Вторник, 04.11.2025
×
Фондовый рынок с Ольгой Коношевской - 02.11.2025

Поддержка рубля обошлась в $965 на человека

Аа +
+0 -1

Падение цен на нефть в 2014–2016 годах создало два глобальных риска для стран, экономика которых «держится» на углеводородах: девальвации национальных валют и потери золотовалютных резервов. Россия к середине 2017 года справилась с этими рисками лучше многих стран, оказавшихся в «ловушке сжатия экспорта», свидетельствуют данные исследования «ФинЭкспертизы», с которым ознакомились «Известия». Государство в острые годы потратило $965 из золотовалютных резервов в расчете на человека за весь период низких цен, тогда как Саудовская Аравия — $3,6 тыс., Катар — $2,8 тыс., Норвегия — $1,4 тыс. Рубль при этом к сегодняшнему дню отыграл большую часть понесенных тогда потерь.

Золотовалютные резервы Банка России сократились на $142 млрд в период значительного падения цен на нефть. Эти деньги были направлены на поддержание курса рубля через валютные интервенции. В ноябре 2014 года ЦБ в том числе для сохранения резервов перевел рубль в свободное плавание, прекратив тратить ЗВР.

Большинство нефтедобывающих стран пошли другими путями: они либо приняли решение не допускать ослабевания национальной валюты и тратить резервы (как Саудовская Аравия) либо не тратить резервы совсем и отпустить валюту (как Казахстан).

«ФинЭкспертиза» оценила, во сколько странам обошлось удерживание курсов национальных валют в пике падения цен на нефть. Дороже всего курсовая стабильность оказалась для саудитов — $3,6 тыс. на человека в период низких цен на сырье. Россия оказалась на четвертом месте после Катара и Норвегии. Центробанк последней, как и российский, выбрал «золотой» путь снижения рисков — умеренно тратить резервы и плавно девальвировал норвежскую крону на 42%.

Меньше всех потратился на кризис Казахстан — всего $75 на человека, но и золотой запас у страны относительно небольшой — около $30 млрд. Также немного потратили Нигерия ($80 на жителя), Венесуэла ($187), которая тратила резервы, пока они не исчерпались.

Валюты практически всех нефтедобывающих стран сильно девальвировались в последние три года. Исключением стали лишь Катар, Саудовская Аравия и ОАЭ. Все эти страны направили на поддержание курса резервы. Исключением не стала и Канада, 3 марта 2016 года объявившая о том, что продала весь свой золотой запас, пояснила президент «ФинЭкспертизы» Нина Козлова. Канадский доллар просел на 27%.

По словам экспертов, судить о том, как Центробанки стран мира справились с нефтяным шоком, можно по тому, как курс их валют сегодня отличается от курсов лета 2014-го. По данным исследования, хуже всего пришлось Нигерии (девальвация на 88%), Казахстану (72%) и Анголе (70%). Россия с падением курса на 59,2% на четвертом месте. При этом рубль в 2016 году укрепился на 20%, отыграв почти половину из понесенных прежде потерь.

Более сильное падение рубля на фоне таких валют, как норвежская крона (39%) или канадский доллар (27%), объясняется также и санкциями.

— Дополнительное влияние на курс оказали санкции. Многим крупнейшим российским предприятиям закрыли доступ к долговому финансированию на зарубежных площадках. При этом им нужно было погашать кредиты, взятые ранее. В обычной ситуации компании могли бы просто перекредитоваться на Западе. Но в той ситуации им приходилось брать рублевые кредиты в России, покупать на них валюту, — напомнил заместитель начальника аналитического отдела ИФК «Солид» Азрет Гулиев.

Многие страны тратили резервы до конца вовсе не из желания создать комфортные валютные условия населению, пояснил аналитик «АЛОР Брокер» Евгений Корюхин.

— Структура экономических отношений в Саудовской Аравии не позволяет ей девальвировать свою валюту, так как возникнет отток рабочей силы и удорожание импорта, что ударит по частному сектору экономики, который, в свою очередь, по некоторым оценкам составляет 40% ВВП, — рассказал он.

Для России же девальвация валюты имеет скорее оздоравливающий эффект для внутреннего производителя, уверен эксперт. Ослабление рубля создало широкие возможности для наращивания внутреннего производства, прежде всего в сельском хозяйстве.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все рынки »
+0 -1
422
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Этот «непослушный» рубль Этот «непослушный» рубль Курс рубля по-прежнему остается стабильным. Но его падения также по-прежнему ждут в прогнозах на ноябрь и до конца 2025 года. Uber представила сильные результаты, но дала осторожный прогноз Uber представила сильные результаты, но дала осторожный прогноз Отчёт Uber Technologies за третий квартал продемонстрировал впечатляющую динамику роста. Компания превзошла прогнозы аналитиков по выручке и объёму заказов, а также зафиксировала рекордное увеличение количества поездок. Однако инвесторы отреагировали сдержанно, сосредоточив внимание на чуть более слабом, чем ожидалось, прогнозе по прибыли, что привело к снижению котировок. Тимур Аитов: «Эпитет «цифровой» – порой просто дань моде» Тимур Аитов: «Эпитет «цифровой» – порой просто дань моде» Как идут процессы развития цифровой экономики в нашей стране, какие проблемы нас подстерегают на этом пути? Какие значимые проекты уже реализованы и как происходящее отразится и уже отражается на каждом из нас – об этом в беседе с председателем комиссии по безопасности финансового рынка совета Торгово-промышленной палаты России Тимуром Аитовым. Основные ракурсы сегодняшней беседы – проблематика цифрового рубля (ЦР), уязвимости и риски систем искусственного интеллекта (ИИ), будущее денежной системы (ДС) страны в целом.
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

Новости »