Среда, 04.12.2024
×
Без Росстата мы бы не узнали, как хорошо живем. Михаил Делягин - Алексей Мамонтов
Banners_Model_Settings:showGroup(59)

Максим Фёдоров: «Не существует какого-то одного идеального финансового инструмента»

О влиянии кризиса на финансовые рынки, росте числа частных инвесторов в России и правильных первых шагах в инвестировании в непростой экономической ситуации рассказал Максим Фёдоров, вице-президент финансовой группы QBF.

- Максим, первый вопрос, который хотелось бы обсудить, касается экономики в целом. Действительно ли мы – и Россия, и мир – сейчас переживаем мировой экономический кризис? Увидим ли мы в этом году глубокое падение ВВП и другие серьезные экономические последствия?

- Если говорить о том, является ли сегодняшняя ситуация в экономике кризисом, то, да – это так. Но данный кризис по своей сути ни с чем не сравним. Он не повторяет ни ситуацию 2008 года, ни проблемы 2014 года. Его нельзя рассматривать исключительно с финансовой точки зрения, потому что он вызван не финансовыми, не экономическими причинами. Кроме того, это беспрецедентный кризис, в том плане, что им оказались затронуты разом все экономики, весь бизнес.

Применительно к российскому рынку, я считаю, что, если у нас сохранятся нынешние темпы восстановления экономики, мы выйдем на докризисные показатели ближе к новому году. Сейчас идёт много разговоров о возможности второй волны коронавируса, но о потенциальных её последствиях пока говорить рано – мы узнаем о них по факту.

В любом случае, мы – люди, связанные с финансовым рынком, с инвестициями, хотели бы рассматривать этот кризис с точки зрения возможностей, а не впадать в пессимизм. Даже в момент локдауна в экономиках наблюдалось восстановление фондовых рынков. Да, они просели к середине марта, однако затем началось последовательное и активное восстановление.

- Да, важный момент в том, что кризис пришел не из финансовой и даже не из производственной сфер, а случился из-за неэкономических факторов. Но теперь мы приблизительно представляем себе те меры властей, которые могут быть предприняты в случае второй волны. На ваш взгляд, в этом случае снова последуют серьезные ограничения, вплоть до закрытия производств, особенно в сфере услуг или власти прибегнут к более мягким мерам?

- Выбранный властями жёсткий сценарий объяснялся тем, что никто не был готов к подобному вызову, к быстрому развитию пандемии. Никто не мог с высокой точностью предсказать скорость распространения вируса и тяжесть заболевания. Даже внутри нашей компании у инвестиционных аналитиков разошлись мнения о том, насколько серьезный вес будет иметь пандемия. Но сейчас и власти, и бизнес уже готовы к возможному повторению ситуации. Например, отпала необходимость личного присутствия в офисах для большого количества сотрудников. Поэтому предполагаемые сдерживающие меры государства, в случае второй волны, представляются мне более мягкими. Но главное в этой ситуации – понимание того, будет ли это локальная или глобальная история.

- Разные страны по-разному подошли к вопросам поддержки людей и бизнеса в условиях пандемии. Российские власти упрекали за то, что доля расходов на антикризисные мероприятия в процентах к ВВП оказалась ниже, чем в других странах. Да, российскому бизнесу приходится тяжелее, однако существует и противоположное мнение: значительные расходы бюджета могут привести к наращиванию госдолга и, как следствие, уже к бюджетному кризису, который более серьезно скажется на экономике. Какой точки зрения вы придерживаетесь?

- Это очень спорный вопрос. Я общался с представителями самых разных бизнесов, от малого до крупного, но однозначного мнения здесь нет. Но на мой взгляд, бизнес – это «подводная лодка» – если наступили тяжелые времена, то вы «задраиваете люки» и пытаетесь выехать собственными силами, не рассчитывая на поддержку извне. Потому что какие бы меры не предпринимало государство, их всегда можно будет назвать недостаточными – зависит от точки зрения.

- Давайте перейдем с макроуровня к инвестициям. На фоне всего происходящего в экономике, в России произошло рекордное снижение ключевой ставки, что повлекло за собой аналогичные «рекорды» на депозитном рынке. Зафиксирован исторический минимум доходности депозитов – менее 5%. Как это влияет на предпочтения людей? Действительно ли есть переток из депозитов в другие инвестиционные инструменты? Да, мы видим прирост частных инвесторов на бирже, рост числа ИИС, но действительно ли это те деньги, которые ушли из депозитов?

- Прежде всего хочу отметить, что люди системно оказались не готовы к подобной кризисной ситуации: по статистике, к началу пандемии, без финансовых накоплений оказалось 75% россиян. Еще 15-20% за счет собственных накоплений могут прожить всего полгода. Это, в первую очередь, говорит о недостаточной финансовой грамотности и о том, что люди не готовы были рассматривать для себя различные инструменты для накоплений. По личному опыту могу сказать, что даже рост доходов этому не способствует: люди предпочитают увеличивать потребление, наращивать расходы.

Но, соглашусь с вами, те тенденции, которые мы наблюдаем на рынке – рекорды первого квартала этого года по приросту новых счетов, новых частных инвесторов, свидетельствуют об изменении финансового поведения. Мы действительно отмечаем переток средств розничных инвесторов из банковского сектора. Даже на примере нашей компании могу сказать, что мы видим рост объема инвестируемых средств.

Вы отметили снижение ставок по депозитам. Да, люди начинают понимать, что те же ОФЗ уже дают бОльшую доходность, чем депозиты, при сопоставимых уровнях риска. Однако вовлеченность населения именно в фондовый рынок пока оставляет желать лучшего, оставаясь н уровне 5-6%. Даже, например, в Мексике этот показатель составляет 20-30%.

При этом пандемия показала нам идеальную точку для входа в рынок. Если инвесторы не рассуждают спекулятивными категориями коротких горизонтов (1-3 месяца), а ставят для себя долгосрочные цели, то фондовый рынок был крайне привлекателен для покупки акций. В том числе, российских, которые предоставляли дивидендную доходность в 8-9%. При правильном подходе каждый сможет найти для себя оптимальное инвестиционное решение.

- Задам стандартный вопрос: с чего лучше начинать неискушенному инвестору, который кроме депозитов и, может быть, недвижимости, не пробовал никаких других инструментов? Как делать первые шаги в инвестициях?

- В первую очередь я бы рекомендовал всем ставить перед собой правильные цели. То есть определиться, для чего вам нужен данный капитал, какая у него финальная цель. «Просто сохранить деньги» – это лукавство самому себе. Реальными целями может быть улучшение жилищных условий, приобретение более дорогого автомобиля, покрытие каких-то будущих расходов. У многих инвесторов есть идея стать рантье: получать пассивный доход, сопоставимый или превышающий их расходы.

Ни в коем случае нельзя заниматься самодеятельностью: необходимо обращаться за помощью в профессиональные финансовые институты, лицензированные компании, которые сделают первое знакомство с фондовым рынком безболезненным. Те же ИИС – это всего лишь некая оболочка, далее под неё необходимо приобретать различные активы.

Я думаю, что сейчас менее востребованными будут долгосрочные стратегии. Мы живем в быстрое время, где вероятность появления «черных лебедей» – какого-то негативного события, которое трудно предугадать – достаточно велика. То есть портфель необходимо постоянно ребалансировать. Не существует идеального финансового инструмента, необходима совокупность активов, правильно диверсифицированных (желательно – по секторам). Кроме того, стоит обращать внимание на инструменты с фиксированной доходностью и дивидендные истории.

- Есть ли какие-то отрасли, которые в этом году покажут хорошие результаты? На какие сектора стоит обратить внимание инвесторам?

- На мой взгляд, это сектора энергетики, а также телекоммуникаций. Но даже пострадавшие отрасли, такие, как нефтегазовая или авиаперевозки, могут быть интересны. Тот же «Аэрофлот», являющийся, фактически, монополистом рынка, будет субсидироваться государством, то есть компании не дадут упасть, и мы увидим переоценку стоимости данного актива.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все интервью »
+4 -0
5047
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тимур Аитов: «Нас спасет «золотой» переводной рубль СЭВ» Тема трансграничных платежей, а, точнее, их задержек, в центре внимания всех – и чиновников, и бизнесменов и даже граждан. Тем не менее, вопрос не решён, а СМИ сообщают о новых и новых задержках. Есть ли выход из ситуации? Об этом – разговор с финансовым экспертом Тимуром Аитовым, председателем комиссии по финансовой безопасности совета Торгово-промышленной палаты России, Игорь Горбунов: «Эволюция российского частного инвестора – новый вызов для индустрии?» Игорь Горбунов: «Эволюция российского частного инвестора – новый вызов для индустрии?» Инвестиции в России в последние годы стали по-настоящему массовыми и, несмотря на санкции и структурную перестройку российской экономики, тренд на рост интереса к фондовому рынку со стороны частных инвесторов сохраняется. Насколько изменились портрет российского инвестора, а также подходы работы с ним со стороны профсообщества, рассказывает в интервью Finversia директор офиса инвестиционного банка «Синара» в Екатеринбурге, постоянный член международной ассоциации CFA Institute, финансист Игорь Горбунов. Евгений Козлов: «Мы умеем продавать жильё без льготной ипотеки» Евгений Козлов: «Мы умеем продавать жильё без льготной ипотеки» В преддверии IPO компании АО «АПРИ» на Московской бирже на канале Finversia прошел эфир с руководителями компании и организаторами размещения. В гостях у главного редактора Finversia Яна Арта – генеральный директор АО «АПРИ» Евгений Козлов, заместитель генерального директора по экономике и финансов АО «АПРИ» Елена Бугрова и управляющий директор инвестиционной компании «Иволга Капитал» Дмитрий Александров.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)