Воскресенье, 14.09.2025
×
Биржа: выходим в наличные и… Блог Яна Арта - 13.09.2025

«Самолетная сделка» Трампа: дополнительные бенефициары

Аа +
- -
«Самолетная сделка» Трампа: дополнительные бенефициары
Фото: Bing Image Creator

Ранее мы писали о перспективах американского флагмана самолетостроения Boeing. Но этим список не исчерпывается. Еще три компании оказались в центре внимания после визита американского президента в страны Аравийского полуострова.

GE Aerospace

Один из дополнительных бенефициаров сделок компании Boeing по поставке самолетов в Катар и Объединенные Арабские Эмираты – производитель двигателей GE Aerospace, который снабжает ими самолеты Boeing. Историческая трансформация General Electric достигла важной вехи в апреле 2024 года, когда компания завершила выделение своего энергетического бизнеса в новую компанию под названием GE Vernova. Оставшаяся компания, ориентированная на авиацию, GE Aerospace, сохранила культовый и хорошо известный инвесторам символ «GE» на Нью-Йоркской фондовой бирже. На момент выделения из состава компании GE Aerospace открыла торги по цене около $136 за акцию. С тех пор акции показали хорошие результаты, поднявшись почти на 50%. Несмотря на краткосрочный откат, акции GE Aerospace показали рост на 19,2% с начала года в 2025 году, значительно опережая основные рыночные индексы. Сильные квартальные результаты, устойчивый спрос на реактивные двигатели и операционная направленность продолжают поддерживать позитивные настроения.

Выделение компании, специализирующейся на проектировании и производстве реактивных двигателей, интегрированных авиационных систем, авионики и цифровых решений как для коммерческого, так и для оборонного секторов, также предлагающей послепродажные услуги, включая техническое обслуживание, ремонт и модернизацию, которые поддерживают эксплуатантов воздушных судов по всему миру, позволило инвесторам сосредоточиться исключительно на авиационном бизнесе GE, избежав сложностей, связанных с диверсифицированным промышленным конгломератом.

В 1-м квартале 2025 года скорректированная прибыль на акцию (EPS) компании составила $1,49 по сравнению с консенсус-прогнозами аналитиков Уолл-стрит в $1,27, вырастя на 60% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Доход составил $9,94 млрд., показав рост на 11% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Руководство по итогам отчетного периода подтвердило свой годовой прогноз, прогнозируя скорректированную прибыль на акцию в диапазоне от $5,10 до $5,45 долл. США. Также компания по итогам отчетного периода показала $12,3 млрд. общего объема заказов (рост на 12% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года).

Компания вкладывает наиболее значительные средства в роботизированные системы обработки материалов, автоматизацию станков с ЧПУ, инструменты предиктивного обслуживания на основе искусственного интеллекта, 3D-печать (аддитивное производство) для критически важных компонентов аэрокосмической отрасли. GE9X – самый мощный в мире двигатель для коммерческих самолетов, обеспечивающий на 10% лучшую топливную эффективность, чем его предшественник GE90-115B. Семейство двигателей GEnx налетало более 62 млн. часов и установлено примерно на двух третях всех самолетов Boeing 787, находящихся в эксплуатации.

Обе платформы сертифицированы для работы на 100-процентно экологически чистых смесях авиационного топлива (SAF), что поддерживает цели по декарбонизации авиации и дает GE явное преимущество в быстро меняющемся аэрокосмическом секторе.

Хотя перспективы GE Aerospace остаются благоприятными, необходимо отслеживать ряд рисков. В первую очередь, это тарифы, введенные Дональдом Трампом. Генеральный директор компании Ларри Калп недавно признал, что новые тарифы США могут иметь ежегодное отрицательное влияние на деятельность компании в размере $500 млн. К тому же, цепочка поставок в аэрокосмической отрасли остается уязвимой к нехватке материалов и сбоям в логистике.

Реакция независимых аналитиков на такие факты вполне прозрачная. 20 мая компания Northcoast Research понизила рейтинг акций GE Aerospace с «Покупать» до «Нейтральный» на фоне опасений относительно оценки компании после ее роста на 29% за апрель. Аналитики Northcoast Research утверждают, что рост акций компании совпал с уменьшением опасений по поводу продолжающихся торговых войн, контролируемым влиянием импортных пошлин на производителей и поставщиков аэрокосмической техники, улучшением производства самолетов и сообщениями прессы о позитивных изменениях в отрасли. Сейчас же, по мнению Northcoast Research, продолжающиеся торговые споры могут снова разжечь инфляцию и привести к задержкам поставок самолетов. Также отмечается замедление внутренних авиаперевозок.

Акции показали впечатляющую доходность в этом году на фоне амбициозного плана GE Aerospace (NYSE:GE) инвестировать до $1 млрд. в свои американские объекты в 2025 году для укрепления производства и инноваций. Эта инвестиционная стратегия, которая включает в себя наем около 5000 новых сотрудников, направлена ​​на увеличение производственных мощностей, улучшение возможностей и поддержку всего жизненного цикла коммерческих и военных двигателей.

Настроения инвесторов также были подкреплены статусными контрактами высокой стоимости, которые были еще до визита Трампа в Катар и ОАЭ. Крупный контракт в Катаре на длительное обслуживание снижает риски будущих денежных потоков и поддерживает более предсказуемую модель доходов в течение срока службы двигателей для акционеров GE Aerospace. Непосредственным итогом визита Дональда Трампа в ближневосточные государства для GE Aerospace стало то, что были подписаны рекордные сделки по поставкам двигателей местным авиакомпаниям.

В основе соглашения с Qatar Airways лежит крупный заказ на поставку более 400 современных реактивных двигателей GE Aerospace. Это включает в себя обязательство поставки 60 двигателей GE9X, эксклюзивной силовой установки для нового самолета Boeing 777-9, и 260 двигателей GEnx, являющихся популярным выбором для семейства Boeing 787 Dreamliner. Заказ также включает в себя опции для дополнительных агрегатов и полный перечень запасных частей.

В то время как заголовки СМИ посвящены, в основном, рекордной поставке оборудования, реальная долгосрочная ценность заключается в обширных контрактах на техническое обслуживание, ремонт и капитальный ремонт. Эти многолетние сервисные соглашения генерируют более высокую маржу прибыли, чем единовременные продажи двигателей, и предлагают регулярный доход на протяжении десятилетий.

Денежный поток от катарского соглашения поддерживает программу возврата капитала компании, включая квартальные дивиденды в размере $0,28 с прогнозом роста на 30% в 2025 году и программу обратного выкупа акций на сумму $15 млрд.. Только в 1-м квартале 2025 года GE выкупила акции на сумму $1,9 млрд., планируя достичь $7 млрд. за весь год.

Sanad, глобальный поставщик решений в области аэрокосмической инженерии и лизинга, принадлежащий инвестиционной компании Mubadala из Абу-Даби, заключил с компанией партнерство для укрепления кадрового резерва в аэрокосмической отрасли ОАЭ. Это сотрудничество направлено на решение проблемы ожидаемого роста мирового спроса на специалистов по техническому обслуживанию, ремонту и капитальному ремонту, при этом ожидается, что к 2037 году объем сектора достигнет $169 млрд.

Партнерство с GE Aerospace и Safran Aircraft Engines, которое было официально оформлено на Парижском авиасалоне в июне 2023 года, значительно расширило услуги ремонта и капитального ремонта компании Sanad, включив в них двигатели следующего поколения CFM International LEAP-1A и -1B, которые установлены на самолетах семейства Airbus A320neo и Boeing 737 MAX. Центр техобслуживания и ремонта двигателей LEAP компании Sanad начал работу в течение месяца после подписания соглашения и успешно завершил процесс обслуживания первого двигателя LEAP от государственной авиакомпании Flydubai всего через четыре месяца. Инженеры и техники Sanad прошли интенсивные программы обучения в GE Aerospace, что дало им необходимые навыки для таких задач, как быстрый оборот роторной приводной системы и впускной коробки передач, осмотр бороскопом и общее ознакомление.

Популярность двигателя LEAP резко возросла, и портфель заказов превысил 10 тыс. двигателей, в основном из-за его инновационной конструкции, направленной на сокращение выбросов углерода в воздушном транспорте. Расширенные возможности Sanad позволяют компании удовлетворять растущий спрос на услуги обслуживания, ремонта и капитального ремонта для двигателя LEAP, что еще больше укрепляет статус Абу-Даби как глобального авиационного хаба.

Помимо активности в Катаре и ОАЭ, компания GE Aerospace 22 мая подписала дистрибьюторское соглашение с United Aero Group, официально уполномочив компанию в качестве дистрибьютора деталей и запасных частей для двигателей CT7/T700. Это сотрудничество усиливает сервисные возможности GE Aerospace, предлагая операторам CT7/T700 более широкий доступ к необходимым деталям и решениям по техническому обслуживанию. UAG, поставщик услуг послепродажного обслуживания в аэрокосмической отрасли, теперь будет поддерживать распространение деталей и материалов GE Aerospace в регионах, которые в настоящее время не охвачены существующими соглашениями.

Семейство двигателей CT7/T700 компании GE Aerospace наработало более 130 млн. летных часов, работая практически в любых условиях. Поставлено более 25 тыс. двигателей, эти силовые установки используются в 15 типах военных и гражданских вертолетов и самолетов по всему миру.

В конце марта компания подписала крупный контракт с неопределенными сроками поставки/неопределенным количеством (IDIQ) с ВВС США на сумму, как предполагается, до $5 млрд. Соглашение поддерживает зарубежные военные продажи двигателей F110-GE-129, которые устанавливаются на самолетах F-15 и F-16, используемых странами НАТО и их союзниками по всему миру. Семейство двигателей F110 налетало более 11 миллионов часов и имеет самую сильную тягу в своем классе. Недавно оно отметило 40 лет непрерывного производства.

В начале мая был запущен в производство двигатель GE9X, один из самых мощных двигателей для коммерческих самолетов, когда-либо созданных. В настоящее время он проходит путь от сборки до реальной эксплуатации. Он предназначен для будущего самолета Boeing 777X – самого большого двухмоторного пассажирского самолета в мире. С диаметром турбины 3,4 метра GE9X превосходит обычные авиационные двигатели, обеспечивая при этом до 61 тонны тяги. В ходе испытаний было проведено 27 тыс. циклов и 17 тыс. часов оценок. Сертификация уже получена, массовое производство началось.

Завод GE Aerospace в Дареме, Северная Каролина, работает синхронно со сборочным заводом Boeing в Эверетте, штат Вашингтон. Компания синхронизирует производство с производством самолетов Boeing 777X. После сборки каждый двигатель отправляется на завод в Пиблс, штат Огайо, где он проходит жесткие испытания на устойчивость конструкции, прежде чем отправиться на завод Boeing на северо-западе побережья Тихого океана, вблизи Сиэтла, исторической родины всемирно известного производителя самолетов. С испытанием на всасывание пыли, охватывающим 1600 циклов, GE9X спроектирован так, чтобы выдерживать экстремальные условия в засушливых регионах по всему миру.

После 1500 циклов осмотры бороскопом показали, что двигатель, который является наиболее высокотемпературным сегментом самолета, был в рабочем состоянии, что позволило провести еще 100 циклов испытаний, которые он выдержал.

GE9X является мировым лидером в снижении выбросов. Выбросы NOx от двигателя на 55% ниже нормативных пределов. GE Aerospace рассчитывает получить одобрение Extended-range Twin-engine Operation Performance Standards (ETOPS, стандарты эксплуатационных характеристик двухдвигательных самолетов увеличенного радиуса действия, в конце этого года. Компания также инвестирует более $1 млрд. в свою сеть технического обслуживания, ремонта и капитального ремонта для поддержки клиентов GE9X по всему миру.

31 марта 2025 года компания получила субподряд в составе команды под руководством Bell Textron, подразделения компании Textron, на проектирование, разработку и поставку систем авионики (навигации, связи, управления полетом, отображения информации, бортовых вычислительных комплексов) для программы ВВС США «Будущий дальний ударный самолет». Ранее компания Bell получила одобрение армией США на этап В. Далее планируется переход к этапу разработки инженерных и производственных проектов программы.

Переход на следующую фазу позволяет подразделению Future Vertical Lift в GE Aerospace и компании Textron продолжить совершенствование ИТ-обеспечения для будущих программ вертикального взлета самолетов ВВС США в рамках программы Modular Open Systems Approach.

Вспомогательная ИИ-программа Digital Backbone позволит экипажам военных самолетов вносить изменения в систему вооружения, не обращаясь к системному интегратору, что оптимизирует стоимость и скорость изменений. Сама по себе программа Digital Backbone включает в себя два модуля, Time-Sensitive Networking для обеспечения высокоскоростного обмена данными для удовлетворения потребностей в их перемещении по самолету. В дополнение GE Aerospace также поставляет систему Health Awareness System, позволяющую отслеживать физическое состояние экипажа.

10 апреля компании GE Aerospace и MTU Maintenance подписали новое долгосрочное соглашение на услуги по техническому обслуживанию двигателей GEnx в рамках целей обоих компаний по расширению линейки услуг техобслуживания и мощностей мастерских для авиакомпаний и авиапроизводителей, эксплуатирующих двигатели GE Aerospace.

Соглашение о предоставлении услуг под брендом GE позволяет MTU Maintenance Dallas выступать в качестве авторизованной службы технической поддержки для двигателей GEnx и дает ей расширенный доступ к фирменным технологиям ремонта, включая капитальный ремонт.

С момента своего появления в 2011 году семейство двигателей GEnx наработало более 62 млн. летных часов. На сегодня это самый быстро продаваемый двигатель GE Aerospace с большой тягой, в настоящее время в эксплуатации и в резерве находится более 3600 двигателей, включая запасные части. Сегодня двигатели GEnx установлены на двух третях всех самолетов 787, находящихся в эксплуатации.

Недавнее открытие совместного предприятия GE Aerospace-Lufthansa Technik – центра технического обслуживания и испытаний XEOS CFM International Leap – стало последним шагом на пути развития сети послепродажного обслуживания двигателей для узкофюзеляжных самолетов.

В марте был официально введен в эксплуатацию объект XEOS площадью 35303 кв. м, расположенный в Срода-Сленска недалеко от польского Вроцлава. На объекте будут проводиться работы по капитальному ремонту, ремонту и испытаниям двигателей Leap 1A и 1B, которые устанавливаются на самолетах Airbus A320neo и Boeing 737 MAX соответственно. XEOS работает в рамках партнерства, разделенного между GE Aerospace (75%) и Lufthansa Technik (25%).

Первый двигатель в Сроде-Сленске был введен в эксплуатацию в январе этого года, Leap 1B для парка 737 MAX авиакомпании LOT Polish Airlines в рамках соглашения с авиаперевозчиком о пополнении существующих мощностей Lufthansa Technik в Гамбурге. Ожидается, что это соглашение принесет больше работы Leap от LOT Polish Airlines. Базирующийся в Варшаве авиаперевозчик эксплуатирует флот из 18 самолетов 737-8, еще 13 заказаны, что в общей сложности составляет 62 двигателя Leap 1B, плюс запасные части.

Первоначально площадка XEOS открылась в конце 2019 года и специализировалась на двигателях General Electric GEnx-2B для самолетов Boeing 747-8 и будущих двигателях GE9X для 777X, последний из которых столкнулся с задержками, и в настоящее время его планируется ввести в эксплуатацию в 2026 году. После пандемии COVID-19 GE решила возродить объект как специализированный цех Leap, отчасти из-за высокого спроса на техническое обслуживание и ремонт двигателей этого типа в ближайшем будущем.

На площадке XEOS также поддерживаются работа модуля Leap 1A и испытания двигателя. В ближайшие месяцы совместное предприятие планирует увеличить свои возможности по капитальному ремонту и ремонту, добавив возможности испытательной ячейки для Leap 1B. На площадке имеется 13-метровая испытательная ячейка, изначально построенная для силовых установок GEnx и GE9X. XEOS планирует ввести в эксплуатацию в общей сложности 36 двигателей Leap в 2025 году, но это число значительно увеличится в последующие годы, с конечной целью вводить в эксплуатацию по одному двигателю каждый рабочий день.

В настоящее время в цехе работают 250 человек. К концу года их число планируется увеличить до более чем 300 человек. Сеть послепродажного обслуживания включает GE Aerospace, партнера по совместному предприятию CFM International Safran и 22 внешних магазина. Развитие XEOS идет в рамках одной программы вместе с модернизацией других магазинов и сервисных центров GE – в Трес-Риос и Селме, Бразилия, и Субанге, Малайзия.

К 19 мая компания завершила более 3 тыс. циклов ресурсных испытаний новейших аэродинамических профилей турбин высокого давления, что стало шагом на пути к разработке более компактного газогенератора двигателя для будущей авиации. В ходе испытательной кампании была оценена долговечность и топливная эффективность лопаток и сопел низкокипящих рабочих тел, что продемонстрировало улучшения по сравнению с традиционной технологией турбин. Испытания на выносливость имитируют взлет с полной тягой и набор высоты.

Испытания идут в рамках программы CFM RISE, запустят, правда, ее нескоро, речь может идти только о текущем десятилетии. GE Aerospace планирует дальнейшие исследования, следующими на повестке дня будут испытания на всасывание пыли. На этом этапе будет оцениваться производительность турбинных лопаток, работающих в экстремальных условиях, оценивая их поведение в самой горячей части двигателя при суровых экологических нагрузках. С момента своего запуска в 2021 году программа CFM RISE стала одной из самых амбициозных демонстраций авиационных технологий.

В дополнение к компактному ядру двигателя, программа исследует новаторские технологии, такие как архитектура Open Fan и гибридно-электрические системы. Инновации тестируются как с обычными, так и с альтернативными видами реактивного топлива, включая несмешанное устойчивое авиационное топливо.

Программа CFM RISE направлена ​​на достижение более чем 20-процентного повышения топливной экономичности, а также на повышение долговечности и надежности по сравнению с самыми эффективными современными коммерческими двигателями. Революционные инновации для устойчивых двигателей (RISE) – это программа демонстрации технологий и зарегистрированная торговая марка CFM International, совместного предприятия с равным долевым участием GE Aerospace и Safran Aircraft Engines.

Ну и куда ж обойтись без ИИ? В этом году компания представила инструмент проверки на базе искусственного интеллекта двигателей узкофюзеляжных самолетов. Технология обещает максимально увеличить «время нахождения двигателей в строю», гарантируя, что они будут работать дольше, чем ранее использовавшиеся аналоги, прежде, чем потребуется ее техническое обслуживание. Анализируя огромные объемы данных, новый инструмент может обнаруживать потенциальные проблемы до того, как они станут критическими. Технология была успешно протестирована на различных узкофюзеляжных двигателях, продемонстрировав свою эффективность в реальных сценариях.

Еще одна значимая научная разработка, сделанная компанией за последнее время – технология Open Fan, которая реально может преобразовать конструкцию реактивного двигателя. Она широко обсуждалась, когда европейский производитель самолетов Airbus провел свой третий ежегодный саммит в Тулузе, Франция, представив новаторские разработки.

Архитектура двигателя Open Fan, которая может произвести революцию в области топливной экономичности и сокращения выбросов. Новейшие двигатели компании CFM, CFM LEAP, на 15% лучше расходует топливо, чем его предшественник, двигатель CFM56. CFM56 на 15–20% лучше своего предшественника. Но, несмотря на эти достижения, фундаментальная форма коммерческих реактивных двигателей осталась относительно неизменной. Open Fan – гораздо более революционный подход, который может произвести настоящий переворот в индустрии производства реактивных двигателей.

Технология Open Fan устраняет традиционный кожух двигателя, увеличивая степень двухконтурности и значительно повышая эффективность. Помимо повышения эффективности, Open Fan рассчитан на работу с альтернативными видами топлива, включая устойчивое авиационное топливо и гибридные электрические системы, что еще больше способствует стремлению авиации к устойчивому развитию. Первый вид топлива, известный под аббревиатурой SAF, представляет собой вид горючего, применяемого в коммерческих самолетах и получившего подтверждение соответствия экологическим стандартам. Данный продукт создается из возобновляемых ресурсов и обладает схожей химической структурой с обычным авиационным топливом, получаемым из нефти. Если конкретно, оно изготавливается либо посредством объединения углекислого газа и воды, зачастую с использованием процесса электролиза, либо за счет обработки органического материала, включая растительные масла, отработанные жиры животного происхождения, сельскохозяйственные остатки, целлюлозу, морские водоросли, а также сырье, используемое для получения сахара и крахмала. Второй вариант – авиационные гибридные силовые установки, которые сочетают в себе два способа преобразования энергии: сначала двигатели внутреннего сгорания вырабатывают механическую энергию, которая затем преобразуется в электричество посредством генераторов. Т.е., как в карьерных самосвалах, в том числе, известных на постсоветском пространстве еще с советских времен БелАЗах. За счет этого достигается уменьшение расхода энергии, иначе говоря, силовая установка генерирует ровно столько энергии, сколько требуется. Также к достоинствам авиационных гибридных силовых установок относится повышенная тишина. Конструкция электродвигателей проще, чем у ДВС: в них меньше деталей, подверженных трению и износу, что увеличивает их долговечность.

В феврале 2025 года турбовинтовой двигатель Catalyst, разработанный GE Aerospace и Avio Aero, был официально сертифицирован Федеральным управлением гражданской авиации (FAA). Полностью разработанный в Европе компанией Avio Aero, итальянской дочерней компанией GE Aerospace, двигатель предназначен для Beechcraft Denali, новейшего одномоторного турбовинтового самолета Textron Aviation.

В проекте были задействованы специалисты и компании из Италии, Польши, Германии и Чехии. Целью являлась разработка новой технологии центральной линии. Чистые конструкции, когда двигатель создается с нуля без использования модернизированных существующих компонентов, встречаются редко из-за их сложности и стоимости, проще было бы идти по наименьшей линии сопротивления. Catalyst прошел 23 испытания на уровне двигателя и более 190 оценок на уровне компонентов, проработав более 8 тыс. часов, включая 3 тыс. часов непосредственных летных испытаний.

Одной из самых передовых особенностей Catalyst является интеграция полнофункциональной цифровой системы управления двигателем, системы, ранее применявшейся только в пассажирских самолетах. Она управляет параметрами двигателя автономно, предоставляя пилотам оптимизированный режим управления расходом топлива, тягой и крутящим моментом, а также переход от ручного управления к полной автоматизации. Разработка играет центральную роль в гибридно-электрическом проекте AMBER от Clean Aviation, позиционируя его для будущих, пока еще альтернативных, источников привода реактивных турбин.

Qatar Airways

Qatar Airways – национальная авиакомпания Катара, одна из самых успешных в мировой авиационной отрасли. Деятельность компании началась в 1994 году, когда она была небольшим региональным перевозчиком, обслуживающим несколько маршрутов. Авиакомпания была модернизирована в 1997 году по поручению эмира Катара шейха Хамада бен Халифа Аль Тани, который поставил цель превратить Qatar Airways в ведущую международную авиакомпанию с высочайшими стандартами обслуживания и передовым опытом. С тех пор Qatar Airways стала одним из самых быстрорастущих авиаперевозчиков в истории авиации, показавшим беспрецедентный рост, выражающийся в среднем двузначными цифрами каждый год его деятельности. Авиакомпания развивалась под руководством генерального директора группы компаний Акбара Аль Бейкера, назначенного в 1997 году.

В апреле 2011 года авиакомпания Qatar Airways достигла рубежа в 100 пунктов назначения по всему миру. Два месяца спустя она стала авиакомпанией года на ежегодной премии Skytrax World Airline Awards, когда за Qatar Airways проголосовали более 18 млн. авиапассажиров, когда-либо пользовавшихся ее услугами, по всему миру. В июле 2012 года авиакомпания Qatar Airways снова была названа авиакомпанией года, удерживая этот титул второй год подряд.

По состоянию на 2024 год Qatar Airways получила этот титул на той же ежегодной церемонии вручения премий уже в беспрецедентный для мировой отрасли авиаперевозок восьмой раз. Всего же за свою историю она получала премию как лучшая авиакомпания мира в 2011, 2012, 2015, 2017, 2019, 2021, 2022 и 2024 годах, также завоевав награды «Лучший бизнес-класс мира», «Лучший зал ожидания бизнес-класса в мире» и «Лучшая авиакомпания на Ближнем Востоке» по версии Skytrax World Airline Awards, а также «Лучший веб-сайт авиакомпании мира» по версии World Travel Tech Awards.

Qatar Airways стала первой авиакомпанией на Ближнем Востоке, получившей сертификат самого высокого уровня программы оценки воздействия на окружающую среду (IEnvA) ИАТА, основанной на принципах системы устойчивого управления окружающей средой (таких как ISO 14001). В марте 2016 года Qatar Airways стала первой авиакомпанией в мире, получившей сертификат отраслевого стандарта по предотвращению незаконной торговли дикими животными и их перевозок самолетами.

В настоящее время Qatar Airways выполняет рейсы в более чем 170 пунктов назначения по всему миру, используя свой узловой аэропорт в Дохе – международный аэропорт Хамад, признанный «Лучшим аэропортом мира» по версии Skytrax в 2021, 2022 и 2024 годах. В 2024 году международный аэропорт Хамад юбилейную награду за 10 лет подряд «Лучший аэропорт на Ближнем Востоке», а также второй год подряд – награду «Лучший аэропорт мира для шопинга».

Пока Qatar Airways не является публичной компанией, акции которой торговались бы на биржах. Но она планирует первичное публичное размещение акций, и инвесторы по всему миру ждут этого события и присматриваются к финансовым показателям группы компаний, чтобы быть первыми, кто купит ее ценные бумаги. Вопрос о приватизации группы компаний и проведении IPO сейчас рассматривается Катарским инвестиционным управлением и другими государственными органами.

Следует отметить, что на Аравийском полуострове существует общая тенденция к приватизации авиакомпаний, принадлежащих монархическим династиям. Такие перевозчики как Etihad Airways (ОАЭ) и Flynas (Саудовская Аравия), все чаще рассматривают возможность первичного публичного размещения акций, чтобы извлечь больше выгоды из международных перевозок. Т.е., учитывая настроения в соседних странах, перспективы того, что скоро инвесторы смогут покупать акции весьма привлекательной по своим финансовым показателям и планам расширения группы становятся вполне реальными.

С другой стороны, несмотря на обсуждения IPO, Qatar Airways по-прежнему сосредоточена на стратегических инвестициях. Уже упомянутое приобретение доли в Virgin Australia у Bain Capital делает ее ключевым инвестором в ожидаемом IPO Virgin Australia.

По итогам 2024/25 финансового года Qatar Airways Group показала самые сильные финансовые результаты за всю свою историю. Прибыль группы компаний составила 7,85 млрд. катарских реалов ($2,15 млрд.), показав рост более чем на 1,7 млрд. реалов ($0,5 млрд.) по сравнению с предыдущим годом. Qatar Airways Cargo, ведущий мировой грузовой авиаперевозчик и один из ведущих мировых пассажирских авиаперевозчиков, зафиксировал в 2024/25 финансовом году рост выручки на 17%, достигнув лучших финансовых результатов с периода пандемии COVID. Это объясняется его гибкостью в адаптации к меняющимся рыночным условиям, акцентом на инвестировании в цифровизацию, более глубоким анализом на основе данных и лучшей в своем классе надежностью.

Основные финансовые результаты за отчетный период включают в себя рекордный рост прибыли на 28% в 24/25 финансовом году, расширение международного аэропорта Хамад, что позволит ему обслуживать 65 млн. пассажиров в год, установка первой в мире среди авиакомпаний сверхскоростного Wi-Fi Starlink на своих самолетах Boeing 777, приобретение 25% миноритарного пакета акций Virgin Australia и 25% акций ведущей региональной авиакомпании Южной Африки Airlink, внедрение диалогового искусственного интеллекта в первую в мире цифровую систему управления бортпроводниками Sama, заключение нескольких технических меморандумов о взаимопонимании, обеспечивающих перспективность и диверсификацию бизнеса в секторе, а также работающих над реализацией планов Национальной стратегии Катара до 2030 года, исторически значимые заказы на самолеты и двигатели.

1-й квартал 2025/2026 финансового года будет лучше, с большим отрывом, по сравнению с прошлым годом, исходя из предварительных бронирований на июнь и июль. Qatar Airways сейчас рассматривает разнообразные способы дальнейшего увеличения своей финансовой отдачи. Международное сотрудничество не исчерпывается только Boeing и GE Aerospace. Что касается соглашения между Qatar Airways Group и Virgin Australia, такое партнерство предлагает потребителям больше возможностей, предлагая больше мест и направлений по всему миру. В австралийской компании считают, что это дает для нее потенциал удвоить грузовые перевозки.

Сотрудничество между Malaysia Airlines и Qatar Airways существует с 2018 года, отметив, что Qatar Airways является предпочтительным партнером, отношения, которые формировались в течение последних шести лет, при этом обе компании смогут заработать не только на авиации: морская индустрия Тихоокеанского региона представляет собой приблизительно 30% мирового туристического потенциала, а конкретно Азиатско-Тихоокеанский регион представляет собой приблизительно 50% мирового потенциала.

Сделка с Трампом в середине мая стал рекордной для компании сделкой на поставку широкофюзеляжных самолетов Boeing. Qatar Airways разместил твердые заказы на 160 лайнеров с опционом на покупку еще 50, а также двигателей GE Aerospace. Товар, конечно, будет доставлен не сразу, но в преддверии первичного публичного размещения акций долгосрочные перспективы могут играть большую роль.

Особенно это актуально для инвестиционной привлекательности компании тем, что снижает климатические риски: большие версии конкурирующего самолета Airbus A350, оснащенные двигателями Rolls-Royce, сталкиваются с проблемами технического обслуживания из-за эксплуатации в самых жарких климатических условиях мира, включая родной регион Персидского залива.

Программа поставок самолетов и двигателей в Катар разработана флагманскими американскими производителями лайнеров и двигателей Boeing и GE Aerospace уже давно. Но 777X все еще находится в стадии разработки, а поставки должны начаться в 2026 году, на шесть лет позже графика. Qatar Airways уже заказала 94 самолета 777X. У ее конкурента Emirates заказы на 205 самолетов 777X. Эти две авиакомпании были среди первых клиентов, когда Boeing запустила программу в 2013 году.

Такое расширение производственных мощностей для многих стало громом среди ясного неба, но не для тех, кто внимательно отслеживал стратегию группы компаний в последние годы, получившую амбициозное название Qatar Airways 2.0. Она включает в себя комплекс внедрений новой продукции. Ниже перечислим только некоторые из них, наиболее инновационные и интересные.

В действительности, уже упомянутое вхождение Qatar Airways в состав акционеров Virgin Australia может иметь значительно большее для группы компаний технологическое значение, чем сделка с американскими монстрами мирового самолетостроения. Если в случае с проведенной Трампом сделки только увеличится авиапарк и расширится количество направлений, то проведенная осенью прошлого года сделка с австралийской компанией может как раз вписаться полностью в концепцию Qatar Airways 2.0. Обе компании объявили о партнерстве с Renewable Developments Australia, компанией из Брисбена, которая планирует разработать заявленное 100-процентное устойчивое и экологичное авиационное топливо путем переработки биоэтанола, полученного из сахарного тростника, на новом предприятии недалеко от Чартерс-Тауэрс, города на крайнем севере Квинсленда. RDA планирует построить завод по производству реактивного топлива, используя тростник, выращенный прямо там, на месте. Компания намерена производить до 96 млн. литров SAF в год, начиная с 2029 года, заручившись письменным обязательством от Boeing предоставлять общественно-политическую поддержку и техническую экспертизу. Параллельно Virgin Australia будет закупать смешанное топливо у Viva Energy в аэропорту Просерпайн как переходный вариант.

Биоэтанол будет производиться с использованием технологии испанской компании Tomsa Destil, которая проектирует и производит установки для перегонки спирта и производные продукты. Затем он будет преобразован в топливо SAF с использованием технологии PureSAF, разработанной Swedish Biofuels.

В прошлом году Qatar Airways запустили первый в мире рейс лайнера Boeing 777, оборудованного Wi-Fi связью принадлежащей Маску компании Starlink. Пока она действует в качестве пилотного проекта на некоторых самолетах компании, но в этом году планируется ввести его на все самолеты линейки 777. Ранее на высоте 10 км, на которой летают 777-е, интернет был недоступен. Первый рейс лайнера авиакомпании с такой опцией из Дохи в Лондон сопровождался проверкой качества видеосвязи самим Илоном Маском, пообщавшимся по ней с генеральным директором и главным инженером авиаперевозчика Бадром Мохаммедом Аль Миром. Starlink бесплатен для всех пассажиров и работает от выхода до выхода.

Группа компаний была намерена превзойти свою первоначальную цель в три самолета, оборудованных Starlink, введя в эксплуатацию 12 самолетов Boeing 777-300 с этой связью к концу 2024 года. Правда, все же, их ввели в эксплуатацию чуть позже. Также в этом году планируется установить беспроводные сети на весь парк самолетов Airbus A350.

В конце 2024 года группа компаний начала работы по размещению первой вспомогательной силовой установки, их завершение планируется к 2028 году. Qatar Airways была выбрана компанией Honeywell в качестве официального поставщика услуг по техническому обслуживанию, ремонту и капитальному ремонту вспомогательных силовых установок Airbus A350. Эта лицензия – первая в регионе Ближнего Востока и Африки для Honeywell HGT1700 APU.

Вспомогательная силовая установка Honeywell HGT1700, размещенная в хвостовой части Airbus A350, обеспечивает жизненно важную электрическую и пневматическую мощность для нескольких бортовых систем, включая главные двигатели самолета. Благодаря этому соглашению Qatar Airways получит долгосрочный источник дохода за счет обслуживания других авиакомпаний, а также долгосрочный источник экономии на расходах на обслуживание собственного авиационного флота.

ИТ-решения группы компаний заслуживают отдельного внимания. Настоящим фурором этого года стала САма, первый в мире цифровой бортпроводник с искусственным интеллектом, теперь способный понимать арабские диалекты и свободно отвечать пока только на современном стандартном арабском языке (но этого достаточно, потому что большинство носителей не всегда взаимопонимаемых диалектов учили стандартный арабский в школе) Сама помогает с бронированием билетов, рекомендациями по направлениям и отвечая на вопросы о продуктах и ​​услугах Qatar Airways посредством интуитивного общения в режиме реального времени. Арабоязычная версия Самы теперь доступна на всех цифровых платформах Qatar Airways, включая отмеченное наградами мобильное приложение авиакомпании и ее веб-версию QVerse.

На борту Qatar Airways снабдила своих 15 тыс. бортпроводников индивидуальным цифровым приложением, позволяющим им получать доступ к профилям пассажиров, предпочтениям и особым запросам в режиме реального времени. Это означает, что независимо от того, являетесь ли вы участником Privilege Club с любимым блюдом или впервые летающим, которому нужна экскурсия по местам, экипаж оснащен всем необходимым, чтобы предвидеть и персонализировать ваш опыт в каждой точке соприкосновения. Приложение также оптимизирует обслуживание питания и отмечает медицинские потребности.

Но значительная часть ИТ-разработок компании носит скорее игровой или декоративный характер, видимо, связанный с целью отвлечь от устрашающих мыслей пассажиров, которые боятся полета. Так, функция ORCHARD в QVerse представляет собой гиперреалистичное виртуальное воссоздание культового крытого сада в международном аэропорту Хамад. Пользователь может предварительно просмотреть часть своего путешествия в ярких деталях задолго до вылета.

К этой же категории относится новаторское соревнование по киберспорту «Gaming in the Sky» на борту самолета. Мероприятие проводилось с использованием технологии связи Starlink и состоялось 11 мая 2025 года во время полета из Дохи в Лондон. Турнир собрал лучших мировых талантов в области онлайн-игр, включая Tfue, Castro1021, Lisa Zimouche, Alodia Gosiengfiao, Dantic, SV2, AJ3, Aameghessib, Danny Aarons, Ffearfful, MattHDGamer и Slater и Oussifooty в качестве ведущего. Соревновались две команды – Team Burgundy Oryx и Team Grey Aviators. Поклонники киберспорта по всему миру следили за путешествием на страницах Qatar Airways в социальных сетях.

По части применения связи Starlink не все так просто, поскольку конкуренция у группы компаний все же есть. Почти одновременно с Qatar Airways авиакомпания Gulf (Бахрейн) представила свой первый самолет 777, оснащенный технологией сверхскоростного интернета с Starlink , а недавно уже модернизировала 15 самолетов. Недавно авиакомпания United Airlines (США) установила Starlink на свой первый региональный самолет Embraer 175 и в ближайшие годы оснастить этой услугой более 1000 магистральных и региональных самолетов. AirBaltic (Латвия) также начала установку Starlink на своих самолетах A220-300, а другие перевозчики, включая SAS (Дания, Норвегия, Швеция), Air France (Франция) и WestJet (Канада), также недавно объявили о планах по использованию технологии Starlink.

Что касается проекта экологически чистого реактивного топлива, то как для Qatar Airways, так и для Renewable Developments Australia, Boeing и GE Aerospace, проект может столкнуться с серьезной конкуренцией. Чартерс-Тауэрс, место, выбранное для проекта, находится в 140 километрах от Таунсвилла, где реализуется еще один проект по переработке сахарного тростника в экологически чистое авиатопливо, который разрабатывает Jet Zero Australia с партнерами, включая Qantas, Airbus, правительство Квинсленда и базирующегося в США производителя реактивного топлива из спирта, LanzaJet. Целью этого проекта является производство 102 млн. литров топлива в год. Как и в варианте Чартерс-Тауэрс, все перерабатывающие мощности будут расположены близко к производству биомассы и тростниковым плантациям, чтобы снизить риски, связанные с поставками сырья и колебаниями цен. Район выбран, надо сказать, участниками обоих проектов более чем удачно: там созданы оптимальные условия для выращивания биомассы с бОльшим количеством солнечного света, чем в прибрежных районах, регулярными осадками, устойчивыми запасами воды и защитой от неблагоприятных погодных явлений, таких как циклоны. Сахарный тростник – основа экономики Квинсленда, который, в свою очередь, примерно на 80% обеспечивает сахаром всю Австралию.

Австралийское правительство, одобрив инвестиции Катара в Virgin, заблокировало заявку базирующегося в перевозчика на увеличение числа собственных рейсов в Австралию, сославшись, но не объяснив, на «соображения национальных интересов». Хотя правительство Квинсленда приветствовало новое партнерство: казначей и министр энергетики Дэвид Джанецки одобрил проект и подтвердил приверженность правительства развитию сектора устойчивого топлива в штате.

Коль скоро группа компаний все же совершит первичное публичное размещение акций, безусловно, они будут интересны инвестору, и, учитывая агрессивную экспансию группы и динамичное развитие ее сервисов, они с большой долей вероятности сохранят хотя бы частично свою повышательную динамику, которая, в общем-то, наблюдается после IPO у большинства новоиспеченных эмитентов, но не всегда остается таковой в долгосрочном и даже среднесрочном временном масштабе. Неблагоприятными медвежьими факторами могут оказаться довольно коварная и жесткая конкурентная среда, и, что немаловажно, сведение собственных научных разработок только к экосистемам виртуальной реальности, но не к профильным ноу-хау.

Etihad Airways

Эта компания из ОАЭ также заключила крупный контракт на пополнение своего авиапарка самолетами Boeing с двигателями GE Aerospace.

Etihad Airways –флагманский авиаперевозчик Объединенных Арабских Эмиратов со штаб-квартирой в Халифе, элитном городе-спутнике Абу-Даби одноименного эмирата. Основанная в июле 2003 года, авиакомпания начала свою деятельность в ноябре того же года, совершив инаугурационный рейс из Абу-Даби в Аль-Айн на Airbus A330-200 с пролетом по кругу над всеми семью эмиратами.

В настоящий момент размер флота составляет 96 самолетов марок Airbus А320, Airbus А321, Airbus А350, Airbus А380, Boeing 777, Boeing 787. Компания работает по более чем 120 направлениям пассажирских и грузовых перевозок по всему миру. Хабом является международный аэропорт Зайда (бывший аэропорт Абу-Даби). Название «Etihad» переводится с арабского как «союз» или «единство», символизируя единство семи эмиратов, входящих в состав ОАЭ.

Компания была основана указом эмира Абу-Даби (он же в то время – президент ОАЭ) шейха Халифы бин Заида Аль Нахайяна с первоначальным капиталом в 500 млн. дирхамов. Первые коммерческие рейсы были по направлению Абу-Даби – Бейрут (Ливан), на широкофюзеляжном самолете Airbus. Уже в июне 2004 года Etihad разместила колоссальный заказ для столь молодого перевозчика заказ на сумму $8 млрд. на самолеты Boeing и Airbus, включая «Суперджамбо» Airbus A380.

Первоначально авиакомпания обслуживала только направление на Бейрут и только двумя самолетами Airbus A330. Так продолжалось два года, пока не был запущен первый рейс в Северную Америку, значительный рынок для многих ближневосточных перевозчиков. Самолет Абу-Даби – Торонто (Канада) летал три раза в неделю на Airbus A330-200, причем через Брюссель, что позволило Etihad расширить в дальнейшем свои услуги в Европе через соглашение о код-шеринге с Brussels Airlines. В следующем году авиакомпания запустила свой первый ежедневный рейс в США, из Абу-Даби в Нью-Йорк JFK. В первые годы своей деятельности авиакомпания активно расширяла свою маршрутную сеть, добавляя как минимум одно новое направление каждый месяц. Рейсы выполнялись, в основном, на новом Airbus A340-500.

За 20 лет компания получила более 30 наград. Etihad Airways на 100% принадлежит правительству эмирата Абу-Даби через Abu Dhabi Developmental Holding Company, контролируемый государством суверенный фонд благосостояния. Эта структура собственности была создана в октябре 2022 года, когда ADQ приобрела Etihad Aviation Group. Финансирование компания получала до 2019 года от государства, всего около $22 млрд. с момента своего основания; от Фонда национального благосостояния с 2022 года по настоящее время; от инновационных финансовых инструментов, таких как первый в мире переходный сукук (исламские облигации), связанный с целями по сокращению выбросов углерода.

Уникальные продукты Etihad, не имеющие аналогов, связаны, главным образом, с повышенным уровнем комфорта для пассажиров премиум-класса. Это The Residence, уникальный трехкомнатный люкс на борту самолета Airbus A380, включающий гостиную, спальню и отдельную ванную комнату с душем; апартаменты первого класса – полностью закрытые апартаменты с откидывающимся креслом, отдельной двуспальной кроватью и персональным туалетным столиком; лобби – зона отдыха и бар на борту, предназначенная исключительно для пассажиров первого и бизнес-класса; услуги летающей няни – специально обученные няни помогают семьям во время длительных перелетов, предлагая развлечения и уход за детьми; персонализированное обслуживание – персональные дворецкие для пассажиров Residence и бортовые повара в первом классе, которые готовят блюда с учетом предпочтений пассажиров. Также следует отметить, что за 21 год работы у компании не было ни одного несчастного случая со смертельным исходом.

Акции Etihad Airways пока не имеют публичного оборота на бирже, но компания планирует первичное публичное размещение. В конце февраля прошла новость, что оно запланировано на март на сумму $1 млрд. Потом будущему эмитенту пришлось его отложить. Когда бы оно ни состоялось, оно станет первым IPO крупной авиакомпании стран Персидского залива почти за два десятилетия. Последней авиакомпанией в регионе, разместившей свои акции на фондовом рынке, была кувейтская Jazeera Airways в 2008 году. Etihad Airways планирует предложить 20% бизнеса за счет продажи новых акций для финансирования своих планов роста.

По мере откладывания размещения в долгий ящик появилась информация о том, что IPO будет включать 2,7 млрд. первичных акций, при этом вырученные средства возвращаются компании, а не основному акционеру. В любом случае, инвесторы возлагают надежду на листинг акций эмиратской компании, поскольку во всем мире авиакомпании находятся под прицелом тарифов Трампа, ответных тарифов в своих странах, и борются с задержками поставок самолетов, неполадками двигателей, запчасти для которых нередко поступают из США, перебоями в работе рабочей силы и резким ростом расходов.

При этом, если размещение состоится, Etihad станет второй компанией в этом году, которая проведет IPO в ОАЭ после того, как в этом месяце компания Alpha Data, предоставляющая технологические услуги, предложила инвесторам 40% акций.

Сейчас ожидается, что авиакомпания, все же проведет или хотя бы начнет IPO в текущем квартале, первоначально речь шла о том, что это будет после праздника Ид аль-Фитр, который приходится на 30 марта, а 30 марта прошло уже давно. Причина задержки пока неизвестна. Авиакомпания отказывается от комментариев по этому поводу.

В 1-м квартале 2025 года финансовые показатели компании были как нельзя лучше для проведения первичного публичного размещения акций. Прибыль за первый квартал была рекордной, она составила 685 млн. дирхамов ОАЭ, что на 30 % больше, чем в аналогичном периоде предыдущего года, главным образом, благодаря высокому спросу и повышению эффективности. Результаты статистических опросов клиентов показывают, что их уровень удовлетворенности услугами компании находится на рекордно высоком уровне, увеличившись на 20% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Количество пассажиров выросло на 16% в годовом исчислении до 5 млн. человек, а коэффициент загрузки кресел увеличился до 87%. Общая выручка выросла на 15% по сравнению с первым кварталом 2024 года, чему способствовали как пассажирские, так и грузовые перевозки. Etihad продолжает лидировать в регионе по росту пассажиропотока с почти 20 млн. пассажиров, перевезенных за последние 12 месяцев.

Флот продолжал расширяться. Еще один A380 вернулся в эксплуатацию в течение квартала, предлагая First Apartments и The Residence. В апреле Etihad получила еще один A350-1000, а затем еще один Boeing 787 Dreamliner. Эти новые самолеты оснащены сверхскоростным Wi-Fi и обновленными системами развлечений на борту.

На 2025 год объявлено 16 новых маршрутов. Доходы от пассажирских перевозок выросли на 16% и достигли 5,5 млрд. дирхамов ОАЭ. Рост пассажиропотока был обусловлен 14-процентным ростом доступных пассажиро-километров по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года и улучшением коэффициента загрузки пассажирских кресел.

Улучшение показателей грузооборота привело к росту доходов от грузоперевозок на 8% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, несмотря на сокращение объемов на 4%. EBITDA вырос на 32% в годовом исчислении, достигнув 1,4 млрд. дирхамов ($379 млн.), увеличив рентабельность по EBITDA до 21% (+3 п.п. по сравнению с аналогичным периодом 2024 года). Денежный поток от операций достиг 1,8 млрд. дирхамов ($500 млн.), что на 11 % больше, чем аналогичном периоде предыдущего года.

Основной риск геополитический. Пример – ситуация в Индии и Пакистане. 9 и 10 мая Etihad Airways объявила о значительных перебоях в своих рейсах в Пакистан и из Пакистана в связи с продолжающимся закрытием воздушного пространства Пакистана из-за конфликта с Индией. Авиакомпания Etihad Airways тогда уведомила пассажиров, что пассажиры, следующие транзитом через Абу-Даби и совершающие пересадку на отмененные рейсы, не будут допущены к перелету из первоначального пункта отправления, если они не организовали альтернативный дальнейший перелет из Абу-Даби.

Еще один фактор риска – конкуренция. Увы, основная конкуренция наблюдается внутри страны с такой бывалой и авторитетной компанией как Emirates Airways. По сравнению с ней Etihad Airways – как начитавшийся умных книжек амбициозный безусый юнец перед убеленным сединами хоть и скромным, но опытным работягой, который и на токарном станке работать умеет, и асфальт класть, и смесители ставить и вообще на все руки мастер.

Зачем ОАЭ потребовалась вторая национальная авиакомпания под государственным контролем? Разгадка очень простая. Когда отдельно взятые мелкие эмираты, из которых сейчас состоит ОАЭ, были британскими протекторатами, между ними особой дружбы не было. Пережитки этого есть и до сих пор: каждый из них – абсолютная монархия, во главе которой стоит эмир, а президентом ОАЭ пожизненно назначают эмира самого крупного эмирата – Абу-Даби. Вот и не понравилось президенту-эмиру, что в Дубае есть своя национальная авиакомпания, существующая еще с 1986 года, а в Абу-Даби – нет. Сделали вторую. У первой количество рейсов больше, и больше количество самолетов, вторая же не пережила еще болезни роста, и беспокоится, главным образом, о том, как впихнуть премиум-класс в узкофюзеляжные самолеты. Потому еще неизвестно, кто кого.

При своих финансовых результатах Etihad, безусловно, в случае IPO будет интересна для инвесторов. Но сделку под руководством Трампа можно назвать знаковой только в случае, если она действительно сменит приоритеты на развитие дальних перелетов на широкофюзеляжных самолетах, предложенных американской стороной. Сделка, заключенная в Катаре, явилась куда более масштабной и знаковой. Из этого можно заключить, что сделка в ОАЭ носила скорее геополитический характер: вы у нас самолеты покупаете, а мы вас освобождаем от тарифов. Не перепрыгнув такой подход, не видать компании какого-либо взрывного роста акций.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)