Суббота, 18.09.2021
×
TOP-50 вопросов частных инвесторов на канале Finversia. Ян Арт. Часть 2

Юрий Кудряков: «После запуска маркетплейса от ЦБ некоторые игроки покинут финансовый рынок»

Отношение к проекту финансового маркетплейса под эгидой Центрального Банка РФ у участников рынка неодназночное. Одни говорят о недопустимости вмешательства регулятора в рыночную историю, другие считают, что цель оправдывает средства. А целью в данном случае является расширение и упрощение доступа населения к различным финансовым услугам, а также развитие конкурентной среды. Рассказать о том, как видится ситуация изнутри, портал Finversia.ru попросил Юрия Кудрякова, генерального директора финмаркета «Юником24», который входит в рабочую группу Банка России в рамках проекта «Маркетплейс».

– Юрий, зачем вашей компании вообще участие в проекте «Маркетплейс» от ЦБ, если у вас уже есть собственный достаточно хорошо работающий финмаркет?

– Начну с того, что сама идея подобного глобального проекта представляется очень правильной и актуальной. По факту для России запуск подобной платформы станет настоящим технологическим прорывом. Она позволит всем гражданам России пользоваться банковскими продуктами дистанционно. Наконец-то, в ХХI веке люди, в независимости от того, в какой точке нашей страны они живут, смогут взять кредит не только в том банке, до которого им ближе всего добраться, а в любой кредитной организации, где они найдут наиболее привлекательные условия. И это касается не только кредитов, но и всего остального  – появится возможность открыть вклад, приобрести ценные бумаги и другие инвестиционные продукты, не выходя из дома. До запуска проекта осталось меньше года, на сегодня ведется активная работа над его реализацией.

– И все же, какой ваш интерес?

– Для нас участие в проекте станет новым этапом развития и масштабирования бизнеса. Наша компания будет в этом проекте выступать в качестве одной из витрин (помимо Юником24 витринами также являются портал banki.ru и проект БКС fins.money, прим. ред.). Через нас будет вестись взаимодействие с физическими лицами, а затем транслироваться их выбор в систему «Маркетплейс».

Процесс будет выглядеть следующим образом: человеку необходимо зайти на сайт проекта или одной из витрин, пройти аутентификацию через портал Госуслуг, выбрать продукт или услугу, которую он хочет получить – например, получение займа. Далее его запрос автоматически передается оператору в лице Московской биржи. От нее информация о клиенте и о его желании оформить займ поступает в микрофинансовые организации, которые станут партнерами маркетплейса. Далее МФО делают свои предложения, и клиент уже через несколько минут видит консолидированную информацию с предложениями.

– По сути, у вас уже выстроена своя рабочая модель кредитного маркетплейса – не боитесь ли вы раствориться в «большом котле» цэбэшного проекта?

– Проект не ставит перед собой цель поглотить или вытеснить кого-то с рынка, а скорее наоборот его цель – объединить участников, развить принцип здоровой конкуренции на благо потребителя.

– Существует уже достаточно много маркетплейсов, созданных коммерческими структурами. Между ними есть конкуренция. Насколько с точки зрения рынка оправдано появление глобального проекта, курируемого государством, который, скорее всего, поглотит большую часть существующих маркетплейсов, а остальных вытеснит с рынка?

– Конкуренция, конечно, есть, но назвать ее жесткой никак нельзя. Сейчас в России насчитывается чуть более десятка подобных платформ. Однако масштабных проектов по факту не более двух. Остальные площадки многопрофильные – финансовый ресурс они объединяют с информационным.

Что касается того, как будет реструктурирован рынок после внедрения «Маркетплейса», то да, скорее всего мелкие игроки, которые не станут партнерами и участниками этого проекта, покинут рынок. Это приведет к его консолидации. Но, я считаю, что в итоге все это исключительно положительным образом скажется на бизнес-среде. А физические лица при этом получат более доступные услуги. 

– Прототип маркетплейса от ЦБ пока предусматривает только возможность совершения операций, связанных с банковскими депозитами. Но в будущем ассортимент будет расти. Ваш профиль – кредиты. Планируете ли вы в составе «большого маркетплейса» расширять линейку продуктов, получать больше полномочий?

– Итоговый вид «Маркетплейса» подразумевает под собой объединение всех финансовых услуг, которые есть на рынке: от депозитов и кредитов до ценных бумаг и страховых продуктов.

Что касается нас, то на сегодняшний день мы не планируем расширять спектр  деятельности. Пока будем, как и прежде, фокусироваться на привычных для нас продуктах: потребительских и ипотечных кредитах, на автокредитах, на микрозаймах.

Кроме того, мы продолжим развивать услугу предоставления клиентам кредитного рейтинга, которая включает сводные данные о количестве открытых кредитов, данные о переплатах по действующим кредитам, своевременность выплат  и пр.

– Насколько вы верите в планы включения в «Маркетплейс» продуктов фондового рынка? Сами многие участники рынка ценных бумаг относятся к участию в маркете ЦБ довольно скептически.

– Говорить о том, как будет выглядеть столь масштабный проект в будущем, пока преждевременно. Но, на мой взгляд, есть все основания полагать, что планы будут успешно реализованы. И рынок по всем направлениям полностью перейдет на on-line обслуживание. Причем в не очень отдаленном будущем.

– Маркетплейс подразумевает, в первую очередь, ценовую конкуренцию. Насколько это повлияет на качество оказываемых услуг?

– Уж кто-кто, а потребитель от реализации этого проекта выигрывает во всех отношениях. Во-первых,  стираются территориальные границы – не важно, где ты проживаешь – в тайге или мегаполисе – у каждого будет шанс воспользоваться той или иной услугой. Во-вторых, экономия времени – не будет необходимости  заполнять несколько заявок, а потом ждать ответа с условиями от каждой организации и сравнивать их в ручном режиме. В-третьих, у каждого клиента появится право выбора.

То есть, у кредитных организаций не останется такого преимущества, как «шаговая» доступность. И они будут вынуждены в конкурентной борьбе оперировать далеко не только ценовыми параметрами, но качественными – повышать доступность дистанционных сервисов, совершенствовать интерфейсы своих приложений и пр. Поэтому, и внутри самого проекта «Маркетплейс» конкуренция вырастет, что по всем законам бизнеса должно привести к повышению качества предоставляемых услуг. Кроме того, реализация подобного проекта позволит раз и навсегда решить вопрос с нелегальными кредиторами.

– И все же, нигде в мире нет такой практики, чтобы регуляторы столь плотно участвовали в создании исключительно рыночного механизма, коим является маркетплейс. У России в данном случае опять «особый путь»?

– Говоря о российском проекте, Центробанк на данный момент взял на себя функцию организатора и идеолога, так как проблемы, которые призван решить «Маркетплейс», назрели уже давно. Но при этом важно отметить, что реализация проекта не предполагает государственных инвестиций в создание элементов системы, ее построение будет происходить на рыночных условиях. Поэтому банкам и финансовым компаниям отводится в проекте основная роль. Таким образом,  участникам прототипа являются на сегодня наиболее передовые компании с богатой экспертизой, способные реализовывать задачи в сжатые сроки.

Со своей стороны, ЦБ будет способствовать созданию регуляторной среды для эффективного функционирования проекта и определит единые правила игры для всех.

Для полноценной работы системы на текущий момент нужно изменить закон: должен будет появиться закон о регистраторе финансовых транзакций, о финансовых агрегаторах, в законе нужно будет закрепить ответственность разработчиков ботов. Кроме того, важно, чтобы полноценно заработала единая система биометрической идентификации.

 Поэтому, безусловно, в отличие от ряда зарубежных стран наш регулятор занимается системой более плотно и внимательно, однако говорить о том, что это будет государственный проект не корректно.

Кроме того, на мой взгляд, плотная совместная работа кредитных организаций и регулятора позитивным образом скажется на рынке в целом и на общем взаимопонимании.

СПРАВКА:

Юрий Кудряков, генеральный директор финансового маркета «Юником24»


В 2004 году закончил Тюменский государственный университет по специализации «Ценные бумаги и мировая экономика».

В 2005-2007 годах работал в банке ЮниКредит, далее – в НИИ нефти и газа.

Позднее занялся развитием собственных финансовых и блокчейн-проектов.

В 2010 году основал финансовый маркет «Юником24». Ежедневно сервис обрабатывает порядка 200 тыс. заявок от физических лиц на получение кредитов и займов.

В 2018 году вошел в рабочую группу Центрального Банка РФ в рамках проекта «Маркетплейс».

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все интервью »
+7 -0
2905
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Юрий Колесников: «Краудлендинг – квинтэссенция диверсификации, надежности и возвратности вложений» Юрий Колесников: «Краудлендинг – квинтэссенция диверсификации, надежности и возвратности вложений» О том, как устроена работа инвестиционной платформы в формате социальной сети, в чем заключается уникальность краудлендинга, каковы перспективы его развития в России и что ждет профессию юриста в будущем – Юрий Колесников, соучредитель краудлендинговой платформы Money Friends, заведующий кафедрой финансового права ЮФУ, в интервью журналу «Юрист спешит на помощь». Анастасия Бордовских: «Чем шире наши познания о риске, тем больше мы им обеспокоены» Анастасия Бордовских: «Чем шире наши познания о риске, тем больше мы им обеспокоены» Как современное общество относится к риску, почему климатические изменения приведут к более жесткой политики со стороны государств и можно ли полностью рассчитывать на рейтинги политического риска при анализе инвестиционного климата? Об этом специально для журнала «Юрист спешит на помощь» рассказала колумнист французского геополитического журнала La Revue, старший научный сотрудник кафедры политического анализа факультета государственного управления МГУ имени М.В. Ломоносова, кандидат политических наук Анастасия Бордовских. «ЦБ должен досконально разбираться в реалиях бизнеса» «ЦБ должен досконально разбираться в реалиях бизнеса» О проблемах, подстерегающих банки и их заемщиков в сфере резервирования кредитов, а также о тонкостях надзора регулятора в этой области портал Finversia.ru беседовал с Евгением Ивкиным, антикризисным управленцем, основателем Restructuring Business и Института квалифицированного заемщика и Андреем Тестовым, независимым экспертом, 20 лет проработавшим в ЦБ.

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »