Платежный рынок: борьба противоположностей

+1 -0
Аа +
Роман Ромашевский,

финансовый директор резидента «Сколково» финтех-маркетплейса VR_Bank

Специализированные игроки проигрывают борьбу за платежный бизнес, уступая позиции сотовым операторам, социальным сетям, экосистемам и финтех компаниям.

По данным ЦБ, в 2019 году доля безналичных расчетов в структуре всех денежных операций достигла 60%. Рынок платежей в России стремительно меняется, но не только за счет роста объема операций. Технологии совершенствуются, платежи становятся все быстрее и безопаснее, а вместе с тем доступнее и дешевле для потребителя.

Помимо классических программ лояльности банков, включая кэшбэк и скидки, развитие онлайн-оплаты стимулирует развитие электронной торговли. Рост безналичных (электронных) платежей связан, в первую очередь, с проникновением технологий в сегмент малого и среднего бизнеса в ритейле и сфере услуг. Количество POS-терминалов в 1 полугодии 2019 года выросло на 5,6% по отношению к аналогичному периоду 2018, а в целом за последние 5 лет удвоилось. Разумеется, рост покрытия и доступности оплаты картой сопровождается снижением среднего чека транзакции: по операциям покупки товаров и услуг с использованием банковских карт он снижается последние 5 лет, несмотря на инфляцию: с 1135 руб. в 2014 году до 823 руб. в 2019.

В немалой степени тренд был поддержан государством при помощи разнообразных электронных площадок, например, «Госуслуги», «Налог.ру». В этом есть национальная специфика, которая заключается в косвенной поддержке государством безналичных расчетов, максимально прозрачных для фискальных органов. Например, введение онлайн-касс стимулировало предприятия торговли и сервиса обновить кассовое оборудование, и многие мелкие магазины приобрели сразу новые терминалы-кассы со встроенным моделей NFC для оплаты бесконтактными картами и телефонами. В результате объем операций по оплате товаров и услуг банковскими картами за 1 полугодие 2019 года вырос на 27%, а количество таких операций – на 33% к аналогичному периоду 2018 года и продолжает расти. А в Европе и США, например, многие розничные точки до сих пор используют старые кассовые машины, и не торопятся оснащаться POS-терминалами.

Еще одной отечественной спецификой является активное развитие электронных кошельков, которые из сервисов для онлайн-расчетов выросли в полноценный платежный инструмент.

В реестре Банка России значится 88 операторов ЭДС, из них 10 были включены с начала 2018 года. На фоне общего сокращения числа кредитных организаций и НКО, такой рост свидетельствует о повышении интереса к электронным кошелькам со стороны банков: на их базе можно реализовать не только платежи и хранение остатков денег, но и программы лояльности, кэшбек-сервисы и другие маркетинговые инструменты. При этом использование кошелька с лояльностью может сократить затраты торговой точки на эквайринг и чарджбеки. Конечно, помимо лицензии для реализации качественного продукта нужен полноценный финтех-движок.

По мере распространения широкополосного интернета, кошелек сможет заменить банковскую карту.

Несмотря на то, что кошельки в основном используются в рамках экосистем отдельных сервисов, таких как Amazon, Facebook, Uber, функциональность электронного платежного средства заключается в его повсеместном использовании. Поэтому функционал электронных кошельков будет расширяться за счет мгновенного обмена валюты, стимулирующих программ типа кэшбэков, возможно опций кредитования и инвестиционных инструментов.

С ростом технологичности, снижается стоимость платежей для пользователя. Наиболее яркий кейс такого рода – Система быстрых платежей, которая сделала возможным перевод средств напрямую с банковских счетов клиентов, минуя карточные платежные системы.

Технология может отнять серьезную часть рынка у платежных систем, так как такие переводы идут напрямую со счетов, без привлечения карточных систем. И в целом, уход от идентификатора номера карты в пользу номера мобильного телефона – тенденция, которая с 2019 года будет только набирать обороты.

Рынок теряет специализацию. И в этом заключается ключевой тренд уходящего года. На смену компаниям, бизнес которых строился на посредничестве за счет комиссии с платежей, пришли все крупнейшие технологические компании Apple, Facebook, Google и финтех компании.

Бизнес-модель таких компаний лучше заточена под изучение потребностей пользователей и предугадывание их действий, а потребители уже находятся в их собственных экосистемах.

На фоне бурного роста электронных платежей в национальной платежной системе оборот банковских платежных агентов будет сокращаться. Примерно на 11% по отношению к 2018 году.

Острая конкуренция заставит профильных игроков искать новые ниши, возможности, масштабироваться и двигаться в сторону развития экосистемы. Но в целом ситуация уже предопределена – специализированные игроки и банки начали терять платежный бизнес, как и во всем мире.

Платежный рынок продолжит уверенное движение в сторону бесшовности и платформизации. Бесшовность в платежах будет означать стремление к созданию сервисов, встроенных в интерфейс платежных провайдеров. Конкуренция в платежах усилится, значит, зарабатывать на них будет еще сложнее. Что касается потребителей, то в самое ближайшее время нас ждут новые возможности, например, клиенты смогут моментально переводить деньги не только по номеру телефона, но и по другим идентификаторам, таким как адрес электронной почты, ИНН, СНИЛС и даже страница в социальной сети.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все эксперты »
+1 -0
842

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Трейдинг с Яном Артом
[_$Blocks_DefaultController:render(17)]

Новости »

[_$Blocks_DefaultController:render(32)]