Воскресенье, 28.09.2025
×
Цены в октябре. НДС хотят повысить. Споры вокруг ЦБ.

Stellantis: акции компании пали жертвой тарифов Трампа и китайских конкурентов

Аа +
- -

Инвесторы обескуражены продолжающимся падением акций четвертого в мире по объемам производителя автомобилей. Вместе с тем, если взглянуть на финансовые показатели компании, то ничего удивительного здесь не будет.

Stellantis – международная автомобильная производственная корпорация со штаб-квартирой в Нидерландах, недалеко от Амстердама, с операционными центрами в Северной Америке, Италии и Франции, а также коммерческими представительствами в более чем 130 странах. Stellantis входит в число крупнейших автопроизводителей мира, занимая по состоянию на 2025 год пятое место по объему продаж. Ее производственные мощности расположены более чем в 30 странах.

Stellantis объединяет 14 автомобильных брендов:

Abarth. Итальянский производитель автомобилей и тюнинговая компания, основанная 31 марта 1949 года Карло Абартом в Болонье, Италия. Выпускает спортивные версии небольших автомобилей с улучшенными характеристиками, изначально созданные на базе моделей Fiat.

Alfa Romeo. Культовый итальянский производитель автомобилей, основанный 24 июня 1910 года в Милане под оригинальным названием A.L.F.A. (перевод аббревиатуры – Анонимная Ломбардская фабрика автомобилей) Уго Стеллой, приобретя активы итальянской дочерней компании французского автопроизводителя Darracq, переименованная в Alfa Romeo в 1920 году, после того как предприниматель Никола Ромео взял управление в свои руки. Бренд известен своими спортивными автомобилями с характерным итальянским дизайном, а также такими инновациями, как двигатель Alfa Romeo Twin Cam.

Chrysler. Американский автомобильный бренд, основанный 6 июня 1925 года Уолтером Крайслером, который реорганизовал испытывавшую финансовые трудности компанию Maxwell Motor Company в корпорацию, названную по своей фамилии. Компания быстро заняла видное место на автомобильном рынке США благодаря инженерным инновациям и стратегическим приобретениям, включая покупку Dodge в 1928 году. Компания столкнулась с серьезными трудностями во время рецессии в конце нулевых, но потом восстановилась благодаря продажам таких отмеченных наградами моделей, как Jeep Grand Cherokee и обновленным автомобилям Chrysler. Сегодня Chrysler является одним из ключевых брендов Stellantis, образованным в результате слияния Fiat Chrysler Automobiles (FCA) и PSA Group в 2021 году. Сейчас ориентирован на минивэны и седаны.

Citroën. Французская автомобильная марка, известная благодаря сочетанию отличительного дизайна, комфорта, инновационных электрических и гибридных технологий. Создана в первой половине ХХ века Андрэ Ситроэном. Делает упор на расширение производства электрических и гибридных автомобилей. Модельный ряд Citroën 2025 года отражает растущую приверженность Stellantis принципам устойчивого развития благодаря постепенному увеличению числа электрифицированных моделей и повышению эффективности при сохранении доступности по цене.

Dodge. Американский автомобильный бренд, основанный в 1900 году братьями Джоном Фрэнсисом Доджем и Хорасом Элгином Доджем в Детройте, штат Мичиган. Первоначально компания братьев Додж специализировалась на производстве высококачественных запчастей для велосипедов, а позже – высокоточных компонентов двигателей и шасси для крупных автопроизводителей, таких как Oldsmobile и Ford. В 1914 году братья Додж перешли на производство автомобилей и представили свой первый автомобиль, Dodge Model 30-35 touring car. В 1928 году, Dodge был приобретен компанией Chrysler. Сейчас производит широкий спектр автомобилей, включая легковые автомобили, грузовики, внедорожники и коммерческий транспорт.

DS Automobiles. Французский автомобильный бренд премиум-класса, официально основанный в качестве самостоятельной марки в 2014 году группой PSA, позже ставшей частью Stellantis. Ее истоки восходят к модели Citroën DS, выпущенной в 1955 году, известной оригинальным дизайном и передовыми технологиями, такими как гидропневматическая подвеска. Первоначально представленная как премиальная модельная линейка Citroën, в десятых годах DS Automobiles была отделена от Citroën и стала самостоятельным брендом. Ассортимент продукции, в основном, ориентирован на внедорожники и седаны. Ключевые модели включают DS 3 Crossback, DS 4, DS 7 Crossback и DS 9. Новые поколения модельных линеек делают акцент на электрификации под брендом E-Tense (подключаемые гибридные и электрические силовые агрегаты). Является дочерней компанией Automobiles Citroën S.A., которая сама является частью Stellantis. Штаб-квартира и основные подразделения находятся во Франции.

Fiat. (перевод аббревиатуры – Итальянская автомобильная фабрика в Турине). Итальянский производитель автомобилей, основанный в 1899 году группой инвесторов во главе с Джованни Аньелли в Турине, Италия. Fiat быстро стал крупнейшей автомобильной компанией Италии и более века оставался доминирующим на итальянском и европейском рынках. Первые автомобили Fiat, экспортированные в начале ХХ века в считались в США предметами роскоши и стоили значительно дороже, чем отечественный Ford Model T. Компания Fiat приобрела Alfa Romeo в 1986 году и исторически ассоциировалась с такими премиальными брендами, как Ferrari, Maserati и Lancia, многие из которых сейчас входят в состав Stellantis group. Штаб-квартира Fiat по-прежнему находится в Турине, Италия. Компания, в основном, разрабатывает и производит автомобили малого и среднего размера.

Jeep. Американский автомобильный бренд с богатым наследием, связанным с военными нуждами времен 2-й мировой войны. Он был разработан в ответ на запрос военных США 1940 года о создании полноприводной легкой разведывательной машины, способной заменить мотоциклы и модифицированный Ford Model-Ts. Первые прототипы носили названия Willys Quad (1940) и военный джип Willys MB (1941-45). Успех проекта обусловил укоренившееся применение общего термина «джип» для обозначения аналогичных транспортных средств по всему миру. После войны компания Jeep перешла на гражданские рынки, выпустив такие автомобили, как Jeep Station Wagon (1946), Jeepster (1948) и Wagoneer (1960). Сейчас производит внедорожники и вездеходы 4x4, среди которых всемирно известны Grand Cherokee, Cherokee, Wrangler, Compass и Renegade, добавив электрифицированные версии, включая гибридные варианты.

Lancia. Итальянский производитель автомобилей, основанный 27 ноября 1906 года в Турине, Италия, автогонщиком Винченцо Ланчиа и его другом Клаудио Фоголином, которые ранее были связаны с Fiat. Бренд внедрил новаторские технологии, такие как первые серийные двигатели V4 и V6, независимую подвеску и одно из первых в мире цельнокатаных шасси на своей модели Lambda 1922 года выпуска. Еще одной важной вехой стал Ardea 1948 года выпуска, один из первых серийных автомобилей с пятиступенчатой коробкой передач, а Aurelia 1950 года выпуска стала первым в мире серийным автомобилем с двигателем V6. Lancia стала самым успешным производителем гоночных авто. Но на протяжении многих лет из-за высоких производственных затрат, связанных с ориентацией на мастерство и инновации, а также спада на рынке продажи Lancia значительно снижались, и к концу 2010-х годов ее продажи были в основном ограничены Италией, а Lancia Ypsilon по-прежнему оставалась основной продаваемой моделью. С образованием Stellantis в 2021 году компания приступила к реализации новых планов по возрождению Lancia.

Maserati. Итальянский производитель автомобилей премиум-класса, основанный 1 декабря 1914 года в Болонье, Италия, братьями Мазерати: Альфиери, Этторе и Эрнесто, к которым позже присоединились Биндо и Карло Мазерати. Первый автомобиль Maserati, Tipo 26, разработанный Альфиери Мазерати, дебютировал в 1926 году и быстро добился успеха в гонках, в том числе выиграл гонку Тарга Флорио 1926 года. Логотип Maserati с трезубцем является отсылкой к фонтану Нептуна на площади Пьяцца Маджоре в Болонье. Тем не менее, сохранив логотип, в 1937 году компания перенесла свою штаб-квартиру в Модену, где она находится и по сей день. Maserati приобрела международную известность благодаря производству гоночных автомобилей. Компания временами испытывала финансовые трудности и несколько раз меняла владельца. В 1993 году Fiat приобрел Maserati, инвестировав в разработку новой модели. Позже Maserati была объединена с Ferrari, которая сама контролировалась Fiat, затем стала частью Stellantis.

Opel. Крупный немецкий производитель автомобилей, основанный Адамом Опелем в 1862 году в Рюссельсхайме, Германия. Первоначально Opel производил швейные машинки в здании бывшего коровника, затем в 1886 году перешел на производство велосипедов. Компания начала производство автомобилей 21 января 1899 года, когда Вильгельм Опель, сын Адама, приобрел автомобильный завод у слесаря Фридриха Лутцмана, переведя его в Рюссельсхайм. Компания выпустила свой первый автомобиль ручной сборки, запатентованный Opel Motorwagen «System Lutzmann». Opel быстро развивался и стал одним из крупнейших европейских автопроизводителей.

С 1929 по 2017 год Opel принадлежал General Motors (GM), после чего стал частью французской PSA Group. В 2021 году PSA объединилась с Fiat Chrysler, образовав компанию Stellantis, которой в настоящее время принадлежит Opel. Opel и его британский дочерний бренд Vauxhall ежегодно продают более миллиона автомобилей в более чем 50 странах, а в Европе работает около 35 600 сотрудников, в основном в Германии. Штаб-квартира и крупнейший завод марки расположены в Рюссельсхайме. Компания активно инвестирует в переход на электромобили и гибридные транспортные средства.

Peugeot. Французский автомобильный бренд, признанный старейшей автомобильной компанией в мире. Его корни уходят в 1810 год, когда Жан-Пьер и Жан-Фредерик Пежо преобразовали свою семейную гидравлическую фабрику в сталелитейный завод на востоке Франции. Первым моторизованным транспортным средством марки стал трехколесный велосипед с паровым приводом, разработанный в 1889 году. В 1890 году компания Peugeot выпустила свой первый автомобиль с двигателем внутреннего сгорания, оснащенный двигателем Panhard-Daimler. В 1961 году компания выпустила первый в мире двигатель с инжектором. Бренд получил шесть наград «Автомобиль года в Европе» за такие модели, как 208 (2020), 3008 (2017), 308 (2014), и другие. Спортивные автомобили бренда побеждали в гонке Indy 500 в начале 1900-х годов, в пяти чемпионатах мира по ралли, в семи ралли Дакар и в трех гонках «24 часа Ле-Мана».

Ram Trucks. Американская марка легких и тяжелых пикапов и коммерческих автомобилей, в настоящее время являющаяся подразделением Stellantis в Северной Америке. Изначально грузовики Ram входили в модельный ряд Dodge, но с 2009 года Ram существует как отдельный бренд, ориентированный исключительно на грузовики. Компания Dodge Brothers начала серийное производство грузовых автомобилей в 1918 году. Первый автомобиль, носивший название Ram, был представлен в 1981 году как пикап Dodge Ram 1500. В 2009 году корпорация Chrysler выделила Ram на правах самостоятельного бренда. Автомобили Ram производятся в основном на сборочном заводе Sterling Heights в Мичигане.

Vauxhall. Старейший из сохранившихся британских производителей автомобилей, основанный в 1857 году шотландским инженером Александром Уилсоном, первоначально основавшим компанию по производству судовых двигателей и насосов недалеко от Воксхолл-Гарденс в Лондоне. Компания, первоначально называвшаяся Alexander Wilson and Co., к 1890-м годам переключила свое внимание на бензиновые двигатели, переименовав себя в 1897 году в Vauxhall Iron Works Company Limited. Она выпустила свой первый автомобиль в 1903 году в 2-местной и 4-местной версиях, но изначально без заднего хода. К 1907 году автомобильное подразделение Vauxhall стало независимым, производство автомобилей переместилось в Лутон, Бедфордшир, где оно находится и по сей день. В 1925 году Vauxhall был приобретен американским автопроизводителем General Motors. С 2017 года, после продажи GM Opel и Vauxhall французской группе PSA и последующего слияния в 2021 году с образованием Stellantis, Vauxhall работает как часть Stellantis. Сейчас ассортимент продукции компании включает легковые автомобили, легкие коммерческие автомобили, все большее внимание уделяется электрификации в рамках инициативы Vauxhall Pure Technology.

* * *

Stellantis имеет два подразделения по мобильности, специализирующихся на инновационных решениях для обеспечения мобильности, таких как совместное использование автомобилей и услуги микромобильности. Компания уделяет особое внимание электрификации, разработке программного обеспечения и технологиям устойчивой мобильности. Стратегический план компании Dare Forward 2030 направлен на превращение Stellantis в технологическую компанию по устойчивой мобильности, выпускающую автономные, подключенные к сети, электрифицированные транспортные средства общего пользования и коммерческие автомобили, амбиции которой распространяются даже на электрические самолеты.

Акции Stellantis торгуются на нескольких фондовых биржах, включая Нью-Йоркскую фондовую биржу, Euronext в Милане и Euronext в Париже. Компания фокусируется на инновациях и устойчивом развитии, ориентированных на клиента, и использует разнообразное сообщество сотрудников из 165 стран для содействия глобальному сотрудничеству, не зависящему от границ и культур.

Компания образована в 2021 году в результате слияния двух крупных автомобильных групп: Fiat Chrysler Automobiles (FCA) и Peugeot S.A. (Groupe PSA). Слияние официально завершилось 16 января 2021 года, было оценено примерно в $52 млрд. и структурировано как обмен акциями без привлечения нового капитала в то время. До слияния FCA пыталась объединиться с Renault, но сделка сорвалась в 2019 году. В конечном итоге FCA обратилась к PSA Group, что привело к созданию Stellantis.

После своего создания Stellantis уделила большое внимание электрификации и инвестировала более 30 млрд. евро в развитие технологий электромобилей до 2025 года. Компания также расширила возможности своего программного обеспечения, усовершенствовала системы помощи водителю и технологии автономного вождения.

В 2021 году компания подписала партнерское соглашение с Foxconn по совместной разработке автомобильных чипов и запустила совместное предприятие SiliconAuto, специализирующееся на производстве чипов в Нидерландах.

В 2022 году Stellantis расширила свой портфель за счет ключевых приобретений, включая платформу каршеринга Share Now и стартап по разработке технологий автономного транспортного средства AImotive. В 2023 году компания приобрела 20% акций китайского производителя электромобилей Leapmotor за 1,5 млрд. евро, создав совместное предприятие Leapmotor International для управления продажами и производством за пределами Китая.

Владельцами компании являются в основном институциональные акционеры, при этом крупнейшим акционером является Exor, нидерландская холдинговая компания. Она владеет примерно 15,52% акций Stellantis, что соответствует 23,89% голосующих прав. Другим важным акционером является объединение Peugeot Frères (EPF) с 7,74% акций и 11,92% голосующих прав. Французскому государственному инвестиционному фонду Bpifrance Participations принадлежит около 6,65% акций и 10,24% прав голоса. Среди других инвесторов – китайский автопроизводитель Dongfeng Motor Corporation.

Текущее высшее руководство Stellantis, о котором было объявлено 23 июня 2025 года, включает в себя следующую команду: Антонио Фильоза, генеральный директор, который также возглавляет отдел Северной Америки и американских брендов; Дуг Остерманн, финансовый директор; Жан-Филипп Импарато, глава отдела Европы и европейских брендов; Эмануэле Каппеллано, глава подразделения в Южной Америке и ответственный за Stellantis Pro One (коммерческие автомобили).

* * *

За 2024 год чистая выручка компании составила 156,9 млрд. евро, что на 17% меньше, чем в 2023 году. Чистая прибыль значительно снизилась – на 70%, составив 5,5 млрд. евро. Скорректированный операционный доход снизился на 64% до 8,6 млрд. евро при рентабельности в 5,5%. В 2024 году компания столкнулась с отрицательным свободным денежным потоком в размере 6 млрд. евро. Несмотря на это снижение, она приступила к обновлению ассортимента продуктов нового поколения и ожидала положительного роста выручки и повышения рентабельности в 2025 году. Но эти ожидания оказались опрометчивыми, если не сказать хуже.

За 1-е полугодие 2025 года чистая выручка Stellantis составила 74,3 млрд. евро, что на 13% меньше по сравнению с 1-м полугодием 2024 года, главным образом из-за снижения продаж в Северной Америке из-за тарифов Трампа. Чистый убыток компании составил 2,3 млрд. евро, включая 3,3 млрд. евро чистых расходов, исключенных из скорректированного операционного дохода. Скорректированный операционный доход составил 0,5 млрд. евро при марже 0,7%, что ниже уровня аналогичного периода предыдущего года. Свободный денежный поток в промышленности составил 3 млрд. евро. Тем не менее, Stellantis ожидает постепенного восстановления во 2-й половине 2025 года с последовательным увеличением объемов поставок, выручки и операционных доходов.

По результатам 2024 года географическая структура продаж Stellantis выглядела так: Северная Америка – около 40,4% от общей выручки, Европа – более 30% от общего объема выручки. Выручка Китая значительно снизилась – 638 млн. евро в 2024 году, что составляет около 0,4% от общей выручки.

По состоянию на 1-е полугодие 2025 года Stellantis занимает 17% от общего объема автомобильного рынка 30 стран ЕС с более чем 1,3 млн. регистраций. Это второй по величине автопроизводитель в Европе после Volkswagen Group. Например, в 2022 году продала более 3,2 млн. автомобилей, что составляет более 20% от общего объема рынка. Самыми популярными брендами в Европе под брендом Stellantis являются Fiat, Peugeot и Citroën, за которыми следуют Opel, Jeep и Alfa Romeo. В США, базовом и наиболее по понятным причинам пострадавшем рынке сбыта компании, Jeep, Ram и Chrysler являются одними из основных источников дохода (по всей Северной Америке) в качестве флагманских брендов Stellantis. Продажи Dodge в США в 2024 году снизились на 29%, в то время как продажи Fiat значительно выросли (+153%), особенно это касается полностью электрического Fiat 500e, хотя объемы продаж Fiat остаются относительно низкими. Выручка Alfa Romeo ниже: продажи в США упали на 19%.

Сокращение продаж в США таких крупных брендов, как Jeep, Ram, Dodge и Chrysler, свидетельствует о давлении, которое и привело к общему снижению выручки этих брендов в 2024 году.

* * *

Компания объявила о приостановке производства на некоторых своих европейских заводах из-за слабого спроса. Это подразумевает остановку производства моделей Tonale и Fiat Panda на заводе в Помильяно в Италии с 29 сентября 2025 года, а также на заводе в Пуасси под Парижем, где производятся автомобили Opel и DS, с 13 по 31 октября 2025 года. Другие заводы в Польше, Германии и Испании также могут столкнуться с временными остановками. Компания корректирует темпы производства в соответствии со сложными рыночными условиями в Европе и сокращает растущие запасы. В Европе Stellantis сталкивается с жесткой конкуренцией со стороны китайских производителей, предлагающих автомобили по конкурентоспособным ценам. Соответственно тарифы, введенные Трампом, серьезно нарушили цепочки поставок.

Тем не менее, компания продолжает инвестировать в Северную Америку, в частности, в развитие стратегий использования нескольких источников энергии и переход к производству электромобилей, в том числе в создание сборочного завода в Стерлинг-Хайтс в качестве первого в США завода по производству полностью электрических транспортных средств.

Недавно компания столкнулась с инцидентом в сфере кибербезопасности, связанным с несанкционированным доступом к сторонней платформе, поддерживающей операции по обслуживанию клиентов в Северной Америке, и быстро отреагировала на него, проведя расследование и приняв меры по сдерживанию.

Stellantis также сталкивается со стратегическими проблемами в отношениях с такими люксовыми брендами, как Maserati и Alfa Romeo, изучая варианты из-за тарифов в США и перехода на электрические модели.

Китайские автопроизводители оказывают все большее влияние на Stellantis в Европе, создавая как конкурентные проблемы, так и сбои на рынке. В частности, китайские бренды электромобилей, такие как BYD, MG и SAIC Motor, быстро увеличили свою долю рынка в Европе, почти удвоив ее до 5,1% в первом полугодии текущего года. BYD заметно обогнала Tesla в Европе и добилась значительного роста продаж гибридных автомобилей. Это расширение обусловлено конкурентоспособными ценами, диверсификацией гибридов, передовыми технологиями и стратегиями локализации производства, включая строительство новых заводов в Венгрии и Турции.

Даже несмотря на разработку технологии аккумуляторных батарей IBIS и расширение производственных мощностей в Марокко, существенными конкурентными преимуществами китайских автопроизводителей остаются тесная вертикальная интеграция и более быстрая разработка новой продукции.

Существующая стратегия «Dare Forward 2030», объявленная в 2022 году, направлена на удвоение чистой выручки к 2030 году и достижение значительной доли продаж электромобилей (100% в Европе, 50% в США). Однако Stellantis столкнулась с проблемами, которые привели к некоторым стратегическим корректировкам.

Основные недавние планы включают значительные инвестиции в США в размере более $5 млрд. для расширения производственных мощностей, разработки продуктов и технологий, включая новые среднеразмерные пикапы и модели Dodge и Jeep следующего поколения. Компания Stellantis сосредоточена на расширении своего производственного присутствия в США и расширении ассортимента продукции.

Примечательно, что в этом году компания Stellantis отказалась от планов по выпуску автомобилей на водородных двигателях, сославшись на ограниченную инфраструктуру по производству водорода и заправки им автомобилей, высокие затраты и низкую готовность рынка, решив больше сосредоточиться на электрических и гибридных автомобилях.

Стратегия компании «Dare Forward 2030» основана на трех основных принципах: заботе, технологиях и ценности, в которой особое внимание уделяется инновационным, чистым и безопасным мобильным технологиям, включая платформы на базе искусственного интеллекта, которые появятся в 2025 году, и гибкому подходу к использованию гибридных транспортных средств.

Обновленный стратегический план, который будет объявлен в начале 2026 года, предоставит более подробную информацию о будущем направлении Stellantis в целом и инвестициях в технологии в частности.

* * *

Акции Stellantis N.V. торгуются на нескольких биржах с тикером STLA на Нью-Йоркской фондовой бирже (NYSE) и STLAM на Euronext в Милане. Рыночная капитализация компании составляет около $26,6 млрд. В течение последних 12 месяцев акции Stellantis демонстрировали значительную тенденцию к снижению,падение превысило 40%. Акции торгуются с заметной волатильностью. Тем не менее, Stellantis выплачивает дивиденды и реализует стратегии обратного выкупа акций.

Акции Stellantis падают из-за сочетания вышеописанных факторов, включая резкое снижение прибыли, операционные проблемы, приостановки производства и тарифы, влияющие на цепочки поставок. В частности, в июле акции компании упали более чем на 5% на негативной отчетности. По итогам 1-го полугодия эмитент напугал инвесторов отвратительной отчетностью. Учитывая значение для компании американского рынка, дальше может быть только хуже. Несмотря на судебное решение о незаконности повышенных тарифов и превышение президентом своих полномочий, Трамп продолжает вводить новые пошлины на автомобили, например, с 1 октября 2025 года повышается тариф на импорт грузовиков. Небольшое снижение тарифов на европейские автомобили вряд ли спасет ситуацию, потому что компания уже, по сути, начала переориентацию на родной европейский рынок, где сталкивается с мощной конкуренцией со стороны китайских производителей.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)