Суббота, 19.06.2021
×
G7, ФРС, Байден-Путин, угрозы. Что происходит на фондовом рынке?

Как инвестору не проспать новую космическую революцию

+3 -0
Аа +
Леонид Кофман,

предприниматель, квалифицированный инвестор, ведущий YouTube-канала «Инвестиции Шаг за Шагом»

XX век прошел под флагом активного развития технологий, венцом которых стал полет человека в космос. Первые 20 лет после этого знаменательного события каждого советского космонавта, а затем и американских астронавтов мир знал поименно. К концу же XX века полеты в космос, к сожалению, лишились налета романтики. Сейчас на МКС регулярно летают космонавты и даже иногда космические туристы, спутников на небе видно уже больше, чем звезд, да что там, где-то около Марса болтается Tesla Roadster с манекеном внутри. Скукота, да и только!

Но именно в этот момент на сцену выходим мы – частные инвесторы. Люди, которые могут заработать на росте этой отрасли, если понимать во что вкладывать.

Перед нами открываются неограниченные возможности добычи топлива и полезных ископаемых, открытия новых материалов и законов природы, космический туризм и развлечения в конце концов. Все это по капитализации вполне может превзойти то, что уже создано человечеством на Земле.

В этой статье я рассмотрю три возможных направления инвестирования в аэрокосмический сектор:

1. Компании, для которых полеты в космос это уже сегодняшние реалии

2. Компании, которые начнут получать дополнительную прибыль после очередного скачка в развитии аэрокосмической отрасли

3. ETF’ы на компании из первой и второй группы

Небольшое уточнение. В этой статье я сделал обзор только американских компаний. Российских предприятий типа РКК «Энергия» вы тут не найдете. Россия, с моей точки зрения, уже проиграла войну за космос. Батут работает без нас и инвестору тут ловить нечего. Свою точку зрения на инвестиции в российские компании я описал в другой статье.

Компании, для которых полеты в космос это уже сегодняшние реалии

Boeing. Компания в представлении не нуждается, как в прочем и ее текущие проблемы. Но тут есть важное уточнение. У Boeing есть два основных подразделения это гражданское и военное. Все, что касается космоса относится к военному – Boeing Defense, Space & Security. И если в гражданском подразделении все ужас-ужас, то в военном все стабильно. Взглянем на отчет за 2-й квартал 2020 года https://s2.q4cdn.com/661678649/files/doc_financials/2020/q2/2Q20-Press-Release.pdf:

Как инвестору не проспать новую космическую революцию

Выручка квартал к кварталу осталась плюс-минус на одном уровне и это по сравнению с падением выручки на 78% в гражданском подразделении выглядит приятно.

Какие же достижения есть у Boeing Defense, Space & Security? Во-первых, это конечно огромная экспертиза в проектировании и строительстве самолетов, которая в полной мере реализуется и в аэрокосмической отрасли. В частности, NASA сотрудничает с Boeing (впрочем, как и со SpaceX) по разработке тяжелого ракетоносителя, способного поднимать на околоземную орбиту грузы до 50 тонн. Таких ракет в мире очень мало. У нас такая ракета называется Протом-М, у SpaceX – Falcon Heavy, у Boeing совместно с Lockheed Martin – Delta IV Heavy. У Boeing так же есть ракетоноситель Atlas V и корабль Starliner, который позволяет доставлять грузы и людей на МКС. Boeing так же разрабатывает и продает спутники различного назначения от телекоммуникационных, до чисто научных. Boeing и Lockheed Martin с 2006 года в рамках объединения United Launch Alliance предоставляют услуги по выведению на околоземную орбиту космических аппаратов по заказу правительства США и министерства обороны США. За это время United Launch Alliance вывели на орбиту более 100 спутников.

Вывод: можно смело сказать, что компания Boeing – серьезный игрок в секторе доставки грузов за пределы планеты Земля. Boeing обладает технологиями, которые лежат в основе развития космических полетов. Очевидно, что компания может стать бенефициаром роста данного сектора.

* * *

Northrop Grumman – американская корпорация, производящая самолеты, космические аппараты, военные радары, датчики, системы противовоздушной обороны. Клиенты компании – государственные органы и крупные промышленные компании. В 1994 году Northrop Aircraft купила Grumman Aerospace – компанию, которая построила лунный модуль корабля «Аполлон». Союз корпораций назвали Northrop Grumman. В 2014 году компания стала главным подрядчиком в строительстве космического телескопа Джеймса Уэбба, который заменит телескоп Хаббл.

В 2018 году Northrop Grumman купила компанию Orbital ATK Inc. И на ее основе было создано подразделение Northrop Grumman Innovation Systems, которое в частности отвечает за аэрокосмическое направление в компании. Здесь производятся спутники коммерческого, научного и военного назначения, а также ведется разработка и эксплуатация грузового космический корабль Cygnus (конкурента Dragon от SpaceX) и ракета-носителя Antares, используемых для доставки грузов на МКС.

В 2019 году Northrop Grumman был выбран NASA, как одна из 11 компаний, которой доверят разработку и производство прототипов космических аппаратов для высадки на Луну в рамках новой лунной программы «Артемида».

С точки зрения фундаментала компания видится вполне надежной. С 2016 года денежные потоки компании стабильно растут. Активы полностью покрывают краткосрочные и долгосрочные обязательства.

 

Как инвестору не проспать новую космическую революцию

Чистый долг стабилен с 2018 года, хотя мультипликатор Debt / EBITDA по итогам 2-го квартала 2020 равен 4,05. Многовато конечно, но терпимо. Компания стабильно платит дивиденды, ежегодно их повышая.

Вывод: компания Northrop Grumman по всей видимости имеет серьезные виды на сектор освоения космоса. Если добавить к этому большую стабильную долю госзаказов от военных структур США, растущую выручку и умеренную долговую нагрузку, то компания видится весьма перспективным вложением.

* * *

Lockheed Martin – американская военно-промышленная корпорация, специализирующаяся в области авиастроения, авиакосмической техники, судостроения. Номер один по объему заказов от министерства обороны США. Эти ребята гражданской ерундой не занимаются. Тут только хардкор. Lockheed Martin Space – одно из четырех основных бизнес-подразделений Lockheed Martin. В настоящее время в подразделении работает около 16 тыс. человек, и его наиболее известными продуктами являются коммерческие и военные спутники, космические зонды, системы противоракетной обороны. Lockheed Martin совместно с Boeing разрабатывает и эксплуатирует ракета-носитель Delta IV Heavy и у нее есть свой многоцелевой пилотируемый корабль (конкурент Boeing Starliner) – Orion. Тут Lockheed Martin сотрудничает с Airbus.

С точки зрения фундаментала у компании c 2014 года растущие потоки:

Как инвестору не проспать новую космическую революцию

Чистый долг стабилен:

Как инвестору не проспать новую космическую революцию

Но долговая нагрузка высокая Debt Ratio 0,92. Впрочем, у нее всегда этот показатель был высоким, что не мешало компании развиваться.

Можно обратить внимание на соотношение долгосрочных активов и обязательств:

Как инвестору не проспать новую космическую революцию

Но в эпоху низких ставок обслуживать долгосрочные обязательства при стабильном потоке заказов от правительства, труда не составит.

Компания исправно платит дивиденды и ежегодно их увеличивает.

Вывод: огромный объем заказов от правительства США однозначно не даст компании утонуть, а наработки в области ракета-носителей позволит претендовать на первенство в гонке за космос.

* * *

Virgin Galactic – американская компания, входящая в Virgin Group и планирующая организовывать туристические суборбитальные космические полёты и запуски небольших искусственных спутников. В будущем компания планирует предложить своим клиентам и орбитальные полёты.

Virgin Galactic – единственная из публичных компаний, основной бизнес которой связан только с космосом. Акции компании торгуются на бирже с 2018 года. За это время они выросли на 90%, правда не без просадок. Компания еще не генерирует выручку и особенно смотреть на фундаментал нет смысла. Сейчас у компании есть порядка 600 предзаказов на туристические полеты. Реализуются ли они или деньги придется вернуть, мы увидим уже в ближайшие пару лет.

Я рассматриваю Virgin Galactic скорее, как венчурное вложение, которое если выстрелит, то может принести много исков. У меня в портфеле она есть, но пока на совсем небольшой процент.

Компании, которые начнут получать дополнительную прибыль после очередного скачка в развитии аэрокосмической отрасли

Mercury Systems – американская транснациональная аэрокосмическая и оборонная компания. Производит «железо» и программное обеспечение для бортовых систем самолетов и ракет. Разрабатывает разнообразное разведывательное оборудование, средства связи, сверхпрочные компьютеры.

С 2017 года компания активно развивает свое подразделение, связанное с космическими разработками. В частности, она приобрела компанию Delta Microwave, LLC для выхода на рынок спутниковой связи и космических запусков. И компанию GECO Avionics, разработчика оборудования и программного обеспечения для телеметрии самолетов и спутников связи.

С моей точки зрения, у компании – шикарный фундаментал. Растущие потоки выручки и прибыли.

Как инвестору не проспать новую космическую революцию

Очень низкие обязательства и отрицательный чистый долг:

Как инвестору не проспать новую космическую революцию

Разумеется, рынок не мог не заметить всего этого, поэтому компания сейчас торгуется с P/E 49. Жду по ней коррекции.

* * *

Garmin Ltd. – американский производитель навигационного оборудования, предназначенного как для частного, так и коммерческого использования в сферах автотранспорта, сельского хозяйства, авиации, морских перевозок. Оборудование Garmin использует GPS для определения координат и карты для позиционирования. Развитие спутниковой сети и покрытие 100% поверхности Земли интернетом будет способствовать повышению качества продукции Garmin и росту спроса на нее.

У компании – сильный фундаментал. С 2012 года растут выручка и прибыль.

Как инвестору не проспать новую космическую революцию

Отрицательный чистый долг и активы существенно превышающие обязательства:

Как инвестору не проспать новую космическую революцию

P/E 20,6 и шикарная чистая маржинальность 24,8%. Цена акций сейчас на уровнях до пандемии. Для себя решил, что на коррекции обязательно буду входить.

ETF для тех, кто хочет все и сразу

Аэрокосмический сектор довольно сложный. Тут много особенностей и рисков. Если вы не готов копаться в компаниях, но у вас есть понимание потенциала сектора, то предлагаю инвестировать в ETF. Я выбрал два ETF из данного сектора с самой большой капитализацией. Эти ETF доступны только квалинвесторам либо через иностранных брокеров.

1. ETF от iShares – ITA

Как инвестору не проспать новую космическую революцию

2. ETF от State Street – XAR

Как инвестору не проспать новую космическую революцию

Как видим, котировки обоих ETF сейчас сильно ниже допандемийных уровней и возможно это хороший уровень для входа.

Если пронаблюдать за динамикой обоих ETF за последние 5 лет, то видно, что на кризис обе бумаги среагировали одинаково, но отросла лучше XAR, хотя все это время она росла хуже ITA.

Как инвестору не проспать новую космическую революцию

По составу ETF’ы довольно сильно отличаются, поэтому возможно было бы разумно взять обе бумаги, закрыв тем самым весь сектор одним махом.

Канал об инвестициях «Леонид Кофман – Инвестиции Шаг за Шагом»: https://www.youtube.com/channel/UCQ6YHarke2jUts1lfSHjEQw

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
IPO. Как заскочить в уходящий поезд IPO. Как заскочить в уходящий поезд 2020 год был феноменальным с точки зрения доходности IPO и того хайпа, который вокруг них, IPO, создался. Во многом это связано с невиданной щедростью центральных банков. На рынке появилось много денег их надо куда-то пристраивать. Полагаю, что ситуация с печатаньем денег не закончится в 2021 году, а это означает, что сектор IPO может повторить успех прошлого года. Небанальное инвестирование в электрокары Небанальное инвестирование в электрокары Согласно исследованию Ernst&Young, автоконцерны делают ставку на электромобили, а капиталовложения в выпуск автомобилей с двигателями внутреннего сгорания сокращаются уже с 2018 года. По мнению Ernst&Young в мировом автомобилестроении это будет доминирующий тренд ближайших лет. Исследовательская компания IHS Markit, прогнозирует, что электромобили составят 80% новых автомобилей, проданных в 2050 году. В 2020-м это значение равно всего 2,2%. Стокгольмский синдром инвестора: рубль vs доллар Стокгольмский синдром инвестора: рубль vs доллар Почему я больше не инвестирую в российские компании и вам не советую.

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »