При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.

Решение Арбитражного суда Москвы о признании недействительной деривативной сделки между "Транснефтью" и Сбербанком открывает дорогу к другим подобным искам, что может разрушить российский рынок производных финансовых инструментов, опасаются его участники.
В четверг Арбитражный суд Москвы удовлетворил иск "Транснефти" к Сбербанку о недействительности сделки с убытком около 66 млрд рублей с производными финансовыми инструментами в рамках генерального соглашения о срочных сделках на финансовых рынках.
"Безусловно, это решение - удар для рынка производных финансовых инструментов, это слишком резонансный случай, он открывает дорогу к лавине подобного рода исков, которая, если последует, то полностью разрушит рынок, поэтому здесь важна реакция регулятора", - сказал "Интерфаксу" руководитель операций на валютном и денежном рынке Металлинвестбанка Сергей Романчук.
"Транснефть" аргументировала свою позицию тем, что была плохо проинформирована о рисках, введена в заблуждение, и возможно, решение проблемы в том, чтобы крупные корпорации, которые заключают деривативные сделки, присоединялись к какому-то протоколу и не могли опираться на то, что они являются слабой стороной при заключении сделки, полагает С.Романчук. По его словам, нужно создать такой механизм, чтобы заключение клиентом сделки и его согласие с тем, что он достаточно профессионален для заключения деривативных контрактов, а также понимает все риски, было основанием для невозможности признания судом подобных сделок ничтожными. Иначе возникнет системная проблема в экономике, потому что риски не будут хеджироваться вообще.
"Стараясь оградить компании от получения убытка в результате спекулятивных позиций, не являющихся хеджевыми, которые они взяли на себя, мы можем выплеснуть младенца с водой, поскольку никто из банков с таким риском работать не будет. Их прибыль от таких сделок, естественно, не сопоставима с заявленным убытком компании", - сказал С.Романчук.
С ним согласен генеральный директор УК "Спутник Капитал" Александр Лосев, который также считает, что сделки по хеджированию рисков в российском правовом поле могут исчезнуть совсем.
"То, что произошло в арбитражном суде, может отбросить рынок производных на 20 лет назад. В 1998-1999 годах такие сделки суды назвали сделками пари. Российские компании и банки могут сейчас лишиться возможности страховать свои валютные и процентные риски. Это сравнимо по последствиям с введением очередных западных санкций в отношении России, только на этот раз в роли "руки Вашингтона" выступает наш арбитражный суд", - сказал А.Лосев.
Он отметил, что если решение арбитражного суда не будет оспорено или отменено в вышестоящей инстанции, то сделки с производными финансовыми инструментами де-факто окажутся в России вне рамок правового поля, несмотря на статьи Гражданского кодекса.
"Кто сможет, тот будет заключать подобные сделки по англосаксонскому праву вне российской юрисдикции, а всем остальным придется забыть о форвардах и свопах. Если компании лишатся возможности страховать свои финансовые риски, то все возможные убытки или девальвационные ожидания они будут закладывать в стоимость своих товаров или услуг. Заплатит население России, которое покупает товары и пользуется услугами", - считает А.Лосев.
Еще один участник рынка разделяет опасения, что решение суда может коренным образом изменить принципы заключения сделок с производными инструментами в РФ, и ждет реакции регулятора.
            
                Этот «непослушный» рубль
                
                    Курс рубля по-прежнему остается стабильным. Но его падения также по-прежнему ждут в прогнозах на ноябрь и до конца 2025 года.                
                
            
        
    
    
        
            
            
                Британская BP увеличила прибыль за 9 месяцев почти на 49%, до $3,48 млрд
                
                    Чистая прибыль британской нефтегазовой компании BP по итогам января — сентября 2025 года составила $3,48 млрд, что на 48,6% больше, чем годом ранее, следует из отчета компании.                
                
            
        
    
    
        
            
            
                Тимур Аитов: «Надо заставить бороться с хищениями и отвечать за них сами банки»
                
                    В этом году в России обновляется законодательство, направленное на борьбу с финансовом мошенничеством. Три десятка новаций введены с 1 июня. Остановит ли это волну мошенничества? Комментирует председатель комиссии по безопасности финансовых рынков  Торгово-промышленной палаты России Тимур Аитов.                
                
            
        
    
    
обсуждение