При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Американская компания Tesla опубликовала финансовый отчёт за третий квартал 2025 года, зафиксировав рост выручки на 12% после двух периодов снижения подряд. Однако, несмотря на положительную динамику продаж, прибыль оказалась ниже ожиданий аналитиков, что вызвало падение акций более чем на 3% в ходе расширенных торгов в среду.
Согласно данным LSEG, скорректированная прибыль на акцию составила 50 центов, что оказалось меньше консенсус-прогноза аналитиков в 54 цента. При этом общая выручка компании выросла до $28,1 млрд, превысив ожидания рынка в $26,37 млрд, увеличившись с $25,18 млрд годом ранее. Электромобильный бизнес, основной источник дохода компании, показал рост на 6%, достигнув отметки в $21,2 млрд.
Однако чистая прибыль упала на 37%, до $1,37 млрд, по сравнению с $2,17 млрд годом ранее. В Tesla объяснили снижение прибыли удешевлением электромобилей и ростом операционных расходов на 50%, связанных, в частности, с инвестициями в искусственный интеллект и другие исследовательские проекты.
Отчётный квартал совпал с окончанием действия федеральных налоговых льгот на покупку электромобилей, отменённых в рамках нового бюджета, подписанного президентом США Дональдом Трампом. Эта мера подтолкнула покупателей ускорить покупки до истечения льгот, что увеличило спрос в третьем квартале.
На июльской пресс-онференции Илон Маск и финансовый директор Вайбхав Танеджа (Vaibhav Taneja) предупреждали инвесторов о росте издержек из-за тарифов и последствиях отмены налоговых льгот. Также Tesla сообщила о падении доходов от продажи регуляторных кредитов на 44% — с $739 млн до $417 млн.
Несмотря на общий рост выручки, продажи в Европе продолжают снижаться, чему способствует не только конкуренция со стороны Volkswagen и BYD, но и негативная реакция потребителей на политические заявления Илона Маска. Его активизм и тесные связи с администрацией Трампа стали одной из причин бойкота бренда среди части аудитории.
Акции Tesla, которые в начале года пережили серьёзное падение, успели отыграть позиции и к октябрю 2025 года выросли более чем на 10%. Тем не менее, по динамике они уступают основным индексам и большинству компаний из так называемой «Великолепной семёрки» (Magnificent 7).
На конференции для инвесторов Илон Маск вновь сосредоточился не на финансовых показателях, а на будущих проектах компании. Особое внимание он уделил системе автономного вождения Full Self Driving (FSD), которая всё ещё развивается достаточно медленно. По словам Танеджи, только 12% текущего автопарка Tesla оснащено версией FSD Supervised.
Компания также подтвердила планы начать массовое производство полностью автономных роботизированных такси (Cybercab), электрогрузовиков Semi и новой системы Megapack 3 в 2026 году. Маск добавил, что второе поколение Optimus, человекоподобного робота Tesla, уже находится на стадии сборки, а Optimus V3 будет представлен в первом квартале 2026 года.
Tesla активно расширяет сервис Robotaxi в Остине, где пока используются электромобили с водителями для обеспечения безопасности. Аналогичный пилотный проект запущен в районе залива Сан-Франциско. Маск заявил, что компания планирует убрать водителей уже к концу 2025 года, а к этому времени сервис будет работать в 8–10 мегаполисах.
В третьем квартале Tesla поставила 497 099 электромобилей, что стало рекордом, однако совокупные поставки за девять месяцев снизились на 6% по сравнению с прошлым годом. Чтобы поддержать спрос после отмены налоговых льгот, компания выпустила удешевлённые версии Model Y и Model 3, снизив цену некоторых модификаций.
Самым быстрорастущим направлением бизнеса стал сектор энергетики, где выручка выросла на 44% — до $3,42 млрд. Этот сегмент включает аккумуляторы Megapack и солнечные панели, обеспечивающие энергией дата-центры и промышленные объекты.
Любопытно, что стартап Илона Маска xAI, работающий в сфере искусственного интеллекта, стал одним из крупнейших покупателей энергетических решений Tesla. В 2024 году расходы xAI на продукцию Tesla составили почти $200 млн.
Несмотря на амбициозные заявления, инвесторы остались разочарованы отсутствием чётких прогнозов. Руководитель отдела по связям с инвесторами дважды отказался зачитывать вопросы о будущих продуктах, подчеркнув, что «это не подходящая площадка для таких обсуждений».
Аналитики отмечают, что четвёртое подряд падение прибыли усиливает обеспокоенность акционеров: Tesla, долгое время считавшаяся лидером в электромобильной отрасли, теперь сталкивается с теми же финансовыми вызовами, что и традиционные автопроизводители.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Tesla reports revenue growth after two down quarters. Why the stock is falling (CNBC)
- Tesla shares fall as profit miss spooks investors (Reuters)
обсуждение