При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В мае состоялся «чес» президента США по странам Аравийского полуострова. Посетив Саудовскую Аравию, Катар и ОАЭ, Дональд Трамп сам, как говорится, «без ансамбля», решил вопрос с убыточным флагманом мирового авиастроения Boeing. В двух странах Персидского залива, Катаре и ОАЭ, американская авиастроительная компания получила крупнейшие и рекордные за свою историю заказы. В связи с этим стал еще более актуальным вопрос: каковы перспективы Boeing для инвесторов?
История компании Boeing
Компания Boeing была основана Уильямом Э. Боингом, специалистом по лесозаготовкам, в 1916 году и располагалась в Сиэтле (в 2001 году переехала в Чикаго). Сначала Boeing была известна как Aero Products Company. Боинг, уже разбогатевший благодаря владению различными лесопромышленными компаниями на северо-западе США, увлекся самолетами после того, как в 1909 году увидел один из них на выставке «Аляска-Юкон-Пасифик» в Сиэтле. Год спустя Боинг купил завод по производству деревянных лодок прямо на реке Дувамиш, который он намеревался превратить в завод по производству самолетов. К 1915 году Боинг начал брать уроки в летной школе в Лос-Анджелесе и вскоре приобрел гидросамолет, состоявший из дерева и проволоки. В процессе его эксплуатации Боинг и его команда обнаружили дефекты, которые проявились после аварии во время испытательного полета. Вместо того чтобы месяцами ждать доставки необходимых запчастей, Боинг решил, что сможет выполнить эту работу самостоятельно за гораздо более короткое время, стал производить комплектующие для аэропланов и извлекать из этого прибыль.
Название компании Aero Products просуществовало недолго, в 1917 году она сменила свое название на Boeing Airplane Company. Первым источником дохода компании стали военные США, поскольку в 1920-х и 1930-х годах Boeing начал строить различные военные самолеты (основой были патрульные бомбардировщики). Уильям Боинг уже тогда считал свою компанию лидером на американском авиационном рынке.
Boeing также начал продавать самолеты для доставки почты в отдаленные американские города. В 1931 году Boeing объединил несколько небольших авиакомпаний в одну крупную авиакомпанию United Airlines. Она также скупила различные авиастроительные компании, включая Avion и Pratt & Whitney. В дальнейшем группа компаний сыграла важную роль в создании военных самолетов во время 2-й мировой войны, включая B-17 Flying Fortress и B-29 Superfortress. После войны за ними последовали B-47 Stratojet и восьмимоторный B-52 Stratofortress.
После окончания войны компания сконцентрировалась на создании коммерческих самолетов, которые могли бы доставлять клиентов по всей стране за один беспосадочный перелет. Это означало переход с винтовых самолетов на турбореактивные. Получив крупный заказ от ВВС США, компания Boeing потратила много времени и денег на свой трансатлантический авиалайнер и к 1958 году выпустила самолет марки 707, который сразу же поступил в авиапарк авиакомпании Pan American Airlines. Публика была поражена возможность Boeing 707 долететь из Нью-Йорка в Лос-Анджелес за несколько часов. В 1960-е заказы авиакомпаний на новую линейку самолетов Boeing были невероятно высокими. Спрос привел к разработке линеек 737 в 1964 году и 747 в 1970 году, что вызвало столько производственных проблем, что чуть не привело компанию к банкротству. Однако к концу ХХ века Boeing 747 на 400 посадочных мест с модернизированными турбореактивными двигателями стал самым продаваемым пассажирским самолетом в истории.
Сегменты продукции компании
Сегмент коммерческих самолетов разрабатывает, производит и продает пассажирские и грузовые реактивные самолеты. Он включает в себя узкофюзеляжную линейку 737 и широкофюзеляжные линейки 767, 777 и 787. Продолжаются разработки по программам 777X, 737-7 и 737-10.
Сегмент обороны, космоса и безопасности занимается исследованиями, разработкой, производством и модификацией пилотируемых и беспилотных военных самолетов, а также систем вооружения для нанесения ударов, наблюдения, мобильности, включая истребители и учебно-тренировочные самолеты, самолетов вертикальной посадки, включая вертолеты и самолеты с наклонным ротором. Также в этот сегмент входят противолодочные самолеты и самолеты-заправщики. Кроме того, этот сегмент занимается исследованиями, разработкой, производством и модификацией стратегических оборонных и разведывательные систем, включая ПВО и ПРО, командование, контроль, связь, компьютерное обеспечение, разведку, наблюдение и рекогносцировку (C4ISR), государственные и коммерческие спутниковые системы, космические исследования.
Сегмент глобальных услуг обеспечивает по всему миру поддержку аэрокосмических платформ и систем. В спектр продуктов входят управление цепочками поставок и логистикой, проектирование, техническое обслуживание и модификация, модернизация и переоборудование, производство и поставки запасных частей, системы и сервисы обучения пилотов и технического обслуживания, техническая документация и документы по техническому обслуживанию, анализ данных и цифровые сервисы.
Места производства коммерческих самолетов, в США, Большой Сиэтл, Вашингтон, Большой Чарльстон, Южная Каролина; Большой Лос-Анджелес, Калифорния; Большой Портленд, Орегон; Большой Солт-Лейк-Сити, Юта. За пределами США это Китай, Австралия, Канада, Малайзия и Мексика.
Места производства продукции сектора обороны, космоса и безопасности, в США, Большой Сент-Луис, Миссури, Большой Сиэтл, Вашингтон, Большой Лос-Анджелес, Калифорния, Филадельфия, Пенсильвания; Меса, Аризона; Хантсвилл, Алабама; Оклахома-Сити, Оклахома-Сити; Хит, Огайо; Австралия; Большой Вашингтон, округ Колумбия; Хьюстон, Техас; Космический центр Кеннеди и Большой Портленд.
Глобальные службы – в США – Сан-Антонио, Техас; Большой Даллас, Техас; Джексонвилл, Флорида;; Большой Майами, Флорида, Чикаго, Иллинойс; Большой Лос-Анджелес, Калифорния; и Большой Вашингтон, округ Колумбия. За пределами США – Британия, Китай, Германия, Индия.
Конкуренция и риски
Компания сталкивается с достаточно агрессивной международной конкуренцией, среди основных конкурентов можно отметить трансевропейский Airbus и компании из Китая, а также американские корпорации Lockheed Martin, Northrop Grumman Corporation, RTX Corporation, General Dynamics Corporation и SpaceX. Компании за пределами США, такие как BAE Systems и Airbus Group, продолжают наращивать стратегическое присутствие на рынке США, правда, сейчас их экспансия ограничена протекционистской стратегией президента Трампа.
Группа компаний получает значительную часть доходов от правительства США, в первую очередь от программ, связанных с обороной, совместно с министерством обороны США и контрактов с другими правительственными учреждениями, включая НАСА. Уровни расходов на оборону США очень трудно предсказать, и на них могут влиять меняющийся характер угроз национальной безопасности, внешняя политика США, внутриполитическая обстановка, макроэкономические условия и способность правительства США принимать соответствующие законодательные акты. В 2024 году на долю клиентов из других стран, включая иностранные военные компании, приходилось около 46% доходов группы.
Предстоящее приобретение Spirit AeroSystems Holdings подвергает группу компаний также различным рискам, включая то, что, что она не может завершить сделку по приобретению или не реализовать ожидаемые выгоды в ожидаемые сроки или вообще. 30 июня 2024 года группа заключила соглашение и план слияния о приобретении Spirit, включающий в себя принятие чистого долга Spirit на момент закрытия.
Финансовое положение
За 2024 год по сравнению с 2023 годом выручка группы компаний снизилась на $11,277 млн., главным образом, из-за снижения выручки в BCA и BDS, что частично компенсировалось ростом выручки в BGS. Убыток от операционной деятельности в 2024 году сократился на $2,746 млн. по сравнению с 2023 годом. Расходы на исследования и разработки в 2024 году выросли на $435 млн. по сравнению с 2023 годом, главным образом благодаря программе 777X в BCA и увеличению инвестиций предприятия в разработку продукта. Это является положительным фактом для динамики цены акций компании, поскольку мы видим, что она ориентирована на развитие. На результаты деятельности компании в 2024 году отрицательное воздействие оказала осенняя забастовка, снизившая объемы производства и заставившая корпорацию пойти на увеличение расходов на оплату труда.
За 1-й квартал 2025 года производство самолетов линейки 737 увеличивалось умеренными темпами; ожидается, что по итогам года оно выйдет на уровень 38 самолетов в месяц. Доход группы компаний увеличился до $19,5 млрд. за квартал, в основном за счет 130 коммерческих поставок. Убыток по GAAP на акцию составил $0,16. Операционный денежный поток составил $1,6 млрд., свободный денежный поток составил $2,3 млрд. Общий портфель заказов компании вырос до $545 млрд., включая более 5600 коммерческих самолетов. Результаты в первую очередь отражают улучшение операционных показателей и объемов коммерческих поставок.
Выручка подразделения коммерческих самолетов за 1-й квартал в размере $8,1 млрд. отражает рост поставок. Программа линейки 737 постепенно увеличивала производство в квартале и сохраняет планы достичь 38 самолетов в месяц в этом году. Программа линейки 787 продолжала стабилизировать производство на уровне 5 самолетов в месяц и ожидает увеличения до 7 в месяц в этом году. Программа линейки 777X начала расширенные летные испытания сертификации FAA, компания ожидает первую поставку самолета 777-9 в 2026 году.
Сегмент коммерческой авиации зарегистрировал за квартал 221 заказ, включая 20 самолетов 777-9 и 20 самолетов 787-10 для Korean Air и 50 самолетов 737-8 для BOC Aviation. Выручка сегмента обороны, космоса и безопасности за 1-й квартал составила $6,3 млрд. В отчетном периоде компания Boeing была выбрана ВВС США для контракта на проектирование, строительство и поставку истребителя следующего поколения F-47. Бэклог сегмента составляет $62 млрд., из которых 29 % представляют собой заказы от клиентов за пределами США. Выручка сегмента глобальных услуг за 1-й квартал составила $5,1 млрд. За квартал сегмент поставил 100-й переоборудованный грузовой самолет Boeing 767-300 авиакомпании SF Airlines и получил контракт на модификацию от ВВС США с целью интеграции систем РЭБ для самолета F-15 Eagle. В апреле компания заключила соглашение о продаже части своего бизнеса Digital Aviation Solutions, и ожидается, что сделка будет закрыта к концу 2025 года.
Продажи и подарки Трампа
Авиакомпания Qatar Airways объявила о приобретении 210 широкофюзеляжных самолетов на сумму $96 млрд., что стало новым рекордом в качестве крупнейшего заказа самолетов такого класса для Boeing, включая крупнейший заказ на 787 Dreamliner. Также это крупнейший в истории заказ Qatar Airways. Контракт также включает в себя дополнительные заказы на новый Boeing 777-9. Она обеспечит около 400 тыс. рабочих мест в США. В заказ входит 130 самолетов 787 Dreamliner. Достоинство этих пассажирских широкофюзеляжных самолетов, предназначенных для дальних рейсов, в первую очередь, в снижении расхода топлива на 25% по сравнению с самолетами аналогичного класса. Также Катар закупает у Boeing 30 самолетов 777-9, самого большого в мире двухмоторного самолета, также по сравнению с аналогами демонстрирующего сокращение расхода топлива и выбросов на 25%. Катарская сторона купила также опционы на поставку американским авиапроизводителем 50 самолетов 787 и 777X.
О масштабах сделки говорит то, что в настоящее время Qatar Airways эксплуатирует всего лишь 150 самолетов Boeing. Главным образом, это пассажирские самолеты 777 и 787, а также грузовые самолеты 777. После этой покупки Qatar Airways станет крупнейшим оператором Boeing 787 Dreamliner на Ближнем Востоке.
Было, правда, обстоятельство, которое несколько омрачило торжество Boeing и его инвесторов. В ходе визита Дональда Трампа в Катар, как раз когда решался вопрос поставок катарскому авиаперевозчику целого авиапарка, королевская семья Катара подарила Трампу в качества борта № 1 Boeing 747-8, который в настоящее время проверяется на наличие устройств безопасности и шпионских устройств, прежде чем президент будет его использовать.
Казалось бы, весьма положительный факт для Boeing: королевская семья богатого нефтяного государства дарит американскому президенту не, к примеру, сейф из золота с инкрустацией бриллиантами, а самолет бренда этой группы компаний. Но затем посыпались такие факты и новости, что никакого позитива для Boeing уже не было. Выступая в Овальном кабинете, г-н Трамп заявил, что взял самолет в подарок, потому что нынешнему самолету, используемому в качестве борта № 1, почти 40 лет, и в свой первый срок он подписал указ о его модернизации. Но, по его словам, много работы по самолету не было сделано.
В довершение всего бывший спикер Палаты представителей Кевин Маккарти выступил в защиту решения президента Трампа принять предложенный Катаром самолет, заявив, что «проблема на самом деле связана с Boeing»: «Boeing был обязан предоставить новый борт № 1. Они не выполнили эту работу».
В ответ демократы и даже некоторые республиканцы поставили под сомнение этическую и национальную безопасность последствий потенциального подарка. Но Маккарти продолжал утверждать, что «нам нужен новый борт № 1». По его мнению, Boeing потребовалось слишком много времени, чтобы выполнить контракт с Конгрессом на постройку замены действующего самолета. Бывший спикер сказал, что Boeing должен сдать президенту в аренду еще один самолет, даже если это будет катарский самолет, что, по его словам, «устранит все намеки на то, что кто-то говорит, что мы получаем какой-то подарок, потому что Boeing несет ответственность, потому что они слишком задерживаются». «Они должны взять самолет в лизинг, отремонтировать его и предоставить президенту новый Air Force One».
После посещения Трампом Катара следующая сенсация для инвесторов в акции Boeing состоялась уже в Объединенных Арабских Эмиратах. Президент США объявил о сделках на общую сумму более $200 млрд. между Соединенными Штатами и Объединенными Арабскими Эмиратами, включая контракт на сумму $14,5 млрд. между Boeing , GE Aerospace и Etihad Airways, поскольку он пообещал укрепить связи между США и государством Персидского залива.
В этом году авиакомпания Etihad планирует добавить 20–22 новых самолета к своему парку, насчитывающему около 100 воздушных судов, а к 2030 году она намерена расширить свой парк до более чем 170 самолетов. Etihad, принадлежащая фонду благосостояния Абу-Даби ADQ с оборотом в $225 млрд., прошла через многолетнюю реструктуризацию и смену руководства, но при текущем руководстве придерживается доминирующей стратегии расширения.
В Европе тоже наблюдается достаточно агрессивная экспансия компании. Новый склад запчастей в Дормагене, Северный Рейн-Вестфалия, в первую очередь предназначен для обслуживания коммерческих авиакомпаний в Европе. Являясь третьим складом Boeing в Германии, помимо складов в Нордерштедте и Хенштедт-Ульцбурге, новый объект дополняет мощную региональную сеть обслуживания компании. На площади более 4,5 тыс. квадратных метров в новом распределительном центре, расположенном в городе Дормаген, будет храниться более 9 тыс. деталей для самолетов Boeing.
Ожидается, что германский распределительный центр Boeing в Кельне, укомплектованный самыми быстроходными деталями в каталоге запасных частей, в этом году отгрузит около 30 тыс. деталей. Первоначально созданный для поддержки крупных европейских авиакомпаний, он будет обслуживать всех пользователей коммерческих самолетов Boeing. Объект работает в партнерстве со сторонним поставщиком логистических услуг GXO.
Еще один объект международной активности Boeing весной этого года – Тайвань. China Airlines, крупнейший авиаперевозчик на Тайване, заказавший 10 экономичных самолетов Boeing 777X, будет использовать дополнительную вместимость и дальность полета широкофюзеляжного самолета на дальнемагистральных маршрутах в Северную Америку и Европу. В дополнение к основному заказу, который был забронирован в марте 2025 года, авиакомпания имеет возможность дополнительно приобрести пять самолетов 777-9 и четыре грузовых самолета 777-8.
Злоключения Boeing
После подписанных в странах Аравийского полуострова контрактов внезапно появилась еще одна новость, свидетельствующая о привилегированном положении Boeing в США эпохи второго срока Дональда Трампа.
Как выяснилось, министерство юстиции США и Boeing близки к сделке, которая позволит аэрокосмическому гиганту избежать судебного разбирательства по уголовному делу, связанному с двумя авариями его пассажирского самолета 737 Max, приведшими к человеческим жертвам.
Boeing согласился признать себя виновным по этому делу прошлым летом после того, как ранее в том же году администрация Джозефа Байдена обнаружила, что компания нарушила соглашение 2021 года, связанное с авариями. Судья отклонил сделку о признании вины и настаивал на том, что Boeing может предстать перед судом. В результате появилось обвинение в мошенничестве, связанное с разработкой Boeing 737 Max. США обвинили Boeing в том, что он ввел в заблуждение регулирующие органы относительно включения системы управления полетом в Max, которая позже была причастна к двум авариям.
29 октября 2018 года: Boeing 737 Max 8, выполнявший рейс 610 авиакомпании Lion Air, упал в Яванское море у побережья Индонезии через несколько минут после взлета из Джакарты, погибли все 189 человек на борту. Индонезийские следователи установили, что пилоты рейса 610 изо всех сил пытались контролировать ситуацию, поскольку автоматизированная система MCAS, которую Boeing не раскрыл пилотам и авиакомпаниям, толкала нос самолета вниз более 20 раз.
10 марта 2019 года: Boeing 737 Max 8, выполнявший рейс 302 Ethiopian Airlines, разбился после взлета из Аддис-Абебы, Эфиопия, погибли 157 пассажиров и членов экипажа. Предварительный отчет эфиопских официальных лиц показал сходство с индонезийской катастрофой. В отчете указывалось, что пилоты рейса 302 пытались следовать инструкциям Boeing на случай неисправности MCAS, но не смогли вручную выровнять нос из-за высокой скорости самолета.
Окончательное соглашение об отказе от судебного преследования еще не достигнуто. Предполагается, что в соответствии с новым соглашением Boeing может выплатить компенсации членам семей жертв двух крушений Max.
Boeing 737 Max является более экономичной версией популярного авиалайнера 737, самого продаваемого авиалайнера за всю историю. Авиакомпании летали на самолетах Max всего 7 лет, но за это короткое время два из них разбились, в результате чего погибли 346 человек, и самолет стал символом проблем безопасности, вращающихся вокруг Boeing.
В мае 2019 года Boeing, все же, признал, что плохие показания ключевого датчика на Max не сработали, но компания не сообщала авиакомпаниям и регулирующим органам о проблеме. Но после проведенных по настоянию нового топ-менеджмента работ по модернизации FAA объявило об одобрении обновления программного обеспечения управления полетом и других изменений от Boeing, в связи с чем 29 декабря 2020 года коммерческие полеты 737 Max возобновились, пока только в США.
Регулирующие органы по всему миру запретили полеты всех самолетов Max в марте 2019 года, после второй катастрофы. Это привело к отставке генерального директора Boeing и стремительному падению акций компании, после которого они до сих пор не могут восстановиться. Далее это привело к правительственному расследованию, а также к уголовному расследованию министерства юстиции.
Но на этом сага о 737 Max не закончилась. Она только, по сути дела, начиналась. В январе 2021 года министерство юстиции США обвинило Boeing в мошенничестве, но заявило, что не будет преследовать компанию за введение в заблуждение регулирующих органов о 737 Max, если она выплатит компенсацию в размере $2,5 млрд. В марте 2022 года суд присяжных в Техасе признал главного технического пилота Boeing 737 Max невиновным по четырем пунктам обвинения в мошенничестве с использованием электронных средств связи, заключавшемся во введении в заблуждение регулирующих органов относительно MCAS.
На фондовом рынке это отразилось немедленно. Инвесторы подали иск, что их ввели в заблуждение, заявив, что через месяц после крушения Lion Air 737 Max был «таким же безопасным, как любой самолет, который когда-либо летал в небе», хотя компания определила, что MCAS представляет угрозу безопасности и нуждается в ремонте. В результате этого иска в сентябре 2022 года компания была вынуждена выплатить инвесторам $200 млн.
Дальше конфликт вообще перешел в плоскость борьбы между госструктурами. 22 октября 2022 года федеральный судья в Техасе постановил, что министерство юстиции нарушило права родственников жертв крушения в Индонезии и Эфиопии, не проконсультировавшись с ними перед одобрением сделки Boeing со следствием. Семьи погибших хотели, чтобы соглашение было аннулировано. Тем не менее, в феврале 2023 года судья Рид О'Коннор постановил, что, несмотря на «вопиющее преступное поведение Boeing», федеральный закон не позволяет ему отменить мировое соглашение. Вроде бы на этом череда судебных тяжб для компании закончились, ее акции находились в боковом тренде с достаточно сильной волатильностью.
Но в январе 2024 года произошел очередной скандал: дверная заглушка, закрывающая аварийный выход 737 Max 9 Alaska Airlines, вылетела вскоре после взлета из Портленда, что привело к декомпрессии. Пилоты благополучно приземляют самолет. На следующий день после инцидента FAA запретило полеты всех 737 Max 9 в США, но менее чем через три недели разрешило авиакомпаниям возобновить полеты после того, как они завершат обязательные проверки дверных заглушек своего парка. Через месяц выяснилось, что четыре болта, которые закрепляют дверные заглушки на Max 9, пропали из самолета после ремонтных работ на заводе Boeing на Аляске.
В июне 2024 года началось очередное судебное преследование компании за мошенничество, сговор с целью обмана правительства США и введение в заблуждение регулирующих органов, которые утвердили стандарты подготовки пилотов для Max. 18 июня 2024 г.ода генеральный директор компании Дэйв Кэлхун появляется на слушаниях в Сенате для допроса. Некоторые сенаторы сказали ему, что, по их мнению, Boeing заслуживает судебного преследования.
И вот решение о следственной сделке министерства юстиции с Boeing чудесным образом совпало по времени с крупным контрактом Boeing с Катаром.
Тарифные войны и их возможные последствия для Boeing
Угроза со стороны крупнейшего в Европе бюджетного авиаперевозчика и одного из крупнейших клиентов Boeing станет последним признаком потенциальной перестройки мировой аэрокосмической отрасли, если Трамп не освободит сектор от своих тарифных планов. Но на практике COMAC еще не сертифицирована в Европе, а главный европейский конкурент Boeing, компания Airbus, заявляет, что заказы на ее продукцию оформлены до конца десятилетия, Ryanair может столкнуться с трудностями в реализации своей угрозы.
На фоне удачных сделок на Ближнем Востоке есть и негативные новости, связанные с введением Трампом тарифов на американский импорт из большинства стран мира, из которых многие приняли ответные меры, под которые попала, в том числе, и продукция Boeing. В частности, европейская лоукост-авиакомпания Ryanair пригрозила отменить сотни заказов на самолеты Boeing из-за «войны тарифов», которая привела к росту цен, и рассматривает альтернативных поставщиков, включая китайского авиапроизводителя COMAC. Ранее авиакомпания заказала 330 самолетов Boeing 737 MAX по каталожной цене более $30 млрд.
Пока ирландская авиакомпания не вела никаких переговоров с COMAC о покупке самолетов примерно с 2011 года, но руководство перевозчика заявляет, что она конечно рассмотрит этот вопрос, если они будут на 10–20% дешевле, чем у основного конкурента Boeing – Airbus. В действительности ни одна западная авиакомпания пока еще не купила ни одного самолета COMAC. Китайская компания подала заявку на сертификацию своего самолета C919 в Европе, но не в США. Самолет C919 рассчитан примерно на 150 мест или до 190 мест при плотной компоновке, что меньше самолетов Boeing MAX 10, на которых сейчас летает Ryanair, и которые вмещают до 230 человек.
Вопрос о поставках самолетов в Китай пока повис в воздухе. Из-за смягчения Трампом тарифной политики в отношении Китая он, вроде бы, готов в ответ смягчить контрмеры, но пока контрактов на поставки туда самолетов Boeing по новым, более низким, ценам не подписывалось.
В начале мая президент США объявил о 90-дневной приостановке введения пошлин в отношении Китая и взаимном снижении тарифов на 115%, пока две страны ведут переговоры по окончательному соглашению. 7 мая Китай в ответ снял запрет на прием авиакомпаниями самолетов Boeing. Это произошло после того, как в апреле, по крайней мере, три самолета из центра поставок Boeing в Китае были возвращены в США. Boeing тогда официально заявил, что клиенты в Китае не примут поставку новых самолетов в ответ на тарифы, введенные администрацией Трампа. В итоге из-за этого американский производитель самолетов пытался перепродать потенциально десятки самолетов, которые изначально были предназначены для Китая. Еще до заключения соглашения Китай уже предоставил освобождение от пошлин на некоторые детали аэрокосмического оборудования, включая двигатели и шасси.
Следует отметить, что на Китай до введения повышенных тарифов приходилось около 10% заказов Boeing. В этом году компания планировала отправить китайским перевозчикам 50 пассажирских самолетов, включая 41 самолет, находящийся в производстве или готовый к сборке. Несмотря на заявления Boeing о том, что другие авиакомпании заинтересованы в отбракованных самолетах, производитель не спешит отправлять самолеты куда-либо еще, даже несмотря на то, что хочет сократить высокие уровни запасов. По меньшей мере, четыре грузовых самолета 777 также находятся в производстве для китайских перевозчиков.
При том, что китайским авиакомпаниям невыгоден установленный Китаем как контрмера тариф в 125%, особенно учитывая то, что новый 737 MAX стоит примерно $55 млн., в запретах и их снятии есть, как всегда в Китае, еще и правительственный фактор. Возвраты самолетов обратно в США были вызваны, в первую очередь, тем, что китайское правительство приказало своим авиакомпаниям не принимать поставки Boeing на фоне торговой войны с США. В Китае Национальная комиссия по развитию и реформам контролирует способность авиакомпаний принимать поставку новых самолетов.
Если тарифная война возобновится, она может создать больше возможностей для Airbus и COMAC для увеличения продаж самолетов на китайском рынке. В краткосрочной перспективе китайские авиакомпании могут предпочесть лизинг самолетов, а не их прямую покупку. В долгосрочной перспективе они могут сместить свои стратегии закупок в сторону европейской компании Airbus и отечественного производителя Comac. Возобновление тарифной войны может открыть новые возможности для китайского узкофюзеляжного самолета C919, прямого конкурента Boeing 737 MAX. В настоящее время он эксплуатируется авиакомпаниями Air China, China Eastern и China Southern. Естественно, в плане конкурентной среды для Boeing такой поворот событий ничего хорошего не сулит.
Выводы
Вполне возможно, начинается новая волна подъема акции Boeing , особенно, если юридические проблемы будут улажены и ближайшее время не обнаружит новых дефектов в продукции компании. Масштабные заказы являются мощным фактором потенциального роста акций компании, однако неопределенность вокруг «тарифных войн» ставит некоторые из этих заказов под вопрос. Кроме того, инвесторам стоит иметь ввиду пока еще убыточные отчеты компании и высокий уровень долга.
Соответственно, для агрессивных инвесторов покупка акций компании сейчас – интересная перспектива, а консервативным есть смысл подождать и отследить динамику финансовых показателей компании еще 2-3 квартальных отчета. И в обоих вариантах есть смысл следить за разрешением юридических вопросов и за динамикой крупных заказов у корпорации.
обсуждение