Финансовое волонтерство: оружие массового просвещения

- -
Аа + 1
Максим Харитонов,

заместитель директора Ассоциации развития финансовой грамотности

Кто такие финансовые волонтеры, что ими движет, как стать добровольным финансовым просветителем?

Тема повышения финансовой грамотности в последнее время на слуху. Многие компании, ведомства, структуры заинтересованы в том, чтобы граждане РФ более ответственно относились к финансам, не копили долгов, не попадали в лапы мошенников, процветали и благоденствовали. Заинтересованы в этом и сами люди. Они готовы подать руку помощи тем, кто нуждается в знаниях и навыках в области финансов. В стране сегодня растет число финансовых волонтеров. Финансовый волонтер, прежде всего, человек неравнодушный, социально активный, ведь его работа в области повышения финансовой грамотности населения – это «общественная нагрузка», она ведется на безвозмездной основе. Для того, чтобы тратить свои силы и личное время на участие в проектах, нужно иметь к этому вкус, любое волонтерство – это всегда осознание некой миссии. Среди волонтеров финансового просвещения люди самых разных профессий и возрастов. Но всех их объединяет желание поделиться своими знаниями в данной области, быть полезными, попутно научиться новому, углубить свои умения и компетенции.

Одно из направлений, в которых участвуют финансовые волонтеры – уроки финансового планирования. Исследование Фонда «Общественное мнение», проведенное в начале 2019 года, показало, что чуть больше трети (34%) респондентов контролируют свои траты, только 24% из них делают это постоянно, тщательно планируют расходы. При этом 26% опрошенных граждан в принципе не обращают внимания на соотношение заработанного и потраченного. Как раз эти люди совершают спонтанные покупки, которые больно «бьют» по семейному бюджету. Волонтеры помогают улучшить эту статистику, за которой реальные семьи и истории. Они призваны научить граждан навыкам финансового планирования – основе финансово грамотного поведения. А это не только умение контролировать семейные доходы и расходы, но и формировать «подушку безопасности» на случай потери работу, накоплений в качестве прибавки к будущей пенсии. Волонтеры также учат людей работать с информацией: искать нужные сведения, рационально выбирать финансовые продукты, вычислять мошенников, оценивать риски, отстаивать свои права, контролировать налоги, находить и использовать инструменты поддержки малого предпринимательства.

Знания в области финансов важны для всех, но у каждой аудитории есть свои приоритеты. К тому же аудитория во многом определяет и форму подачи информации. Зоной ответственности финволонтеров является подрастающее поколение: дети-сироты, учащиеся школ, средних образовательных учреждений, вузов. Программы, в которых участвуют волонтеры, также нацелены на работающих граждан, наемных сотрудников, на предпринимателей, которые сами создают рабочие места. Эта аудитория требует от волонтеров гораздо больших компетенций, иногда личного предпринимательского опыта. Пенсионеры и предпенсионеры – еще одна категория «подопечных» финансовых волонтеров. Педагоги, представители СМИ, военнослужащие, работники социальной сферы – все это люди, кому может быть полезна помощь добровольцев «финансового фронта».

Кроме желания передать свои знания людям, помочь им, волонтерами движет стремление к самосовершенствованию, проявлению лидерских качеств. Студенты финансовых вузов рассматривают участие в мероприятиях, нацеленных на повышение финграмоности, как на практику, здесь они могут применить уже полученные знания в реальной жизни. Расширение круга знакомых – это немаловажно и для пенсионеров из числа финансовых добровольцев. Зачастую участие в проектах помогает им освоить современные технологии, идти в ногу со временем, а не только делиться накопленным опытом. В России создана Ассоциация Развития Финансовой Грамотности, которая «ведает» волонтерским движением в финансовой сфере, координирует деятельность структур, предприятий, частных лиц, занимающихся повышением финграмотности в стране. Для того чтобы стать волонтером, поучаствовать в различных проектах по финансовой грамотности, нужно пройти регистрацию на сайте Ассоциации www.fincubator.ru.

Не стоит думать, что в волонтеры берут только продвинутых финансистов. Помощь нужна самая разная, от умения проводить игры по заданному сценарию, до помощи в регистрации участников на мероприятии. Волонтеры проходят модульное тестирование и интервьюирование, что позволяет определить своего рода «профиль» потенциального добровольца. В ассоциации выделяют несколько категорий волонтеров. Волонтеры-презентаторы, способные проводить обучающие мероприятия для различных аудиторий. Это может быть участие в проведении лекции, презентации, вебинара. Волонтеры-игротехники присоединяются к мероприятиям в формате игры, квеста, экскурсии и т.п. Они проводят участников по «минному полю» к правильным финансовым решениям. Волонтеры финансового мониторинга – это «разведчики» АРФГ, выявляющие факты нарушения законов и норм участниками финансового рынка, недобросовестные практики, а также выводящие на чистую воду финансовых мошенников. Событийные волонтеры – «универсальные солдаты» добровольческого движения, они помогают в организации мероприятий, оказывают помощь в их реализации. Встречать гостей, проверять технику, раздавать материалы, чтобы все работало, как часы, нужны дельные помощники. Есть категория волонтеров, которые работают с новобранцами в ресурсном и операционных волонтерских центрах. Принимают участие в отборе, обучении новых помощников, координируют их деятельность на мероприятиях. Волонтеры-наставники учат своих «однополчан», а также принимают участие в разработке мероприятий, проектов, предлагают собственные идеи. Волонтерами становятся самые разные люди, нельзя составить какой-то усредненный портрет финансового добровольца, это всегда уникальная история.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все эксперты »
- -
327

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Трейдинг с Яном Артом
[_$Blocks_DefaultController:render(17)]

Новости »

[_$Blocks_DefaultController:render(32)]