Пятница, 19.12.2025
×
Россия, биржа: итоги 2025 / Биржевая среда с Яном Артом

Банковский сектор в ожидании ноу-хау

Искусственный интеллект (ИИ) – всего лишь математические модели, разработанные много лет назад. Банки нуждаются в принципиально новых технологиях, которые позволят сократить издержки. Об этом говорили 22 января на открытом заседании Комитета АРБ по информационным и интернет-технологиям.

Тема заседания звучала как «Перспективные технологии для развития конкурентной среды в банковской сфере». Дискуссия началась с описания возможностей искусственного интеллекта, а закончилась его «развенчанием».

С приветственным словом выступил исполнительный директор Ассоциации российских банков АРБ Валерий Шипилов, после чего слово взял председатель Комитета АРБ по информационным и интернет-технологиям Константин Маркелов.

Лишнее звено эволюции

По данным компании Genpact, 97% коммерческих банков используют ИИ, 51% - для точечных решений и индивидуальных задач, 27% - в пилотных проектах и только 19% - во всём банке в целом. Таковы результаты исследования среди зарубежных кредитных организаций, уточнил Константин Маркелов.  По его словам, банки сегодня должны инициативу брать на себя, используя ИИ для улучшения обслуживания клиентов и повышения конкурентоспособности, потому что их «поджимает» финтех. В то же время, не стоит слишком увлекаться искусственным интеллектом. «Когда машины, роботы начнут обучать себе подобных, человек может стать лишним звеном эволюции, - предположил Константин Маркелов. – Конечно, этого бы не хотелось».

Хранить биометрические данные – дорогое удовольствие

Глеб Корнеев, директор по развитию бизнеса Dbrain, рассказал о технологиях работы с документами клиентов банков, позволяющих защитить их персональные данные.

Генеральный директор IDSystems Андрей Федорец напомнил, что 15 января 2020 года опубликованы проекты указаний Банка России к ещё не принятым поправкам в 115-ФЗ, касающиеся взаимодействия с Единой биометрической системой (ЕБС). Они предполагают, что в контур ЕБС могут быть добавлены не только банки, но и страховые, и другие финансовые организации. Ещё один проект указания определяет перечень угроз, возникающих при использовании ЕБС. Актуальной в свете этих событий становится тема защиты информации, отметил Андрей Федорец.

Виталий Копысов, директор по инновациям СКБ Банка, отметил, что хранить биометрические данные в банке – дорогое удовольствие. Создание ЕБС позволяет кредитным организациям не делать этого, перенося хранение биометрических образов на сторону государства.

Чат-боты против голосовых помощников

Директор департамента PRA/AI компании ОТР Алексей Ильин остановился на понятии «цифровой рабочей среды». По его словам, это место, «где бок о бок работают люди, программные роботы и искусственный интеллект». Он привёл в пример самый большой из известных кейсов – Банк Колумбии, где 7 тысяч роботов работают под единым центром управления.

Дмитрий Большаков, основатель компании Botman.one, рассказал о возможностях автоматизации юридической экспертизы, генерации документов и другого функционала сотрудников банков. Его коллега, сооснователь Botman.one Татьяна Рогатюк, описала преимущества чат-ботов перед голосовыми ботами:

- Сейчас мы предпочитаем писать, а не говорить. Это удобно, потому что часто коммуникация происходит в общественных местах. В то время как голосовые боты заставляют по нескольку раз отвечать на одни и те же вопросы. В итоге проблема не решается, клиента перенаправляют на оператора, но лояльность уже потеряна.

- На самом деле, для человека гораздо естественнее говорить, он этому научился раньше, - возразил Арсений Назаркин, генеральный директор компании Kvint, специализирующейся на создании голосовых роботов.

Голосовые роботы занимаются лидогенерацией, анкетированием клиентов, берут на себя HR-задачи и другие функции.

Необидчивый робот и его пьяные собеседники

- Робот не обижается, если ему 100 раз сказали «Нет», он может и 1000 раз это услышать, он не «выгорает», - сказал Арсений Назаркин. – Но, надо признать, что операторы пока работают эффективнее.

Арсения Назаркина спросили, как голосовой робот реагирует на нестандартные вопросы клиентов. «Если быть честным, «косяки» бывают. Не всегда роботы работают идеально, - признал Назаркин. – Как правило, проблемы возникают, когда на заднем фоне дикие шумы или с роботом говорит не трезвый человек».

- Я предлагаю вам кейс – записать пьяного робота, – пошутил Константин Маркелов.

Олег Баранов, управляющий партнёр Neoflex, поддержал ироничный тон дискуссии и предложил применять потенциал ИИ в сфере законотворчества, чтобы автоматизировать часть работы Государственной Думы.

Не «затычки», а единая система технической поддержки

Олег Баранов рассказал о возможностях использования BigData в сфере информационной безопасности банков. Обрабатывая огромный массив информации в режиме реального времени, можно обнаружить такие аномалии, как подбор паролей, попытки удалённого администрирования и многие другие.

Евгений Шевяхов, заместитель директора департамента сопровождения ОТР, описал имеющиеся разработки. По его словам, один робот разбирается в обращениях пользователей и открывает кейсы. Другой принимает информацию от предыдущего робота, присваивает клиентскому обращению категорию и направляет ответственным сотрудникам.  Далее вмешивается аналитическая система, которая помогает работникам банка – ищет похожие кейсы, выбирает нужную информацию из проектной и технической документации. Ещё один робот служит «фронтом» для пользователей, даёт им рекомендации и подсказки.

- Мы не хотим таким образом делать «затычки» к разным системам, а хотим объединить все эти технологии в единую систему технической поддержки.

Сергей Дворянкин, профессор Финансового университета при Правительстве РФ, рассказал, как работает технология «речевой подписи», применяемая для защиты документов от фальсификации и подделки.

Искусственный интеллект не панацея

С научной точки зрения, искусственный интеллект – это не что иное, как математика и алгоритмические решения, отметил представитель Федерального исследовательского центра «Информатика и управление» Российской Академии Наук (ФИЦ ИУ РАН) Андрей Инякин.

- Мы в своей работе слова «искусственный интеллект» стараемся не употреблять, - признался он.

– ИИ – это обыкновенный прецедентный анализ. И он может работать абсолютно неправильно, катастрофически неправильно в тех ситуациях, которые он не встречал ранее, - добавил генеральный директор компании «ПрограмБанк» Евгений Хохлов.

Применение ИИ перспективно для таких задач, как, например, прогнозирование остатков на клиентских счетах в интересах казначейства банка, «холодный обзвон» клиентов и кредитный скоринг, выразил свою точку зрения Евгений Хохлов. В последнее время наблюдается переход от использования систем ИИ в банках топ-30 к созданию такого рода решений в банках от топ-40 до топ-150.

В каждом банке любят математику

- В каждом банке сидят люди, которые любят математику, понимают математику, и весь ИИ, который сейчас есть, - это математические модели. Ничего другого пока ещё не придумали, - продолжил дискуссию Виталий Копысов. – Банки перестали жить на большой марже. Чат боты и прочее – это не что иное, как уход от больших костов. Если кто-то сделает сейчас действительно что-то инновационное, какое-нибудь ноу-хау, то он снимет сливки, потому что конкуренция среди банков превратилась уже в супер-конкуренцию, а маржа стремится к нулю.

«Чем уже поставленная задача, тем лучше срабатывает искусственный интеллект», - добавил Глеб Корнеев. В то же время, продолжил он, существует понятие универсального интеллекта, который уже создан и может использоваться в «закрытых средах». Нечто подобное применяется в управлении беспилотными автомобилями.

Дальнейшая дискуссия в рамках заседания свелась к тому, что лучше – аутсорсинг или inhouse-разработки.

Москва.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Рынок прогнозов, экзотические ЦФА, акции– мемы и наследство бэби-бумеров Рынок прогнозов, экзотические ЦФА, акции– мемы и наследство бэби-бумеров Грядущая смена поколений на фондовом рынке неизбежно приведёт к смене брокерских бизнес-моделей Азиатские рынки завершили торги ростом на фоне ожиданий смягчения монетарной политики ФРС Азиатские рынки завершили торги ростом на фоне ожиданий смягчения монетарной политики ФРС Фондовые рынки Азии завершили сессию пятницы уверенным ростом, отыгрывая позитивную динамику на Уолл-стрит и снижение инфляционного давления в США. Инвесторы позитивно отреагировали на сигналы о возможном продолжении смягчения денежно-кредитной политики Федеральной резервной системой (ФРС). Кирилл Дианов: «Финансовый сектор стал драйвером импортозамещения» Кирилл Дианов: «Финансовый сектор стал драйвером импортозамещения» Российский финансовый сектор находится на этапе масштабной технологической перестройки ввиду регуляторных требований и ограничений на использование зарубежного программного обеспечения. Ужесточение стандартов ЦБ, в том числе приказ № 683-П, ставит перед банками и страховыми компаниями задачу не только обеспечить высокий уровень информационной безопасности, но и выстроить устойчивую ИТ-инфраструктуру на базе отечественных решений. Вместе с Кириллом Диановым, руководителем направления облачной интеграции «Онланты», обсудили тренд на импортозамещение в финсекторе и проанализировали ряд используемых решений.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)