Четверг, 04.06.2020
×
Три причины, почему Америка не рухнет
            

«Диджитализация» налогов

+18 -0
Аа +

Боязнь визита в налоговые органы чем-то сродни ощущениям перед походом к зубному врачу. В одном случае люди не хотят получить болевой шок, в другом – психологический. Но, возможно, и то, и другое становится атавизмом. Современная аппаратура и методы обезболивания уже сейчас сделали поход к дантисту совсем не страшным. А цифровые технологии в ближайшем будущем позволят сократить до минимума необходимость личного контакта граждан с налоговыми чиновниками.

Александр Арифов, председатель правления «Руна-Банка», на одной из недавних банковских конференций поделился результатами маркетинговых исследований, которые показали, что нежелание людей сталкиваться с бюрократической возней при оформлении налоговых вычетов является серьезным препятствием для развития сегмента индивидуальных инвестиционных счетов (ИИС). «Основной проблемой участники нашей фокус-группы назвали нежелание ходить за оформлением вычета в налоговую службу, при посещении которой многие ранее имели негативный опыт. Вопросом продвижения ИИС должны заниматься не только банки и инвестиционные компании, но и государство, которое должно создать условия для снижения административных барьеров», – сказал тогда Александр Арифов. Эльман Мехтиев, исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков (АРБ), тогда же заметил, что налоговые органы сами заинтересованы в том, чтобы физическое общение их сотрудников с налогоплательщиками было сведено к минимуму, и поэтому всячески поддерживают внедрение системы удаленной идентификации.

«По статистике около 90% налогоплательщиков, имеющих права на налоговый вычет, не обращаются за ним, поскольку это отнимает много времени, которое нужно потратить на сбор и заполнение необходимых бумаг, очереди и прочее», – рассказали порталу Finversia.ru в пресс-службе «Сбербанка».

Между тем возможность дистанционного оформления налогового вычета, равно как и подачи декларации в удаленном режиме, существует с прошлого года. Это стало возможно благодаря поправкам в Налоговый кодекс, принятым в 2015 году, которые наделили «Личный кабинет» на официальном сайте Федеральной налоговой службы (ФНС) статусом законного инструмента взаимодействия с налогоплательщиком. «Сдача налоговой отчетности, регистрация, сверка данных и т.д. сейчас может осуществляться в электронной форме – как через сайт ФНС России, так и через операторов электронного документооборота», – сообщили порталу Finversia.ru в пресс-службе налогового ведомства.

Оформлять и подавать налоговые декларации 3-НДФЛ, а также документы на налоговый вычет для физических лиц стало доступно в электронном виде через заверение неквалифицированной подписью, которая автоматически и бесплатно создается в личном кабинете и действует в течение года. Кроме того, делать это можно по экстерриториальному принципу. То есть, если человек живет в Москве, и покупает недвижимость, скажем, в Сочи, то он просто выбирает нужный регион на сайте ФНС (раньше ему пришлось бы лично обращаться сразу в налоговую инспекцию по месту нахождения объекта). Определение, виды налоговых вычетов и категории их получателей приводятся на специальной странице сайта ФНС. Наиболее востребованным инстурментом, по словам экспертов, на сегодняшний день является имущественный вычет с покупки жилья и с процентов по ипотеке. Также довольно часто люди возвращают часть средств с суммы оплаты за обучение и лечение, за ремонт квартиры, с продажи автомобиля, сдачи жилья в аренду и пр.

Подключение бизнеса

По статистике, ежегодно в форме налоговых вычетов государство возвращает гражданам более 100 млрд рублей. Причем с каждым годом эта сумма растет. Такие суммы вполне закономерно вызывают интерес у бизнеса, который основан на том, что помогает людям правильно оформить и подать декларацию 3-НДФЛ и документы на получение вычета в налоговые органы. Помимо массы офлайновых консультантов, сегодня на этом рынке работают три ведущих онлайн-оператора, сопровождающих соответствующий процесс в дистанционном режиме.

В частности, относительно широкую известность в 2015 году получил онлайн-сервис НДФЛка.ру с краснодарской пропиской, стартовавший годом ранее. Этому способствовало сразу несколько обстоятельств. В конце 2014 года он был он был принят на акселерацию в Фонд развития интернет-инициатив (ФРИИ) и получил инвестиции в 1,4 млн рублей. В мае 2015 года основатель «НДФЛки» Михаил Лапушинский представил свое детище президенту РФ Владимиру Путину, который рекомендовал наладить взаимодействие сервиса с ФНС.

А летом прошлого года партнером «НДФЛки» стал Сбербанк, который запустил сервис «Возврат налогов», решив таким образом расширить линейку небанковских продуктов. Свой выбор в Сбербанке объяснили следующим образом: «Мы провели исследования, ориентируясь на клиентов со средней доходностью, и в результате увидели потребность клиентов в получении сервисов определенного уровня с индивидуальным подходом. Для создания такого сервиса мы выделили трех лидеров на рынке, проанализировали техническую и клиентскую часть, сделали пилотные запуски и выбрали партнера, соответствующего нашим стандартам. Перед запуском мы пересмотрели все бизнес-процессы партнера. В данный момент со Сбербанком работают консультанты НДФЛка.ру с индивидуальными скриптами и стандартами, сделанные специально под нас. Клиентам услуга по возврату налогов предоставляется только удаленно, без посещения офисов Сбербанка». Как уточнили в пресс-службе, данный сервис очень востребован среди клиентов банка.

Большие амбиции в плане развития бизнеса имеет и другой игрок этого сегмента – Налогия.ру, который, кстати сказать, появился на рынке значительно раньше вышеупомянутого конкурента – в 2011 году. Основатель «Налогии» Сергей Цаболов позиционирует свой ресурс как первый полноценный интернет-сервис для подготовки онлайн деклараций 3-НДФЛ и документов для возврата налога (первым вообще, по его словам, был сайт Налоговод.ру, однако он был «сырым», не очень удобным и просуществовал недолго). «В 2015 году мы стали первым сервисом, который сделал возможной подачу налоговых документов в дистанционном режиме с облачной электронной подписью. То есть, когда вы с помощью интерфейса готовите документы и затем направляете их в налоговые органы в электронном виде – без распечаток на бумаге и походов в инспекцию», – рассказал Сергей Цаболов.

По его словам, сама по себе услуга подачи декларации через цифровые каналы востребована не очень сильно. «Около 90% клиентов готовят документы для того, чтобы получить вычет или показать так называемую нулевую налоговую декларацию (если ИП не имел доходов или доходы были раны расходам)», – объяснил предприниматель. Бизнес, как объяснил Сергей Цаболов, строится на том, что компания берет комиссию за разовую услугу. Так, скачивание декларации на «Налогии», если она заполняется не с целью возврата налога по лечению, обучению и пр., стоит 499 рублей. Цены на онлайн-подачу документов начинаются от 3 тыс. рублей. «На сайте ФНС это можно сделать бесплатно, но там никто не поможет все сделать быстро и правильно. Непрофессионалу бывает сложно разобраться во всех пунктах, реквизитах, нюансах, есть большой риск ошибиться, потратить много времени и нервов», – сравнил Сергей Цаболов.

Партнерами «Налогии» являются банки ВТБ24 и «ДельтаКредит», «Райффайзенбанк», холдинг «Финам», страховые компании «Ренессанс Жизнь» и «Росгосстрах». В 2016 году инвестором «Налогии» стал фонд FinSight Ventures. «В чем смысл инвестирования? Здесь есть потенциал для очень большой компании, которая сможет вырасти, увеличив свою выручку в десятки раз», – говорит Сергей Цаболов.

Еще одним ресурсом, который появился на рынке примерно в одно время с «Налогией», стал сервис «Верни налог». «За 7 лет своей работы мы помогли нашим клиентам получить вычеты на сумму более 2 млрд рублей», – говорится на сайте компании. Компания предоставляет клиентам такие услуги, как интернет-программа по заполнению деклараций 3-НДФЛ, консультирование по вопросам налоговых вычетов и налогообложения физических лиц, полное сопровождение в получение налоговых вычетов (услуга «Максимум»), обжалование решений налоговых органов.

По словам Сергея Цаболова, сегмент онлайн-услуг по налоговым вопросам сейчас становится все более насыщенным в плане конкуренции. «Я предполагаю, что за место под солнцем нам в ближайшем будущем придется серьезно побороться, вложиться в маркетинговую кампанию. Людей, которые нуждаются в качественном сервисе при оформлении налоговых документов, становится все больше. Налоговые вычеты входят в нашу экономическую культуру, развивается соответствующая законодательная база, совершенствуются цифровые технологии, к нашему сегменту проявляют интерес крупные банки», – говорит Сергей Цаболов.

Заплати онлайн и спи спокойно

Еще одной опцией дистанционного обслуживания физических лиц в сфере налогов является их оплата по электронным каналам. Причем операторы, о которых говорилось выше, эту опцию намеренно не включают в свою линейку, поскольку не видят в ней коммерческой составляющей. «Проблем с оплатой налога сегодня ни у кого нет, объяснять никому ничего не надо», – говорит Сергей Цаболов. Соответственно и зарабатывать компаниям не на чем.

Между тем, сервис оплаты налогов сегодня предлагают многие банки. «В целях снижение временных затрат налогоплательщиков на оплату налоговых начислений, задолженности, пошлин и иных платежей проведена работы с крупнейшими банками РФ по интеграции их информационных систем с сервисом ФНС России, передающим информацию о начислениях для осуществления платежей. В настоящий момент заключены профильные соглашения с 46 кредитными организациями, из которых практически реализовали взаимодействия 32», – сообщили в пресс-службе ФНС.

При этом налоговики уточняют, что сама по себе услуга не может представлять коммерческого интереса для банков. «В соответствии с пунктом 2 статьи 60 Налогового кодекса комиссия за осуществление перевода денежных средств по налоговым платежам не взимается. Монетизация может обеспечиваться только за счет реализации иных сервисов со стороны банка, предоставляемых клиентам», – объяснили в ФНС. На стороне налоговой службы при этом происходит только формирование платежного документа. Непосредственно осуществление транзакции денежных средств осуществляется в системе удаленного банковского обслуживания соответствующей кредитной организации по поручению налогоплательщика на перечисление денег в госбюджет. По данным ФНС РФ, за первые полгода с момента запуска проекта онлайн-оплаты налогов (в 2011 году) сумма платежей, поступивших через кредитные организации, составила немногим более 130 млн рублей. А к 2016 году сумма таких платежей выросла до 62 млрд рублей.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все публикации »
+18 -0
1869

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Администрация Трампа запретила китайским авиакомпаниям летать в США Администрация Трампа запретила китайским авиакомпаниям летать в США Администрация президента Дональда Трампа в среду запретила китайским пассажирским авиаперевозчикам летать в Соединенные Штаты с 16 июня, поскольку пытается оказать давление на Пекин, чтобы тот позволил возобновить полеты в Поднебесную американским авиаперевозчикам на фоне растущей напряженности между двумя крупнейшими экономиками мира. Россия и Саудовская Аравия согласовали продление сокращения добычи нефти Россия и Саудовская Аравия согласовали продление сокращения добычи нефти Саудовская Аравия и Россия договорились о предварительной сделке по продлению существующих сокращений добычи нефти на один месяц. Помимо этого, согласованы меры повышения давления на страны, которые нарушают соблюдение условий по сокращению добычи. США усиливают давление на мировые страны в связи с цифровым налогом США усиливают давление на мировые страны в связи с цифровым налогом Соединенные Штаты усиливают давление на другие страны в связи с обсуждением темы введения налога на цифровые услуги технологических гигантов.

Трейдинг с Яном Артом

календарь эфиров Finversia-TV »

Новости »