Четверг, 25.02.2021
×
Германия: падение ВВП на 2,7%. G20: объем экспорта вырос на 7,2%. Emerging markets: рост бедности

Вениамин Каганов: «О финансовой грамотности говорить так же трудно, как и о здоровом образе жизни»

О том, как развивается движение волонтеров финансового просвещения, какие возможности для этого открывает дистанционный формат и как вести себя в текущей ситуации с точки зрения финансов портал Finversia.ru беседовал с новым директором Ассоциации Развития Финансовой Грамотности Вениамином Кагановым.

- Вениамин Шаевич, прежде всего, поздравляем вас с назначением на должность директора Ассоциации. Её наблюдательным советом была утверждена стратегия развития, которая предусматривает решение трёх задач. Первая из них, это создание системы отбора, поддержки и продвижения проектов и программ в сфере развития финансовой грамотности. Что для вас лично, для АРФГ будет являться основным критерием состоятельности проекта, чтобы он прошел ваш отбор?

- У нас достаточно непростая система отбора, и это понятно: со всей страны к нам поступают проекты и предложения. При этом наш ресурс конечен, поэтому, в первую очередь, хотелось бы поддержать тех, чей опыт интересен для других. Нам важны те проекты, которые имеют потенциал для более широкой аудитории, либо те, которые несут в себе новые формы, новые форматы.

О финансовой грамотности говорить так же трудно, как и о здоровом образе жизни: все всё понимают, но обращают внимание только тогда, когда решать проблемы не то, чтобы поздно, но гораздо труднее. Поэтому поиск и отбор проектов будет идти всегда, несмотря на то, что уже сейчас есть большое количество различных наработок в этой области. Ведь постоянно меняется ситуация, меняется запрос, меняются сами люди и их потребности. С развитием цифровых технологий возникают не только новые блага, но и новые соблазны.

Для нас крайне важно поддержать те форматы, которые находятся «на передовой» восприятия финансовой грамотности, цифровой грамотности и при этом востребованы той аудиторией, до которой сложно дойти (в хорошем смысле слова).

- Сейчас до аудитории проще дойти? Ведь все мы, так или иначе, но находимся «на удалёнке», дистанционные каналы сегодня более популярны.

- И да, и нет. Только несколько дней назад мы провели «Первую цифровую неделю финансовой грамотности». Изначально мы планировали выезд большой делегации в Орловскую область для проведения этого мероприятия 23-27 марта. Но за неделю до этого, стало ясно, что выезд нежелателен и даже невозможен. Тогда было принято решение об изменении формата мероприятия и его расширении на всю страну. Считаю, что это был успешный опыт.

С другой стороны, в условиях самоизоляции множество сервисов стали предоставлять доступ к огромному количеству контента: и развлекательного, и познавательного, и образовательного, что «достучаться» до своего слушателя не так просто. Контент должен быть объективным, понятным и задевать нужные струны в человеке, чтобы он понял его важность.

- Кто поставляет вам этот контент, разрабатывает проекты в области финансовой грамотности?

- Для нас чрезвычайно важно поддерживать частные некоммерческие проекты в этой сфере, поскольку инструментов для этого сегодня не так много. Поэтому мы, в первую очередь, обращаем внимание на частную инициативу, на те проекты, вокруг которых уже есть команда, есть потенциал для успешной реализации. То есть не просто идея, а уже состоявшиеся проекты. Наша поддержка помогает их масштабировать и делать более устойчивыми.

- Если продолжать о стратегии развития, то следующей задачей Ассоциации является формирование и развитие волонтерской программы. Хотелось бы остановиться на этом подробнее: кто такой, в вашем понимании, волонтер финансового просвещения? 

- Волонтерство, добровольчество – эти термины вошли в наш обиход сравнительно недавно, когда Россия готовилась к проведению Олимпийских Игр в Сочи-2014. Тогда волонтерское движение смогло зарекомендовать себя с самой лучшей стороны. Но мы понимаем, что одно дело – волонтер спортивного мероприятия, и совсем другое – финансовый волонтер. Просто по уровню контакта, по уровню общения. Это другая система координат, другое отношение и, соответственно, необходимость другой подготовки.

На портале нашей Ассоциации создан специальный ресурс для волонтеров, на котором они регистрируются, заявляют о готовности к этой работе. Как правило, это студенты старших курсов профильных – финансовых и экономических – вузов или факультетов. Далее они проходят систему обучения, после чего привлекаются к финансовому просвещению. На сегодняшний день у нас прошли обучение около 550 человек, но эта цифра с каждым днем увеличивается.

Одновременно с этим мы пришли к выводу (который будет включен в стратегию развития), что в сфере финансовой грамотности очень важен опыт состоявшихся профессионалов в своей области. Поэтому сейчас мы активно работаем со, скажем так, волонтерами второго уровня, экспертами-практиками. Они готовы в своё свободное время не только делиться опытом с самими волонтерами, но и встречаться с людьми, приезжать в детские дома, даже в «места не столь отдаленные».

Наша задача – поскольку этот авторский опыт трудно тиражировать, ведь он неотделим от его носителя – находить подобных людей в регионах, предоставлять им методическую поддержку, помогать с организацией просветительского процесса. В результате, по выражению председателя нашего наблюдательного совета Анатолия Гавриленко, у нас должна сформироваться «золотая интеллектуальная сотня».

- Это и есть третья задача Ассоциации – создание региональных центров компетенции?

- Да, во-многом благодаря тем экспертам-практикам, о которых я говорил, мы можем создать при нашей Ассоциации собственный федеральный центр компетенции. Но нам необходимо, чтобы работа системы передачи этих знаний, этих практик, была выстроена без сбоев. Как раз в этом вопросе очень помогает дистанционный формат, когда мы имеем возможность делиться презентациями, методиками, получать мгновенную обратную связь.

- Если говорить уже с практической точки зрения, то интересно, тем более, что вы обладаете и региональной компетенцией, что сегодня интересует людей – не волонтеров, а уже потребителей финансовых услуг? Как-то изменился их запрос в связи с происходящими событиями?

- К сожалению, вопросы сейчас однотипные и очевидные, которые сводятся к тому, что делать в этой сложной ситуации. Мы провели две серии селекторов: одну для предпринимателей, другую для граждан. Подобрали специалистов, которые могут дать какие-то практические рекомендации, рассказать что-то полезное. Трудность ситуации в том, что невозможно не то что предложить какое-то универсальное решение, но и даже дать конкретные советы. Ведь у каждого человека свои проблемы, возникшие в связи с коронавирусом, свой уровень риска, своя степень нагрузки.

Отдельно я бы предложил почитать рекомендации Анатолия Гавриленко предпринимателям и обычным гражданам, размещенные на нашем портале. С высоты своего опыта, возраста он делится своим взглядом на происходящее и советами. Это очень простые, жизненные рекомендации.

Отмечу и такой момент: как и в любой кризисной ситуации, сегодня появляются отдельные деятели, которые эксплуатируют растерянность людей их желание справится с ситуацией. Чтобы не попасться на удочку подобных мошенников, надо быть бдительными и пользоваться только проверенными источниками информации.

- Каким образом люди, которые хотели бы узнать для себя что-то новое, разобраться в финансовых вопросах, могут связаться с вашими волонтерами?

- Вся информация размещена на нашем портале. Но, в целом, для того, чтобы взаимодействовать с АРФГ, необходимо отправить заявку. Далее у нас есть несколько вариантов развития событий: мы можем обратиться к нашим коллегам в регионе, из которого поступила заявка, можем связать с конкретными экспертами (компаниями или специалистами) в той или иной области.  Формы взаимодействия могут быть различными, но точно не оставим обращение без ответа.

Хотел бы особо отметить, что в самое ближайшее время предстоит огромное событие: Московский международный салон образования. Он пройдет в виртуальном формате с 26 по 29 апреля. На нем будут обсуждаться самые разные вопросы образования, в том числе, и финансовая грамотность. Это будет более 300 часов материалов, посвященных этой проблеме. Разумеется, материалы не только от АРФГ, но и от наших учредителей, наших партнеров: Банка России, Финуниверситета, Сбербанка, ВТБ и многих других. Своими проектами и успешными практиками поделятся и регионы.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Георгий Кравченко: «Сделать так, чтобы голосовые технологии решали действительно насущные для потребителя задачи» Георгий Кравченко: «Сделать так, чтобы голосовые технологии решали действительно насущные для потребителя задачи» Голосовые технологии из модной «фишки» превращаются в необходимую часть банковского бизнеса. Как и почему происходит этот перелом, что дают голосовые технологии, какие ресурсы требуются для их внедрения сегодня, – об этом финансовые эксперты Ян Арт и Эльман Мехтиев беседуют с генеральным директором компании BSS Георгием Кравченко. Гузелия Имаева: «Самый высокий запрос на финансовое образование прослеживается у молодых девушек» Гузелия Имаева: «Самый высокий запрос на финансовое образование прослеживается у молодых девушек» Гузелия Имаева, генеральный директор НАФИ, в интервью порталу Finversia.ru рассказала о своём отношении к ситуации вокруг акций GameStop, чем отличаются финансовые привычки наших миллениалов и их западных сверстников, уровне финансовой грамотности молодых людей и о многом другом. Роман Жаткин: «Привлекательные рынки всё-таки есть: Китай и Россия» Роман Жаткин: «Привлекательные рынки всё-таки есть: Китай и Россия» Роман Жаткин, руководитель клиентского департамента ИК «Восточные ворота», в интервью порталу Finversia.ru рассказал о природе инфляции в России, курсе рубля, привлекательности цен на ОФЗ, о том, как сформировать портфель и что случилось с акциями GameStop.

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »