При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Мировые финансовые рынки вновь оказались на грани паники: угроза полномасштабного конфликта на Ближнем Востоке становится все более реальной. Инвесторы стремительно выводят капитал из рисковых активов, перетекая в традиционные «тихие гавани» — доллар США, золото и гособлигации.
Поводом для резкой реакции рынков стала атака Израиля на объекты в Иране, включая ядерные объекты и заводы по производству ракет. Сообщается, что в результате были уничтожены десятки ключевых военных командиров. Эти действия могут означать начало затяжной военной кампании, направленной на предотвращение создания Тегераном атомного оружия.
На фоне этих событий нефть — топливо, обеспечивающее около 30% мировой энергетики — подскочила почти на 14%, обновив почти полугодовой максимум. Рост цен на нефть сопровождался повышением стоимости золота и снижением доходности по государственным облигациям. Акции, особенно в секторе авиаперевозок, пошли вниз: инвесторы закладывают в цену риски перебоев в авиасообщении и рост затрат на топливо.
«Ситуация крайне опасная», — отметил Франсуа Савари (Francois Savary), инвестиционный директор Genvil Wealth Management в Женеве. — «До определенного момента кажется, что все под контролем, а затем контроль исчезает за считанные часы».
Особую тревогу вызывает расположение Ирана у Ормузского пролива — стратегически важного маршрута, через который проходит около пятой части мировой нефти. Иран уже ранее угрожал перекрытием этого маршрута в ответ на давление со стороны Запада. Президент США Дональд Трамп обвинил Тегеран в провокации атаки, заявив, что тот сам спровоцировал удар, отказавшись от уступок в переговорах по ядерной программе. Он также предупредил, что последующие удары могут быть «еще более жестокими».
Участники рынка и центробанки и без того ломали головы над будущим процентных ставок в условиях роста инфляции и замедления экономического роста, вызванного, в том числе, новыми американскими пошлинами. Теперь, после ракетного удара Израиля, ситуация ещё больше усложнилась. Цены на нефть достигли $75,54 за баррель, что может повлечь за собой новую волну инфляционного давления.
«Если нефть превысит отметку в $80, это станет реальной проблемой для глобальных центробанков», — считает Крис Сиклуна (Chris Scicluna), глава экономических исследований в Daiwa Capital Markets.
Несмотря на тревожные сигналы, доходность по 10-летним казначейским облигациям США осталась на уровне около 4,36%, не демонстрируя привычного «бегства в качество» (Flight to Quality). Инвесторы, по-видимому, заняли выжидательную позицию.
На фоне растущей нестабильности доллар США вновь подтвердил статус «актива-убежища». После недель падения он начал отыгрывать позиции, вытесняя другие безопасные валюты, такие как швейцарский франк и японская иена.
«Доллар возвращается к своей традиционной роли — безопасной гавани», — отметила стратег City Index Фиона Чинкотта (Fiona Cincotta). — «Снижение фондовых рынков и рост спроса на доллар свидетельствуют о возвращении осторожности».
Хотя индекс S&P 500 потерял более 0,5% в первые часы торгов, он всё ещё находится вблизи исторических максимумов, достигнутых в феврале. Тем не менее, связь между курсом доллара и рынком акций, которая формировалась с начала апреля, начала разрушаться: инвесторы отворачиваются от акций и обращаются к валютной защите.
Цены на нефть, как и в 2022 году после начала конфликта на Украине, показали самый резкий суточный рост за последние годы. Это усиливает беспокойство по поводу возможного разгона инфляции и вызывает вопросы в отношении устойчивости текущей рыночной переоценки.
«Рынки имеют обыкновение довольно быстро переваривать подобные кризисы, но это чревато самоуспокоенностью», — предостерег Джеймс Ати, менеджер фонда Marlborough. — «Напряженность реальна, и активы по-прежнему переоценены».
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Investors fearing worst-case Middle East scenarios hunker down (Reuters)
обсуждение