При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Предстоящее заседание ФРС 16-17 сентября может стать не просто плановой корректировкой процентных ставок, а настоящим поворотным моментом в денежно-кредитной политике. На протяжении месяцев в Федеральной резервной системе велись споры о рисках стагфляции, но последние экономические показатели, демонстрирующие устойчивую слабость на рынке труда и снижение инфляционного давления, указывают на смену приоритетов. Все больше свидетельств говорит о том, что центральный банк может перейти к новой стратегии, нацеленной на поддержку замедляющейся экономики, столкнувшейся с реальной угрозой сокращения рабочих мест.
Сдвиг в риторике регулятора начался летом, когда два члена Совета управляющих ФРС выступили с особым мнением в июле, аргументируя необходимость немедленного снижения ставок рисками для рынка труда. Их позиция получила развитие, когда другие официальные лица начали уделять меньше внимания инфляции и больше акцентировать внимание на замедлении экономики.
Ключевые данные, поступившие перед сентябрьским заседанием, усилили эти опасения: уровень безработицы в августе поднялся до 4,3%, а пересмотренные данные за июнь и вовсе показали чистую потерю рабочих мест в экономике. Будь эти цифры доступны ранее, они могли бы повлиять на решение ФРС оставить ставку без изменений в июле. Дополнительный тревожный сигнал — пересмотр статистики по занятости, показавший, что за год по март было создано на почти на миллион рабочих мест меньше, чем сообщалось изначально. Хотя потребительские цены в августе росли несколько быстрее, чем месяцем ранее, резкий скачок заявок на пособие по безработице на прошлой неделе подтвердил тенденцию охлаждения рынка труда.
Сложившаяся ситуация напоминает прошлогоднюю летнюю картину, когда замедление найма и пресмотр вниз тогдашних оценок вылились в снижение ставки на полпроцентна в сентябре. Хотя аналитики рынка и 105 из 107 опрошенных агентством Reuters экономистов ожидают на сей раз сокращения лишь на четверть пункта, новые данные могут подтолкнуть чиновников ФРС к прогнозированию более быстрого и устойчивого снижения ставок по мере того, как их фокус смещается с защиты от инфляции на защиту рынка труда.
Как отмечает Нил Дутта (Neil Dutta), глава отдела экономики Renaissance Macro Research, условия на рынке труда охлаждаются быстрее, чем в начале года, а инфляционные ожидания выглядят умеренными. Он считает обоснованным снижение на 50 базисных пунктов, однако ожидает, что Комитет по операциям на открытом рынке (FOMC) пойдет на компромисс в виде сокращения на 25 пунктов, но подкрепит его приверженность более сильной поддержке рынка труда.
Это обязательство может найти отражение в обновленных экономических прогнозах ФРС по инфляции, безработице и уровню ставки, которые будут опубликованы в среду на следующей неделе вместе с заявлением по монетарной политике. Эти квартальные прогнозы представляют собой важнейший инструмент оценки рынка в условиях, когда президент Дональд Трамп требует скорейшего снижения ставок и предпринимает шаги по усилению влияния еа центральный банк, включая попытку уволить члена Совета управляющих Лизу Кук.
Летние данные в значительной степени развеяли опасения по поводу стагфляции — явления, сочетающего высокую инфляцию, безработицу и стагнацию экономического роста, которое в последний раз наблюдалось в США в 1970-х и начале 1980-х годов. Вместо этого нарастает беспокойство по поводу ситуации на рынке труда.
Проявление эффекта тарифов в потребительских ценах оказалось более умеренным, чем ожидалось. Хотя инфляция, по прогнозам, ускорится в этом году и может завершить 2025 год на процентный пункт или более выше целевого показателя ФРС, политики склоняются к идее, что любой скачок, вызванный повышением тарифов, будет разовым ценовым шоком, который можно игнорировать. Глава ФРС Джером Пауэлл назвал эту точку зрения «разумным базовым сценарием».
Между тем, недавний пересмотр статистических данных по занятости указывает на значительно более скромное создание рабочих мест в начале 2025 года — ключевом моменте, когда официальные лица решили приостановить ожидавшуюся серию снижения ставок из-за опасений, что тарифы могут подстегнуть рост инфляции. Пересмотренные данные показывают, что за исключением двух месяцев в конце 2024 года, прирост рабочих мест с апреля 2024 по август 2025 года в среднем мог составлять всего 40 000 в месяц, что является резким замедлением для американской экономики. Уровень безработицы остаётся относительно низким лишь потому, что ограничения на иммиграцию также замедлили рост числа доступных работников.
Другие тревожные сигналы усиливаются: широта найма по отраслям сузилась до уровней, наблюдавшихся перед рецессией, а количество крупных округов США, где добавлялись рабочие места, достигло самого низкого уровня за 14 лет вне периода пандемии COVID-19. Уровень безработицы среди чернокожего населения, который традиционно первым растёт при замедлении экономики, подскочил с 6% в феврале до 7,5% в августе.
Как отмечает Винсент Рейнхарт (Vincent Reinhart), бывший сотрудник ФРС, ныне главный экономист BNY Investments, ФРС не объявит на следующей неделе о победе над инфляцией и даже не возьмёт на себя обязательств по темпу снижения ставок. Чиновники готовы на снижение на четверть пункта, но представят это как «рекалибровку» после заключения о том, что тарифы вызовут меньший рост цен, чем предполагалось. Однако на последовательную серию снижений ставок они еще не готовы пойти.
Несмотря на отдельные позитивные сигналы, такие как устойчивый потребительский спрос и бум инвестиций в искусственный интеллект, реальность замедления рынка труда становится все более очевидной. Как отмечает экономист Франческо Ренна (Francesco Renna) из Chmura Economics & Analytics, данные показывают, что количество вакансий сократилось более чем на 7% за год и на «поразительные» 27,1% с 2023 года. Эти тревожные данные подтверждают: динамика темпов роста числа рабочих мест в США действительно теряет обороты. Перед ФРС вновь, как и год назад, встает сложная задача интерпретации противоречивых сигналов, где на фоне общих экономических рисков именно защита рынка труда может выйти на первый план в качестве приоритета монетарной политики.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Fed's fear meter may be pointing to stagnation, rather than stagflation (Reuters)
обсуждение