При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В тени бурного роста китайского сектора электромобилей (EV) нарастает тревога. То, что начиналось как динамичная конкуренция, превратилось в беспощадную ценовую войну, угрожающую стабильности всей отрасли и заставляющую экспертов проводить мрачные параллели с прошлыми кризисами.
Продавцы на пекинском рынке подержанных автомобилей, ощущают последствия этой войны на себе. Они говорят: «В прошлом году мы все работали в убыток». Причина, по их мнению, проста и пугающа: «Слишком много компаний выпускают слишком много электромобилей». Их опасения выходят за рамки собственного бизнеса. Они видят, как ажиотаж вокруг постоянного снижения цен заставляет покупателей откладывать решения, усугубляя и без того сложную экономическую ситуацию.
Международные партнеры уже давно обвиняют Китай в «наводнении» мирового рынка дешевыми электромобилями. Теперь подобная критика звучит и внутри страны, достигнув страниц главной партийной газеты. «Жэньминь жибао» опубликовала резкую редакционную статью, озаглавленную «Ценовая война в автомобильной промышленности — путь в никуда, у нее нет будущего». Издание предупреждает, что «хаотичные «ценовые войны» сжимают прибыль по всей цепочке, воздействуя на всю экосистему и создавая риски снижения доходов работников». Долгосрочная «гонка на выживание» признана неустойчивой.
Фокусом критики стал лидер китайского рынка BYD, объявивший в конце мая о значительном снижении цен на многие модели. Скидки достигли 34%, а самая доступная модель компании, мини-хэтчбек Seagull, теперь стоит около $7700 против прежних $10000. Эти радикальные шаги спровоцировали новую волну ценовой конкуренции среди других производителей.
Руководители отрасли открыто бьют тревогу. Вэй Цзяньцзюнь (Wei Jianjun), председатель совета директоров Great Wall Motor, прямо назвал сложившуюся ситуацию «нездоровой». В интервью Sina Finance он провел тревожную параллель с обанкротившимся гигантом недвижимости Evergrande и кризисом в этом секторе: «Кризис, подобный «Evergrande», уже существует в автомобильной промышленности. Он просто еще не разразился».
Китайская ассоциация автопроизводителей (CAAM) призвала компании воздержаться от «демпинга» — продажи автомобилей ниже себестоимости. В своем заявлении ассоциация недвусмысленно указала на BYD: «Один автопроизводитель взял на себя инициативу по запуску значительного снижения цен, и многие компании последовали его примеру, спровоцировав новую волну паники ценовой войны».
Напряжение в отрасли проявляется и в тревожных практиках. Торговцы на том же пекинском рынке подержанных авто рассказали о феномене «бывших в употреблении автомобилей с нулевым пробегом». Это машины, которые регистрируются и получают номера, учитываются как проданные, но по факту никогда не эксплуатировались. Подобные схемы используются производителями и дилерами для искусственного завышения объемов продаж.
BYD отвергла заявления Вэя Цзяньцзюня как «паникерские» и в ответ на критику CAAM заявила о своей приверженности принципам честной конкуренции. Однако уверенность лидера рынка не снимает общих опасений.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- In China, fears grow of an EV financial crisis amid pricing war (CNBC)
обсуждение