении нескольких лет стараемся сохранять его бездефицитным. И советую такую тактику трансформировать и на семейный кошелек.

Что касается государственного долга области, то проделана большая работа по замещению коммерческих кредитов бюджетными кредитами из федерального бюджета, а также по дальнейшей реструктуризации предоставленных бюджетных кредитов на более выгодных условиях. Благодаря проведению взвешенной долговой политики, госдолг не является главной проблемой, которая стоит перед регионом. На данный момент наша задача заключается в поиске дополнительных источников доходов бюджета.

- А в целом как Вы оцениваете уровень финансовой грамотности ярославцев?

- Информирование, просветительская работа, в том числе и та, которую мы проводим в рамках областной целевой программы, безусловно, играют свою роль. Только в первом полугодии проведено более 1 800 мероприятий – встреч, консультаций, лекций, круглых столов. Консультационную поддержку по вопросам финансовой грамотности и защиты прав потребителей получили 220 тысяч человек – фактически это население целого города. В регионе работают три постоянных «горячих линии» Роспотребнадзора, Пенсионного фонда, Государственной службы занятости, где можно получить необходимые разъяснения по финансовым вопросам.

И уже сейчас можно сказать, что есть первые результаты нашей программы. Согласно сведениям Роспотребнадзора, в регионе наблюдается тенденция по снижению количества обращений граждан по вопросам защиты прав потребителей финансовых услуг.

- По Вашему мнению, какими чертами должен обладать финансово грамотный человек?

- В первую очередь, он ориентируется в мире финансов, имеет рациональный подход к выбору финансовых услуг. Его вряд ли привлечет финансовая пирамида с доходностью 300%, а менеджер в банке не навяжет страховку вместо вклада. Он ведет учет собственных доходов и расходов, тратит меньше, чем зарабатывает, то есть имеет свой резервный фонд на случай непредвиденных обстоятельств, как принято говорить, «подушку безопасности».

На самом деле финансовая грамотность граждан важна и для региона, и страны в целом. И здесь речь идет не только о сбережении средств населения от мошеннических схем, умении правильно инвестировать средства, но и участии граждан в рациональном и эффективном расходовании бюджетных средств по различным направлениям. У нашего региона уже накоплен очень хороший опыт в реализации программы инициативного бюджетирования «Решаем вместе!». Люди активно включились в обсуждение вопросов благоустройства, создания комфортной среды проживания, что позволяет максимально концентрировать средства на тех объектах, которые требуют первоочередного внимания. И эту работу мы будем продолжать, распространять на другие направления.

Здесь еще важно отметить, что люди плохо разбираются и в таких важных вопросах, как получение налоговых вычетов, различных пособий и компенсаций, реструктуризации долгов. А ведь зачастую решить некоторые финансовые вопросы можно просто воспользовавшись помощью государства, участвуя в различных государственных и региональных программах.

- С какими группами населения сложнее всего работать в вопросах повышения финансовой грамотности?

- В каждой группе есть своя специфика. Представители молодого поколения часто готовы потреблять, приобретать самые разнообразные продукты, услуги, они активно пользуются кредитными ресурсами, готовы включаться в различные схемы с высокой доходностью и сверхвысокими рисками. При этом правильная оценка последствий своих действий, тем более – отдаленных последствий нередко недостаточно развита у молодых людей.

Пожилые люди, наоборот, осторожничают, копят на «черный день», но при этом плохо разбираются в современных технологиях, которые применяются в финансовом секторе. И этой неопытностью пользуются мошенники.

Ежегодно мы проводим социологические исследования методом выборочного личного интервью (опроса) граждан. В нем принимают участие около полутора тысяч человек, жителей разных районов Ярославской области, имеющих различные социальные и демографические характеристики. Вопросы анкеты разнообразны, направлены на определение уровня финансовых знаний граждан. К примеру, исследование, проведенное в прошлом году, показало, что более 30 % участников опроса не смогли правильно оценить соотношение «доходность – риск» при выборе финансовых продуктов. Мы очень надеемся, что удастся с помощью мероприятий областной целевой программы преломить такую ситуацию.

Большая часть наших просветительских мероприятий направлена на работу с подрастающим поколением. Более 75 тысяч учеников дошкольных, общеобразовательных, профессиональных образовательных организаций уже приняли участие в мероприятиях по повышению финансовой грамотности в Ярославской области.

Особый акцент хочу сделать на V Всероссийской неделе финансовой грамотности для детей и молодежи, которую мы провели весной этого года. Несмотря на то, что Ярославский регион впервые масштабно принимал в ней участие, общими усилиями исполнителей областной целевой программы было организовано более 350 различных мероприятий. Активность региона была отмечена на высоком уровне и Министерство финансов Российской федерации доверило нам проведение Финансового семейного фестиваля в рамках осенней Всероссийской недели сбережений.

- Фестиваль стартует уже 26 октября, его программа очень разнообразная. На что посоветуете обратить особое внимание?

 - Программа действительно разнообразна, каждый может подобрать мероприятия по своим запросам. Нужно только определиться, где у вас имеются пробелы в финансовых вопросах и выбрать те мероприятия, которые окажутся максимально полезными. Мы давно задумывались над возможностью проведения различных активностей по повышению финансовой грамотности на единой площадке для большого количества людей, но большинство реализуемых проектов все-таки предполагало достаточно узкую аудиторию. Хотелось расширить свои возможности, позволив всем и каждому обогатить себя знаниями и навыками в использовании финансовых инструментов. И теперь наше давнее желание реализуется: недаром фестиваль носит название «семейный». То есть мы ждем представителей всех поколений.

Фестиваль будет проходить в ярославском Дворце молодежи. В программе – мастер-классы, игры, викторины, а также диалоговые площадки. На мастер-классах дети смогут раскрасить свою копилку, собрать финансовые пазлы, нарисовать деньги будущего, примерить на себя аквагрим. Будет работать кинозал с демонстрацией мультфильмов и видеороликов.

Для взрослых открыт лекторий на самые разные темы, от профилактики мошеннических действий до применения криптовалюты. Для всех – различные викторины, самые настоящие финансовые бои, даже торги на фондовой бирже.

На мой взгляд, самое важное в будущем фестивале – то, что абсолютно бесплатно каждый посетитель сможет получить консультацию профессионалов. Более подробно с программой можно будет ознакомиться на портале финфест.рф. Мы приглашаем на фестиваль всех жителей и гостей Ярославской области!

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все интервью »
+1 -0
3198
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Алексей Примаченко: «При субсидировании факторинговой компании государство получит выход сразу на сотни клиентов малого и среднего бизнеса» Алексей Примаченко: «При субсидировании факторинговой компании государство получит выход сразу на сотни клиентов малого и среднего бизнеса» Почему факторинг продолжает расти даже при высоких ставках Центробанка? Как фондируются факторинговые компании и что они сегодня предлагают своим клиентам? О ситуации на российском рынке факторинга, его динамике и тенденциях Павлу Самиеву, генеральному директору аналитического центра «БизнесДром» рассказал Алексей Примаченко, управляющий партнер Global Factoring Network. Инна Анисимова: «Сегодня без видео и соцсетей продвигаться невозможно» Инна Анисимова: «Сегодня без видео и соцсетей продвигаться невозможно» Основатель и генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner Инна Анисимова в интервью Finversia рассказала о состоянии отрасли после ухода иностранных компаний, влиянии закона о маркировке рекламы на работу пиарщиков, почему лучшая стратегия в условиях кризиса и санкций – молчание, а также о том, что может заставить недобросовестных игроков на рынка финансовых услуг более тщательно соблюдать закон о рекламе. Ольга Мямлина: «CarMoney всё больше и больше превращается в IT-компанию» Ольга Мямлина: «CarMoney всё больше и больше превращается в IT-компанию» Ольга Мямлина, финансовый директор CarMoney, в разговоре с генеральным директором аналитического центра «БизнесДром» Павлом Самиевым на канале Finversia, рассказала об финансовых результатах компании по итогам 9 месяцев 2023 года, а также о стратегических планах на ближайшие 3 года.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)