Четверг, 06.11.2025
×
Золото, курс рубля, фондовый рынок: что будет до конца 2025 / Биржевая среда с Яном Артом

Татфондбанк испортил кредитные истории своих заемщиков

Аа +
- -

Около 20 тыс. клиентов Татфондбанка оказались в уникальной ситуации: несмотря на своевременное погашение кредитов, они неожиданно попали в число неплательщиков с испорченными кредитными историями. Агентство по страхованию вкладов (АСВ) обещает «решить проблему».

Своими историями розничные заемщики Татфондбанка обмениваются на финансовых форумах в интернете. Клиенты банка, лишенного лицензии 3 марта, жалуются, что их кредитные истории оказались испорченными. По их словам, несмотря на то что они исправно платили по взятым в банке кредитам, когда он уже испытывал проблемы и находился под управлением временной администрации, их платежи не были зачтены, в итоге за ними числится просрочка.

Эту информации РБК подтвердили в Агентстве по страхованию вкладов. «В Татфондбанке клиенты, которые возвращали займы по кредитам в период моратория, до сих пор имеют задолженность перед банком. Погашение в ряде случаев не было зачтено. Мы в настоящее время решаем эту проблему. Склоняемся к тому, чтобы соблюсти «дух закона» и учесть данные погашения», — сообщил глава АСВ Юрий Исаев.

Без вины неплательщик

По словам банкиров и юристов, тот факт, что в период моратория платежи по кредитам не были зачтены, противоречит не только духу, но и букве закона. Они объясняют, что при введении моратория на расчеты с кредиторами замораживаются все платежи на дату введения моратория. Платежи же, которые поступили в погашение кредитов, банк должен исполнять. По словам источников РБК, с порчей кредитной истории столкнулись порядка 20 тыс. заемщиков Татфондбанка. Собеседники РБК не припоминают, чтобы подобная ситуация в таком масштабе когда-либо случалась на российском банковском рынке.

В АСВ цифры источников РБК комментировать не стали. Отказались от комментариев и два крупнейших бюро кредитных историй: «Эквифакс» и Национальное бюро кредитных историй (НБКИ).

Сумму искусственно созданной просрочки источники РБК не называют. По их мнению, она невелика — несколько десятков миллионов рублей, ведь речь идет о ежемесячных взносах процентов по кредитам за несколько месяцев. «Но в данном случае важен сам факт того, что это произошло», — говорит один из собеседников РБК.

Последствия для «неплательщиков»

Как пояснила директор юридического департамента Объединенного бюро кредитных историй Виктория Белых, в зависимости от учетной политики банк может относиться к одноразовым просрочкам, которые возникли в середине кредитной линии, двумя способами. Первый — это когда банк при поступлении новых средств от должника погашает самую раннюю его невыплату. Таким образом, просрочка ежемесячно будет переноситься, и если месячный платеж был просрочен единожды, то просрочка не составит более 30 дней. Второй путь — это зафиксировать дату просрочки и отсчитывать от нее срок. Если у заемщика была одна ежемесячная просрочка полгода назад, то его просрочка составит 180 дней.

По словам директора по маркетингу НБКИ Алексея Волкова, обычно банки предпочитают второй способ. Если у заемщика была разовая просрочка, но кредит он потом все-таки погасил, эта информация все равно будет обозначена в кредитной истории, говорит он.

При получении нового кредита у заемщиков могут возникнуть проблемы, говорят представители бюро кредитных историй. «Если он снова обратится за кредитом, то банки могут обратить на это внимание и предложить менее выгодные условия — более высокую ставку и меньший лимит, если это кредитная карта», — отмечает Волков.

«180 дней — это серьезная просрочка, и банки будут обращать на нее внимание при выдаче кредита. Из-за чего условия могут заметно ухудшиться или же вообще кредитная организация может ответить отказом, если у нее низкий аппетит к риску», — соглашается Виктория Белых. Таким образом, в худшем случае клиент потеряет доступ к заемным средствам.

Сбой без причины?

Причины произошедшего в АСВ не называют. Банк России не ответил на запрос РБК о ситуации с испорченными кредитными историями розничных заемщиков Татфондбанка.

Эта ситуация похожа на сбой, который породил вход временной администрации, который вызывает обычно изменение многих процессов в банке, говорит руководитель группы банковских рейтингов Аналитического кредитно-рейтингового агентства (АКРА) Кирилл Лукашук.

По мнению ряда участников рынка, сбой мог быть порожден масштабом розничного кредитного портфеля Татфондбанка и, как ни парадоксально, в целом неплохим качеством обслуживания его розничного кредитного портфеля. У прочих крупных страховых случаев (таковым является отзыв у банка лицензии, масштаб определяется по объему вкладов) в последнее время не было такого объема розничных кредитов, по которым люди еще и желали бы активно платить, указывает один из собеседников РБК, добавляя, что часто при возникновении у банка проблем заемщики, напротив, прекращают обслуживать свои долги. «Не исключено, что временная администрация просто оказалась к этому не готова», — предположил он.

Банк России ввел временную администрацию во второй по величине банк в Республике Татарстан 15 декабря 2016 года, однако традиционно проблемы со свободными денежными средствами у банка начались ранее. Так, еще до введения моратория банк признался, что он начал испытывать сложности с ликвидностью еще с декабря, когда появились публикации в СМИ о возможной санации кредитной организации.

Согласно закону мораторий вводится не более чем на три месяца, однако Банк России не смог вовремя решить судьбу банка и сделал исключение, продлив мораторий до полугода. 3 марта регулятор все ж принял решение отозвать лицензию у банка, несмотря на большой объем вкладов граждан (более 70 млрд руб.) и социальную значимость банка для своего региона. Выплаты вкладчикам банка были оценены более чем в 57 млрд руб. Розничных кредитов банк выдал почти на 19 млрд руб.

Что делать заемщикам​

Для оспаривания информации в кредитной истории заемщик может напрямую обратиться к конкурсному управляющему банка и попросить исправить информацию, передаваемую в бюро кредитных историй, говорит Белых.

Так как связаться напрямую с кредитной организацией, находящейся в процессе банкротства, бывает затруднительно, заемщик может обратиться в БКИ с заявлением об оспаривании некорректной информации в кредитной истории, предлагает Белых способ решения проблемы. «При этом нужно учитывать, что БКИ не может вносить самостоятельных изменений в кредитную историю. В установленном законом порядке бюро направит в адрес конкурсного управляющего претензию, по результату рассмотрения которой в кредитную историю заемщика будут внесены изменения или предоставлен мотивированный отказ. Об ответе или его отсутствии бюро сообщит заемщику в течение 30 дней», — поясняет Белых порядок работы бюро с такими ситуациями.

«Однако перед АСВ, занимающимся банкротством или ликвидацией банка, стоят более серьезные задачи, человеческие и материальные ресурсы ограничены, в результате обновление информации в бюро кредитных историй часто «зависает», — резюмирует она.

В АСВ указывают, что готовятся решить проблему. Как сообщил РБК Юрий Исаев, «мы начали работу над созданием IT-модуля, который позволит в ходе ликвидационных процедур оперативно зачислять денежные средства заемщиков банка в счет погашения кредитов и процентов по ним, а также предоставлять оперативную информацию клиенту». Когда она будет завершена, в комментарии не говорится.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все рынки »
- -
421
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Этот «непослушный» рубль Этот «непослушный» рубль Курс рубля по-прежнему остается стабильным. Но его падения также по-прежнему ждут в прогнозах на ноябрь и до конца 2025 года. Lucid снова не оправдала ожиданий Lucid снова не оправдала ожиданий Американский производитель электромобилей Lucid Group во второй раз подряд не смогла оправдать ожидания аналитиков, представив слабые результаты за третий квартал и сократив прогноз по объёму выпуска на текущий год. Компания продолжает бороться с проблемами при запуске своего нового флагманского внедорожника Gravity, который должен был стать ключевым драйвером роста. Тимур Аитов: «Эпитет «цифровой» – порой просто дань моде» Тимур Аитов: «Эпитет «цифровой» – порой просто дань моде» Как идут процессы развития цифровой экономики в нашей стране, какие проблемы нас подстерегают на этом пути? Какие значимые проекты уже реализованы и как происходящее отразится и уже отражается на каждом из нас – об этом в беседе с председателем комиссии по безопасности финансового рынка совета Торгово-промышленной палаты России Тимуром Аитовым. Основные ракурсы сегодняшней беседы – проблематика цифрового рубля (ЦР), уязвимости и риски систем искусственного интеллекта (ИИ), будущее денежной системы (ДС) страны в целом.
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

Новости »