Четверг, 12.06.2025
×

Америка не для всех

Аа +
+1 -0
Америка не для всех
Фото: Bing Image Creator

Неамериканские производители автомобилей: как сложится их инвестиционная привлекательность в результате тарифов Трампа.

Как известно, президент США Дональд Трамп решил всеми способами защищать от иностранного конкурентного влияния американский автопром, который переживает не лучшие времена. Среди компаний, которые могут пострадать от сужения допуска на американский рынок, – европейские и японские производители. Это вызывает сомнения в перспективности их акций.

Volkswagen

К моменту того, как Трамп воплотил в жизнь свои угрозы по поводу повышенных тарифов для импорта зарубежных автомобилей, эта группа компаний уже подошла в довольно хмуром состоянии. 2024 год оказался для компании не самым успешным в ее истории. Выручка от продаж немного выросла по сравнению с 2023 годом из-за позитивного развития в сфере непрофильных для нее финансовых услуг. Но выручка от продаж в профильном автомобильном бизнесе составила 265,9 млрд. евро, что немного ниже, чем в предыдущем году, в основном из-за снижения объемов. Операционный результат составил 19,1 млрд. евро, что на 15% ниже показателя 2023 финансового года (22,5 млрд. евро), операционная маржа составила 5,9%. Снижение обусловлено значительным ростом постоянных затрат, которые включали в 2024 году чрезвычайные расходы, в частности, на реструктуризацию, на общую сумму 2,6 млрд. евро.

Базовый операционный результат в 2024 финансовом году составил 21,7 млрд. евро. С учетом неоперационных статей, таких как расходы на реструктуризацию и восстановление резервов, а также до учета влияния переоценки, операционная маржа за 2024 год составила 6,7%.

Чистый денежный поток составил 5 млрд. евро в автомобильном секторе по сравнению с 10,7 млрд. евро в 2023 году. Двукратное снижение произошло, в основном из-за сохраняющихся высоких инвестиций и снижения операционной прибыли.

Продажи автомобилей в 2024 финансовом году составили 9 млн. единиц, на 3,5% ниже, чем в 2023 финансовом году (9,4 млн. автомобилей). Рост продаж в Южной Америке не смог полностью компенсировать спад в Китае. Продажи автомобилей в Северной Америке и Европе остались на уровне предыдущего года. Заказы полностью электрических транспортных средств в Европе выросли на 88%.

Выручка Volkswagen от продаж в 4-м квартале 2024 года достигла 87,38 млрд. евро по сравнению с 87,18 млрд. евро в аналогичном периоде предыдущего года. Операционный результат снизился на 2,1% до 6,15 млрд. евро по сравнению с 6,28 млрд. евро за аналогичный период предыдущего года.

Совет директоров и наблюдательный совет предложили годовому общему собранию акционеров дивиденды в размере 6,30 евро за обыкновенную акцию и 6,36 евро за привилегированную акцию, что на 30% меньше показателей предыдущего года.

Тем не менее, по итогам 2024 года, все же не совсем негативным, еще не подозревая, что предвыборные обещания Трампа очень скоро станут реальностью, Volkswagen Group ожидал, что выручка от продаж превысит показатель предыдущего года на 5%, а операционная рентабельность продаж для группы составит от 5,5% до 6,5%.

Еще в декабре группа компаний объявила, что сократит около 35 тыс. рабочих мест в Германии до 2030 года в рамках своего плана реструктуризации. Вот этот план с очень большой долей вероятности сбудется, мало того, в свете американских тарифов можно полагать, что сокращение штатов будет скорректировано в сторону возрастания.

По итогам 1-го квартала, закончившегося 31 марта 2025 года (т.е. еще до введения Трампом пошлин) уже начались малоприятные сюрпризы. Операционная прибыль крупнейшего автопроизводителя Европы упала до 2,8 млрд. евро с 4,6 млрд. евро за аналогичный период предыдущего года.

В заявлении Volkswagen говорится, что результат «значительно отличается» от первоначальных ожиданий компании, согласно которым операционная прибыль должна была составить около 4 млрд. евро. Очевидно, резкое падение было вызвано единовременными потерями, общая сумма которых составила 1,1 млрд. евро. В эту сумму вошли 600 млн. евро в виде инвестиций, связанных с целевыми показателями Европейского союза по выбросам для автопроизводителей, и еще 200 млн. евро на реструктуризацию испытывающего трудности подразделения Volkswagen по разработке программного обеспечения. Также Volkswagen ощутил влияние в размере 300 млн. евро в результате корректировки резервов на дизельное топливо и списания стоимости транспортных средств в транзите в связи с импортными пошлинами, про которые уже было известно, что Трамп введет их в начале апреля. Т.е., надо полагать, что поскольку пошлины уже в действии, текущий 2-1 квартал окажется еще хуже в плане затрат по этой статье, чем предыдущий.

Volkswagen, включая 10 брендов, в которую также входят Audi, Porsche, Seat и Skoda, в прошлом году реализовал в Северной Америке чуть около 1 млн. автомобилей, что составляет 12% от общего объема продаж.

«Проверочный удар» по операционной прибыли Volkswagen оказался ощутимым даже несмотря на то, что выручка группы от продаж за 1-й квартал выросла до 78 млрд. евро с 75,5 млрд. евро в аналогичном периоде предыдущего года. Последствия апрельского удара еще впереди. При этом в своих релизах группа избрала стратегию сильно не пугать инвесторов, сохраняя свой прогноз на 2025 год, но отмечая, что объявленные повышенные импортные пошлины в США по-прежнему в него не включены, и в настоящее время невозможно окончательно оценить их последствия.

Было бы неверно полагать, что руководство группы компаний недооценивало Трампа и полагало, что все это такой же трэш, как обещание прекратить конфликт России и Украины за сутки. Меры начали приниматься еще в 1-м квартале, когда пошлины пока не были в действии. В частности, Volkswagen AG может начать производство некоторых автомобилей Audi в США в попытке избежать введения пошлин. Эти идеи были озвучены после того, как Трамп заявил, что изучает возможность временного освобождения от пошлин на импортируемые автомобили и автозапчасти, чтобы дать автопроизводителям больше времени для налаживания или расширения производства в США. Хотя ранее предложенный тариф в размере 25% направлен на привлечение большего количества производителей в США, в случае с рядом брендов Volkswagen он потребует серьезной перестройки глобальных цепочек поставок, что может оказаться дорогостоящим и привести к росту цен на автомобили.

С 2011 года у VW есть большой завод в Чаттануге, штат Теннесси, и сейчас компания строит новый завод недалеко от Колумбии, штат Южная Каролина, чтобы возродить традиционную марку Scout, теперь уже в виде электромобилей. Но у одного из флагманских брендов группы компаний, Audi, в настоящее время нет производственной базы в США. Самая продаваемая в США модель Audi Q5 производится в Мексике, а все остальные модели поставляются из Европы или других стран. Помимо этого, руководством группы исключается производство в США культовых спорткаров Porsche из-за низкого объема производства, который в настоящее время составляет около 70 тыс. автомобилей в год. При этом для любителей спорткаров из США, которые являются самым успешным рынком, маркировка «Сделано в Германии» играет статусную роль.

Volkswagen планирует в качестве ответной симметричной меры уже в ближайшее время добавить импортную пошлину к цене произведенных в Германии и Мексике автомобилей, продаваемых в США. Автопроизводитель также сообщил дилерам, что планирует сократить стимулы для продаж и приостановил железнодорожные поставки автомобилей в США со своих заводов в Мексике, хотя поставки по морю продолжаются. Volkswagen планирует задержать автомобили, подпадающие под действие тарифов, в порту на неопределенный промежуток времени, как туманно пояснил менеджмент группы компаний, «на ближайшее время». В настоящее время на складах в США имеется около 37 тыс. произведенных группой компаний автомобилей, чего, учитывая спрос, достаточно примерно для двух месяцев продаж.

Компания также сообщила дилерам, что цена внедорожника Volkswagen Atlas, который производится в Чаттануге, может быть затронута тарифами, поскольку он включает в себя важные компоненты, импортируемые из Германии и Мексики. В меморандуме говорится, что степень воздействия встречных мер, скорее всего, не будет известна до мая.

Инвесторы отреагировали на результаты Volkswagen AG за 2024 год с небольшим позитивом: стоимость акций выросла более чем на 2% за первый час после открытия торгов во Франкфурте. Стоимость акций компании достигла локального максимума в марте этого года, судя по всему, на ожиданиях инвесторов, что антикитайские санкции Трампа уберут конкурентов с рынка, но затем, по мере нарастания угроз Трампа по поводу европейских автопроизводителей, Дальнейший прогноз по акциям группы можно давать только после того, как определится в цифрах воздействие пошлин на цены и продажи.

Stellantis

Как и у многих других европейских производителей автомобилей, проблемы у этой группы компаний, которой принадлежат бренды Jeep, Ram, Chrysler, Dodge и Fiat, начались еще до тарифов Трампа. 2024 год оказался разочаровывающим для Stellantis Group, и это признал президент группы компаний Джон Элканн на ежегодном собрании акционеров в Амстердаме. Он добавил, что новый генеральный директор, который заменит Карлоса Тавареса, ушедшего в декабре, будет назван к середине этого года. «Золотой парашют» бывшего генерального директора за 2024 год вызвал тоже много вопросов у присутствовавших на совещании.

Неожиданный уход Тавареса, по сути дела, оставил производителя внедорожников Jeep и автомобилей Peugeot без четкого руководства в период значительных потрясений в отрасли. Фондовый рынок на такую новость в декабре прошлого года отреагировал немедленно: в следующую торговую сессию акции компании упали на 8,9% на торгах в Милане, всего же падение за 2024 год составило 46%.

В 2023 году, когда у Stellantis все еще шло очень хорошо, генеральный директор получил вознаграждение в размере 36,5 млн. евро, и уже в том году среди акционеров появилась серьезная критика по поводу размера выплаты. Дошло до того, что даже президент Франции Эммануэль Макрон раскритиковал чрезмерный доход топ-менеджера. За 2024 год, который стал для него последним на его должности, Таварес должен получить 23,1 млн. евро за работу плюс 2 млн. евро выходного пособия и «золотой парашют» в размере 10 млн. евро. 33,07% акционеров Stellantis проголосовали против отчета Комитета по вознаграждениям относительно «золотого парашюта» Тавареса, но большинством он был утвержден. «Неприемлемо выплачивать выходное пособие менеджеру, который привел компанию к краху», – заявил генеральный директор Proxinvest Чарльз Пинель в интервью перед собранием акционеров в Амстердаме.

Профсоюзы сочли выходное пособие несоответствующим и экономическим, и морально-этическим нормам, а один из небольших акционеров, Allianz Global Investors, заявил французской газете Le Monde, что вознаграждение Тавареса было чрезмерным, «учитывая посредственные операционные достижения и причины, по которым ему пришлось немедленно покинуть компанию». Стоит упомянуть, что группа компаний еще до этого несколько раз попадала в новости из-за своей преувеличенной программы вознаграждения топ-менеджеров.

Поднявшись по карьерной лестнице в Renault SA, 66-летний Таварес долгое время поражал инвесторов своей способностью выправлять положение автопроизводителей, находящихся в затруднительном положении, там, где другие терпели неудачу. Конец формы

Он был на пути к повторению этого успеха на раннем этапе в качестве генерального директора Stellantis, сократив количество транспортных средств и рабочих мест. Но в 2024 году «что-то пошло не так»: профсоюзы предупредили, что курс компании на сокращение расходов приводит к проблемам с качеством и задержкам в выпуске ключевых новых моделей. В США дилеры обвинили Тавареса в нанесении ущерба таким брендам, как Jeep, Dodge, Ram и Chrysler.

Сейчас группа компаний уже включила в шорт-лист двух внутренних кандидатов на замену Тавареса – главу своего североамериканского бизнеса Антонио Филозу и главу отдела закупок Максима Пика. Правление также провело собеседование с тремя внешними кандидатами.

У четвертого по величине автопроизводителя в мире причины серьезных проблем были отчасти на совести руководства. Многое топ-менеджмент не предвидел или же думал, что все это – пустые угрозы. В действительности жесткие правила в отношении автопроизводства и переход к зеленой экономике угрожают производству автомобилей как в США, так и в Европе. Хотя, конечно, итало-франко-американский автопроизводитель был в какой-то степени воодушевлен заявлением Трампа о том, что он рассматривает возможность временной приостановки своих 25-процентных пошлин на автозапчасти и транспортные средства.

Первые годы деятельности группы компаний Stellantis, образованной в 2021 году в результате слияния итальяно-американского автопроизводителя Fiat Chrysler Automobiles (FCA) с французской компанией Groupe PSA, были отмечены рекордной прибылью. Но в 2024 году произошел резкий спад (-70% по сравнению с 2023 годом) до 5,5 млрд. евро, что, видимо, и вынудило генерального директора покинуть компанию раньше, чем ожидалось. В центре проблем группы были Северная Америка и Европа, крупнейшие рынки компании, но в 2025 году тарифы создают новую проблему.

Несмотря на проблемы прошлого года, группа компаний подтвердила поддержку одного из своих флагманских брендов, Maserati, даже несмотря на то, что продажи легендарной итальянской марки автомобилей упали, а убытки накопились. Глобальные поставки автомобилей Maserati упали в 2024 году на 57%, было продано всего 11,3 тыс. единиц. Это стремительное падение привело к операционному убытку в размере 260 млн. евро, что поставило под сомнение будущее этого бренда.

Новые пошлины США на импортные автомобили должны еще больше навредить автомобилям, собранным не в США, тогда как Maserati собирает весь свой модельный ряд в Италии. США – важный рынок для бренда, поэтому эти препятствия вносят такой «позитив», что дальше некуда.

Чтобы оценить последствия и усовершенствовать свой подход, Stellantis привлекла международную консалтинговую компанию McKinsey для изучения тарифного сценария и предоставления рекомендаций относительно долгосрочной траектории развития брендов Maserati и Alfa Romeo .

В таких сложных условиях в апреле группа компаний все же начала решать вопрос с дивидендами. Акционеры Stellantis одобрили выплату дивидендов на сумму около 2 млрд. евро. Однако компания приостанавливает обратный выкуп акций из-за продолжающихся проблем.

Американский рынок является важным для компании, потому дальнейшая политика Трампа, будет ли он облагать продукцию группы «по полной» или же даст некоторые послабления, весьма критична для динамики ее продаж. Об этом свидетельствуют данные о продажах американского представительства компании, FCA US за 1-й квартал 2025 года. Несмотря на то, что общий объем продаж в США в 1-м квартале снизился на 12% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, объем розничных продаж остался том же уровне, что и в 1-м квартале 2024 года. Общие продажи бренда Chrysler в США выросли на 1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Общие продажи бренда FIAT американским подразделением выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 239% за счет полностью электрической модели 500e. Она названа «Городским экологичным автомобилем года» в 2025 и 2024 годах по версии журнала Green Car Journal, «Городским автомобилем Top Pick Urban Car» от Newsweek и «Лучшее соотношение цены и качества в Америке» от Vincentric в категории малолитражных автомобилей. Ранее бренд представил Fiat 500e(RED), в вариантах Inspired by Beauty и Inspired by Music, а также недавнюю презентацию своей последней модели Fiat 500e Giorgio Armani Collector's Edition.

Розничные продажи бренда Ram в США выросли на 16% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Грузовики Ram, а также фургоны ProMaster продемонстрировали рост розничных продаж по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Розничные продажи Ram Heavy Duty (Ram 2500/3500) в США за 1-й квартал выросли на 18% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года, что делает этот квартал лучшим для Heavy Duty с 1-го квартала 2022 года. Общий объем продаж Ram ProMaster в США за 1-й квартал вырос на 148% по сравнению аналогичным периодом предыдущего года, что стало лучшим показателем общего объема продаж за 1-й квартал за два года. Новые грузовики Ram Heavy Duty (2500/3500) и Chassis Cab (3500/4500/5500) 2025 года поступили в продажу в 1-м квартале, в дилерских центрах. Открыт прием заказов на совершенно новый полностью электрический грузовой фургон Ram ProMaster EV 2025 года. Ram 1500 был удостоен награды «Лучший полноразмерный грузовик» по версии MotorWeek Drivers' Choice Awards 2025 и «Полноразмерный грузовик Техаса» седьмой год подряд на Texas Truck Rodeo.

Розничные продажи бренда Jeep в США выросли по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года на 2%. Jeep Compass сообщил о росте общих продаж в США на 15% в 1-м квартале по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Jeep Grand Cherokee сообщил о росте розничных продаж на 14% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года.

Полностью электрический Dodge Charger Daytona составил в 1-м квартале 2025 года 65% от общего объема продаж Dodge Charger. Он занял первое место в конкурсе MotorWeek Drivers' Choice Awards 2025, получив награду «Лучшее спортивное купе». Розничные продажи Dodge Durango выросли на 64% по сравнению с прошлым годом. На электрифицированный Dodge Hornet R/T пришлось в 1-м квартале 56% от общего объема продаж Dodge Hornet в США.

Общие продажи бренда Chrysler в США в 1-м квартале 2025 года выросли на 1% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Общие продажи Chrysler Pacifica 2025 в США выросли на 11% по сравнению с прошлым годом. Продажи минивэнов Chrysler Total (Pacifica и Voyager) в США продолжают расти квартал за кварталом с 3-го квартала 2024 года. Общие продажи Chrysler Pacifica Hybrid в США выросли на 98% в 1-м квартале 2025 года по сравнению с 4-м кварталом 2024 года.

Продажи Alfa Romeo Tonale выросли на 12% в 1-м квартале 2025 года по сравнению с 4-м кварталом 2025 года, в который вошли продажи как подключаемого гибрида, так и новой 2,0-литровой турбогазовой силовой установки 2025 модельного года.

Вместе с тем, все эти результаты могут быть разрушены, даже если Трамп даст передышку европейским производителям или облегчит тарифы для них. Вопрос в том, что для Канады и Мексики вряд ли будут какие-либо послабления. В связи с этим группа компаний заявила 3 апреля, что приостанавливает производство на некоторых заводах в Канаде и Мексике. Это стало серьезным сбоем для сектора. Заявление Stellantis затрагивает тысячи работников, которые столкнулись со страхом и неопределенностью на фоне попыток Трампа заставить компании производить больше автомобилей в Соединенных Штатах. Ситуация усугубляется тем, что отдельные детали могут пересекать границу США и Канады несколько раз в процессе сборки. Завод Chrysler в канадском городе Виндзор, расположенном через реку от автомобильной столицы США Детройта, приостановил производство с 7 по 21 апреля, и что будет дальше, пока неясно. Завод, на котором работают около 4 тыс. человек и который является одним из трех заводов Stellantis в Канаде, производит те самые популярные в США минивэн Chrysler Pacifica и электрическую версию Dodge Charger.

В отчете инвестиционного банка Jeffries указано, что текущий год может оказаться сложным для Stellantis. Банк указал, что продажи Stellantis в США в значительной степени зависят от автомобилей, собранных на тех самых заводах в Канаде и Мексике, в дополнение к примерно 58 тыс. дополнительных автомобилей, импортированных из Европы по данным за 2024 год. На основании финансовых результатов и результатов продаж автомобилей Stellantis за 2024 год аналитики банка заявили, что входящие пошлины обойдутся компании в потерю $7,1 млрд. прибыли, а ее прибыль до вычета процентов и налогов (EBIT) оценивается в $9,3 млрд.

Помимо производственных площадок в Европе, Мексике и Канаде, Stellantis управляет предприятиями на территории США, обеспечивая примерно 61% проданных там автомобилей своей марки. Однако эти площадки существенно недоиспользуются, только на 52% из-за снижения продаж среди потребителей в США в 2024 году. Stellantis может перенести производство из Мексики и Канады в США и использовать текущие производственные мощности, чтобы избежать пошлин. Тем не менее, это легче сказать, чем сделать, учитывая масштабы переноса производства.

Акции Stellantis находятся на самом низком уровне с мая 2020 года, падение, наблюдавшееся с марта 2024 года на слабых продажах автомобилей, усилилось после объявления о введении пошлин, поэтому любому, кто займет пост генерального директора, придется нелегко в 2025 году, возможно, что и в следующие годы. Прогноз по акциям, соответственно, неблагоприятный даже несмотря на незначительное краткосрочное восстановление в результате хороших показателей по продажам в США в 1-м квартале 2025 года.

Toyota

Финансовые результаты компании стали демонстрировать умеренную понижательную динамику еще за три квартала 2025 финансового года, закончившиеся 31 декабря 2024 календарного года. Возможно, что это следствие негативных ожиданий на фоне предвыборных угроз Трампа.

Совокупные продажи автомобилей бренда Toyota в Японии и за рубежом снизились на 295 тыс. единиц, или на 4,0%, до 7 млн. единиц по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Общие продажи автомобилей Toyota и Lexus составили 7 млн. 758 тысяч единиц, что составило 98,1% от аналогичного периода предыдущего финансового года. Доля электромобилей увеличилась до 45,3%. Продажи автомобилей в Японии за первые девять месяцев 2025 финансового года снизились на 175 тыс. единиц, или на 10,8%, до 1,454 млн. единиц по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Продажи автомобилей за рубежом снизились на 119 тыс. единиц, или на 2,1%, до 5,546 млн. единиц по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года. Выручка от продаж составила 35673,5 млрд. иен (рост на 1 650,8 млрд. иен или на 4,9% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года). Операционная прибыль составила 3679,4 млрд. иен (снижение на 560,7 млрд. иен или на 13,2% по сравнению с аналогичным периодом предыдущего года).

В сегменте автомобилестроения выручка от продаж увеличилась на 1110,1 млрд. иен, или на 3,6%, до 32341,2 млрд. иен. Тем не менее, операционная прибыль снизилась на 646,0 млрд. иен, или на 17,4%, составив 3,073,8 млрд. иен. Выручка от реализации непрофильных финансовых услуг увеличилась на 522,2 млрд. иен, или на 20,5%, до 3065,9 млрд. иен. Операционная прибыль этого сегмента увеличилась на 79,3 млрд. иен, или на 19,0%, до 496,2 млрд. иен.

Общий объем активов увеличился за 9 месяцев 2025 финансового года на 4560,1 млрд. иен, или на 5,1%, до 94674,4 млрд. иен. Собственный капитал увеличился на 1 617,1 млрд. иен, или на 4,6%, до 36 856,5 млрд. иен за отчетный период.

Несмотря на то, что на момент выхода отчета за 9 месяцев 2025 финансового года уже, в общем, было понятно, что Трамп не шутит по поводу 25-процентной пошлины, составители отчета сделали хорошую мину при плохой игре, предоставив инвесторам благополучный прогноз на 2026 финансовый год и итоги 2025 финансового года. Хотя, конечно, все в процессе можно скорректировать, но все же. Ожидалось, что консолидированные продажи автомобилей останутся неизменными по сравнению с предыдущим прогнозом и составят за весь 2025 финансовый год 9 млн. 400 тыс. единиц. Также ожидалось, что совокупные продажи автомобилей брендов Toyota и Lexus также останутся неизменными на уровне 10 млн. 100 тыс. единиц, а продажи электромобилей будут составлять в общем объеме 46,1%. Прогнозировалось, что выручка от продаж по итогам 2025 финансового года, закончившегося 31 марта 2025 календарного года, составит 47 трлн. иен, операционная прибыль – 4 трлн. 700 млрд. иен, прибыль до вычета налогов – 6 трлн. 180 млрд. иен, чистая прибыль – 4 трлн. 520 млрд. иен. Что характерно, в течение всего 2025 финансового года прогнозы по этим показателям повышались компанией.

Подобные «розовые очки» на глазах у гиганта японского автопрома, видимо, обусловлены тем, что Трамп проводил кампанию за отмену политики, направленной на ускорение перехода американской автомобильной промышленности от ископаемого топлива к электромобилям – директив, против которых точно так же долгое время выступала Toyota. Японская компания даже пожертвовала $1 млн. на инаугурацию Трампа в январе, а участники встречи дилеров компании в Далласе в том месяце отметили свою радость по поводу второго срока Трампа. Однако по мере того, как повестка дня Трампа по поводу зарубежного автопрома обретала конкретные очертания, оптимизм сменился тревогой. Особенно подкосил оптимизм и компании, и ее инвесторов указ администрации Трампа о введении 25-процентных пошлин на товары из Мексики и Канады, где Toyota собирает многие автомобили, продаваемые затем в Соединенных Штатах.

У Трампа давно были напряженные отношения с японскими автомобильными компаниями. Еще в 1980-х годах, когда он допустил возможность баллотироваться на пост президента, Трамп выступил против японских автогигантов, однажды сказав Опре Уинфри, что они приезжают в США и «вышибают всех» из местных производителей. Вскоре после того, как Трамп был впервые избран в 2016 году, Toyota выступила с планами инвестировать $10 млрд. в производство в США. Бывший премьер-министр Японии Синдзо Абэ путем переговоров с Трампом все же добился обещания не вводить дополнительных пошлин на японские автомобили.

Если говорить о производстве Toyota в США, то компания рассматривает возможность производства следующей версии своего самого продаваемого внедорожника RAV4 на своем заводе в Кентукки, в дополнение к производству в Канаде и Японии, для которого теперь американский рынок будет проблематичен. До того, как угрозы Трампа по поводу тарифов стали реальностью, компания, наоборот, планировала прекратить производство RAV4 в Кентукки и экспортировать новую модель в США исключительно из Канады и Японии.

В прошлом году японские автопроизводители реализовали в США более 475 000 RAV4, что составляет примерно пятую часть от общего объема продаж автомобилей в США. Если Toyota реализует свои планы по заводу в Кентукки, то, скорее всего, производство RAV4 там начнется в 2027 году.

Что касается перспектив акций компании, то передышка, данная Трампом, обещания им льготных условий для ряда компаний, в число которых входит и Toyota, дают надежду на возможность покупки ее акций со дна. Хотя недавние краткосрочные показатели акций Toyota были неутешительными, следует обратить внимание на текущую оценку. Акции торгуются с коэффициентом P/E GAAP TTM 8, что значительно ниже среднего значения по сектору, равному 18. Это предполагает, что рынок из-за негативных новостей может недооценивать прибыльность Toyota, особенно если учесть ее доминирующее положение на мировом автомобильном рынке и ее сильный долгосрочный потенциал роста, особенно в сегменте электромобилей и электро-газовых гибридов. Коэффициент цена/продажи Toyota, равный 0,90, соответствует медианному значению сектора, отражая справедливую оценку, основанную на ее выручке. Коэффициент цена/бухгалтерская стоимость (P/B) для Toyota составляет 1,10, что значительно ниже среднего значения по сектору, равному 2,0. Таким образом, акции скорее недооценены.

Тем не менее, инвесторам следует дождаться новостей с американского рынка сбыта, который является ключевым зарубежным рынком для компании, особенно в премиум-сегменте. Сдержит ли Трамп свои обещания послаблений? Еще один вопрос – во сколько обойдется расширение компанией производственных мощностей в США? Очевидно, что огромные объемы инвестиций приведут к падению соотношения прибыли и выручки, что никогда не вело к положительной динамике акций.

Поэтому для инвесторов оптимальный вариант – ждать какой-то конкретики по политике Трампа относительно зарубежных автопроизводителей и результатов инвестиций в расширение производства в США.

Mercedes-Benz

Продукция Mercedes-Benz Cars распределена по трем категориям: топовая, базовая и бюджетная. В портфолио топовой входят бренды Mercedes-AMG и Mercedes-Maybach, продуктовый бренд G-Class и все модели S-класса. Базовая категория включает в себя модельные ряды Mercedes-Benz C-Class и E-Class и их производные. Бюджетные модели A-Class и B-Class и их производные предполагают ассортимент компактных автомобилей.

Наряду со своими производственными площадками в Германии, Mercedes Benz Cars управляет крупными производственными мощностями в США, Венгрии, Мексике и Южной Африке. Подразделение Mercedes-Benz Vans располагает производственными мощностями в Германии, Испании, США и Аргентине. В будущем планируется наладить производство легких коммерческих автомобилей на новом заводе в Яворе, Польша.

Производство в Китае осуществляется ассоциированной компанией Beijing Benz Automotive Co. (BBAC). Модели Citan и T-Class с соответствующими электрическими вариантами производятся во Франции через альянс с Renault-Nissan Mitsubishi.

Наиболее важными рынками сбыта автомобилей Mercedes-Benz в 2024 году были Китай (34% продаж), США (16%), Германия (11%) и европейские рынки за пределами Германии (22%). Наиболее важными рынками сбыта фургонов Mercedes-Benz в 2024 году были Германия, на которую пришлось 25% продаж, остальные европейские рынки (41%), США (12%) и Китай (7%).

Подразделение Mercedes-Benz Mobility поддерживает продажи автомобилей группы Mercedes-Benz по всему миру, предоставляя финансовые услуги и услуги по обеспечению мобильности бизнеса. Эти услуги варьируются от договоров лизинга, финансирования дилеров и клиентов, аренды и страхования до услуг по управлению автопарком для бизнес-клиентов. Наиболее важные рынки для Mercedes-Benz Mobility – США (30%), Германия (16%), Китай (10%). Mercedes-Benz Mobility также объединяет все виды деятельности, связанные с зарядкой электромобилей. Собственный сервис подзарядки Mercedes me Charge обеспечивает доступ к более чем 2 млн. общественных пунктов зарядки в сети Mercedes me Charge во многих странах мира.

Бросается в глаза при оценке перспектив акций группы компаний то, что основным рынком сбыта, где в прошлом году наблюдался рост продаж сегмента, являются США. В Евросоюзе, включая Германию, продажи в 2024 году были ниже, чем в 2023 году. Положительная динамика в европейском регионе наблюдалась только в Британии. В Азии продажи на единицу продукции остались на низком уровне по сравнению с предыдущим годом, особенно в сегменте премиум-класса. Основной же драйвер роста продаж – США.

В соответствии с консолидированным отчетом о прибылях и убытках в 2024 году выручка группы составила 145,6 млрд. евро (в 2023 году – 152,4 млрд. евро). Умеренно негативная динамика в первую очередь это была связана с небольшим снижением объема продаж в единицах продукции в связи с неблагоприятной структурой продукта и рынка в Европе и Азии. Себестоимость продаж составила 117 млрд. евро (в 2023 году – 117,4 млрд. евро) в 2024 году. К негативным факторам, уже имевшим место до введения тарифов Трампа, также можно отнести увеличение стоимости кредитных рисков, главным образом в США. Валовая прибыль по отношению к выручке снизилась с 35 млрд. евро до 28,6 млрд. евро.

Коммерческие расходы в размере 10 млрд. евро в 2024 году остались почти на том же уровне, что и в предыдущем году (10,3 млрд. евро). Общие административные расходы за 2024 год сократились на 0,3 млрд. евро до 2,5 млрд. евро (в 2023 году – 2,8 млрд. евро), главным образом за счет снижения ряда компонентов заработной платы сотрудников.

Чистая прибыль группы показала в 2024 году снижение и составила 10,4 млрд. евро (в 2023 году – 14,5 млрд. евро).

После того, как в феврале 2024 года акции группы компаний достигли пика, близкого к историческому максимуму, они сформировали тройную вершину и стали стремительно падать, упав в итоге до минимума с сентября 2022 года. Пока техническая ситуация особых иллюзий не вызывает. Фундаментальная диктуется попытками руководства компании переместить производство ряда ключевых брендов в США в надежде, что это компенсирует убыток от тарифов на импорт в США продукции ее европейских заводов.

Группа добавит новый автомобиль на свой завод в Алабаме. Автопроизводитель заявил, что локализует производство автомобиля «основного сегмента» на своем заводе недалеко от Таскалусы к 2027 году. Топ-менеджеры отказались раскрывать подробности, но завод в основном выпускает внедорожники Mercedes-Benz. Компания заявила, что около 60% внедорожников, собранных на заводе, идут на экспорт. Понятно, что это был намек на то, что предложение выгодно Трампу, мечтающему нарастить экспорт американского автопрома, в связи с чем, очевидно, группа предлагает ему сделку.

Компания находится, можно сказать, в респектабельном положении по сравнению с другими неамериканскими конкурентами, даже несмотря на падение стоимости акций. В 2024 году у компании не было таких масштабных рестуруризаций и перестановок, прочих внутренних потрясений, как у других героев статьи. Что касается ситуации с США, то, видимо, инвестиции в Алабаму будут осуществляться одновременно с расширением завода по сборке фургонов Mercedes Sprinter в Чарльстоне, Южная Каролина, который генеральный директор Ола Каллениус охарактеризовал как «значительную инвестицию в совершенно новый класс» минивэнов и фургонов. Следует отметить, что в компании Mercedes работают около 11 тыс. американских сотрудников, а вместе с поставщиками это число превышает 150 тыс.

Но в любом случае, реализация как пошлин, так и проекта расширения производства в США окажет, вероятнее всего, среднесрочное влияние на динамику акций группы компаний, но не краткосрочное, потому быстрой смены тренда ожидать не приходится.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)