Пятница, 29.03.2024
×
Доллару конец. С НДФЛ не все просто. Долги россиян растут. Экономика за 1001 секунду

Земляки и налоги

Дмитрий Мачихин,
CEO и основатель сервиса для законной работы с цифровыми активами Bitnalog

Будет ли эффективен новый законопроект о налогообложении криптовалют?

С 1 января 2021 года вступил в силу закон о цифровых финансовых активах (ЦФА). По нему криптовалюты признаются имуществом, что, фактически, легализовало сделки с участием цифровых активов. Согласно документу, все законодательно зарегистрированные операторы обмена, то есть биржи, по запросу правоохранительных органов и решению суда должны предоставить данные о клиентах. Физические и юридические лица, участвующие в транзакциях с цифровыми валютами, будут обязаны подавать в налоговый орган декларацию, если сумма криптотранзакций, совершаемых ими, превысит 600 тысяч рублей в год.

В феврале также прошел первое чтение законопроект о налогообложении цифровой валюты (ФЗ №1065710-07). Однако исторический опыт и специфика криптоактивов показывают, что идея заставить российских криптовладельцев платить налоги не так проста в реализации, как кажется. С какими проблемами могут столкнуться власть и криптовладельцы при внедрении налогового обложения цифровых активов?

Погреть руки на холодном кошельке

Один из вопросов, который предстоит решить, – как будет осуществляться мониторинг цифровых валют на «холодных кошельках»? Технически эту задача сложно реализовать не только в России, но и в других странах мира, в частности в связи со спецификой холодного хранения.

Без цифрового следа отследить криптовалютные транзакции невозможно, в то время как затраты средств на поиск «нарушителя» будут несоразмерны перспективной прибыли от налогов. Чтобы этот процесс был автоматизирован, потребуется несколько лет – даже несмотря на то, что в нашей стране для этого уже сейчас существует сильная технологическая база. Пока системы, осуществляющие такие сложные поиски, есть только у Интерпола, который отслеживает с их помощью террористов и опасных преступников.

Кроме того, замечу, что с законодательной точки зрения лица, которые хранят криптоактивы на холодных кошельках без вывода, не являются субъектами налогообложения – до тех пор, пока в цепочке не появился рубль.

Добровольное принуждение

Как же быть с тем, что цифровизация в России происходит с оглядкой на Запад, однако от западной сознательности касательно налогообложения россияне по-прежнему далеки? В этом году в силу вступили несколько законов, общая цель которых – «обелить» бизнес и предотвратить уклонение от налогов.

К примеру, ЦБ выпустил Методические рекомендации о том, как правильно отслеживать переводы физических лиц с карты на карту. С марта 2021 года ФНС получил расширенный доступ к данным, которые ранее имели статус банковской тайны, а банки в течение трех дней после запроса ведомства банки обязаны предоставить персональные данные, включая информацию об отдельных операциях. Таким образом, вывод цифровых валют, особенно в крупных масштабах, скорее всего привлечет внимание ФНС, которая теперь законодательно вооружена.

Органы власти владеют сильными инструментами давления. Например, в случае с инвесторами, которые работали с иностранными брокерами, обязанность платить налоги возлагалась лично на владельца активов. Как это отслеживали? Органы ФНС владели данными о купле-продаже, поэтому в случае любых вопросов они запрашивали данные у биржи, которая, естественно, соглашалась их предоставить, если хотела остаться на российском рынке. По нашим данным, около 7% объема мирового крипто-рынка приходится на Россию, поэтому биржи, которые захотят работать у нас, будут вынуждены сотрудничать с ФНС.

Эффективность на деле

Для того, чтобы закон работал, необходимо проводить серьезную сопроводительную работу – в том числе непосредственно с участниками крипторынка. Здесь не обойтись без поддержки остальных ветвей власти: судебной, обеспечивающей правоприменительную практику, и исполнительной, выносящей приказы для подчиненных ведомств. Фраза «Мы в ответе за законы, которые поручили», очень верна: за соблюдением закона должно следить ведомство, его разработавшее.

Как показывает западная практика, в этом процессе будет еще один важный участник – компании-посредники, которые станут «мостиком» между криптовладельцами и государством, помогая инвесторам разобраться в новых процессах и облегчая документооборот. Задача таких сервисов, как, например, TaxBit в Штатах – обеспечивать комплаенс, работать с биржами и просвещать население, объяснять криптоинвесторам преимущества раскрытия баланса, а также помогать им выгружать данные в систему и соблюдать отчетность, вовремя предоставляя ФНС нужные данные.

Это один из наиболее действенных способов повысить эффективность нового закона, который будет работать и для владельца криптоактивов, и для государства. Россия рискует упустить миллиарды рублей, если не будет привлекать компаний-посредников к законодательному регулированию криптовалют. Какой будет модель этого сотрудничества, покажет время – однако в любом случае последние останутся шлюзом, механизмом, который будет делать бюрократические процессы простыми и прозрачными.

Декларирование дохода: почему инвесторы и бизнесы выйдут «из тени»?

Здесь все просто: чем больше инвесторов и криптобизнесов увидит преимущества раскрытия баланса, тем больше из них подадут в итоге налоговую декларацию.

Таких преимуществ несколько. Во-первых, крупные майнеры заинтересованы в легализации и прозрачности бизнеса не только в России – это общемировая проблема, которой в последний год занимаются многие страны мира. Налогообложение криптоактивов положительно повлияет на распространенное мошенничество среди торговцев оборудованием для майнинга: клиенты будут требовать документы для подтверждения покупки, чтобы указать траты на машины в расходах и сократить налог, что в долгосрочной перспективе уничтожит бизнес мошенников.

Что касается владельцев цифровых активов, их заинтересованность в налогообложении даже выше. Согласно новому законопроекту, юридическая защита прав пользователя на криптовалюту возможна только в том случае, если он заявил о собственности в органы ФНС и платил налоги. Отстаивать свои имущественные права в суде смогут только те, кто сообщил о криптоактивах в налоговую службу.

Все в выигрыше

Ставки довольно высоки: если новый законопроект будет верно реализован, за 2021 год объем налога на криптовалюты может составить до 100 миллиардов рублей. ФНС не будет запрещать работу бирж, нанося ущерб бизнесу и принуждая его к сотрудничеству, в то время как ясность в правовом поле позволит блокчейну и криптовалютам стать частью нашей повседневной жизни и привлечь на рынок новых игроков.

Всего вышеперечисленного можно достичь путем комплексного, рационального подхода: например, выделить средства из бюджета, привлечь дополнительные кадры в ФНС, открыть департамент цифровых валют. Однако помимо этого, важно мотивировать людей к открытости в доходах не методом внешнего принуждения, а путем постепенной проработки внутренней сознательности у населения – например, с помощью государственных программ и компаний посредников.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)