При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
К таким выводам пришли аналитики Группы ДРТ в ежегодном исследовании потребительских расходов «Новый год и Рождество – 2026», проанализировав планируемые траты жителей страны в преддверии праздников.
Опрос проводился осенью 2025 года среди более 1600 респондентов в возрасте от 18 до 65 лет из разных регионов России и с различным уровнем дохода.
Желание и действительность
Подход россиян к распределению новогоднего бюджета остается неизменным на протяжении нескольких лет проведения исследования. Традиционно крупнейшей статьей расходов (44%) остается новогодний стол и угощения, еще 40% респонденты отвели на новогодние подарки, а 16% – на развлечения и досуг. Больше половины респондентов (56%) надеются получить в подарок деньги, но лишь 29% готовы их подарить. Следующими по распространенности и желанности подарками являются товары для дома (39%), электроника (33%), подарочные карты и сертификаты (30%), а также косметика и парфюмерия (29%).
Шоколад россияне дарят чаще (35%), чем хотят получить (22%). А спрос на путешествия и электронику, напротив, останется неудовлетворенным: 6% против 26% и 15% против 33% соответственно. Подарки для дома (46%) и косметика (44%) – самые желанные подарки для женщин. Спрос на них практически совпадает с желанием подарить. Для мужчин самым желанным подарком является электроника (42%), но только 21% женщин планируют ее подарить.
По данным исследования, 54% опрошенных намерены отметить Новый год и Рождество за счет своих текущих доходов – заработной платы и годовых премий, – в то время как 34% смогли заранее отложить средства для празднования. При этом 12% респондентов планируют взять кредит или использовать кредитные карты, чтобы отметить праздники. Традиционно около половины россиян (43%) намерены покупать подарки во второй половине декабря. Чаще всего это связано с ожиданием новогодних премий. 80% россиян планируют купить подарки онлайн, включая маркетплейсы, сайты и приложения розничных магазинов.
Разнообразие поколений
В этом году Группа ДРТ впервые исследовала предновогоднюю покупательскую активность россиян, разделив респондентов на поколения: беби-бумеров (родившиеся до 1965 года), поколение Х (1965–1980), поколение Y/миллениалов (1981–1996) и зумеров (с 1997 года). Результаты исследования выявили заметные различия в подходах к новогодним покупкам и приоритетах среди представителей разных поколений.
Самым крупным новогодним бюджетом располагают миллениалы, планируя потратить в среднем 42 тыс. руб. На втором месте – зумеры с суммой 39,7 тыс. руб. Поколение X заложило на праздничные расходы 33,4 тыс. руб., а наиболее скромные траты у беби-бумеров – 31,5 тыс. руб.
– Мы отметили, что миллениалы запланировали самый большой среди всех поколений новогодний бюджет и используют ИИ и социальные сети для поиска идей подарков практически наравне с зумерами. Десятый год подряд растет доля подарков, приобретаемых онлайн. В этом году уже 80% россиян планируют купить хотя бы часть из них на маркетплейсах, сайтах или в приложениях розничных магазинов, – комментирует результаты исследования партнер Группы по оказанию услуг компаниям сектора розничной, оптовой торговли и дистрибуции ДРТ Василий Подобедов.
Для миллениалов и зумеров ключевыми критериями при выборе подарка для себя являются забота о себе и эмоциональная ценность, тогда как для беби-бумеров и поколения Х важнее его практическая польза».
Зумеры демонстрируют большую склонность к ответственному потреблению. Половина из них готовы покупать подарки у производителей, приверженных принципам устойчивого развития, даже если это дороже, а 58% рассматривают возможность покупки подарков в благотворительных целях. У миллениалов этичные критерии учитывают 35%, а благотворительные подарки готовы совершать 47%. Среди людей старшего возраста эти практики менее распространены: лишь около 20% респондентов поколения X и беби-бумеров обращают внимание на этичность производителей, а благотворительные подарки планируют 35% и 32% соответственно.
В 2025 году, по сравнению с 2024 годом, доля респондентов, полагающих, что экономика страны находится в рецессии, увеличилась с 38% до 45%. Экономический спад наблюдают 49% представителей поколения X, 48% беби-бумеров и 45% миллениалов. Тогда как зумеры тревожатся меньше – всего 37%.
Мужчины склонны оценивать состояние экономики более позитивно, чем женщины: 52% против 47%. Также, по традиции, более оптимистично смотрят на экономику респонденты с высоким уровнем дохода, чем с низким: доля таких ответов – 66% против 41%.
В своих прогнозах на 2026 год молодежь снова оказалась самой оптимистичной: рецессии ожидают лишь 23% ее представителей. Среди старших поколений пессимизм, напротив, вырос: у поколения Х – до 38%, у беби-бумеров – до 42%, у миллениалов – до 35%.
Каждый второй россиянин (49%) надеется на стабилизацию или улучшение экономической ситуации в 2026 году. Вместе с тем пессимистичный прогноз разделяют 34% опрошенных. Доля респондентов, затруднившихся спрогнозировать экономическую ситуацию в предстоящем году, снизилась с 21% до 17%.





















обсуждение