При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Американский авиагигант Boeing опубликовал отчет за первый квартал 2025 года, показав меньшие, чем ожидалось, убытки на фоне роста поставок самолетов. Эти результаты стали проблеском надежды для компании, которая пережила один из самых сложных периодов в своей истории в конце 2024 года. Однако, несмотря на прогресс, Boeing продолжает сталкиваться с давлением со стороны задержек в цепочках поставок, торговых конфликтов и необходимости восстановления доверия клиентов.
Согласно отчету, чистая потеря Boeing в первом квартале составила $0,49 на акцию, что значительно лучше прогнозов аналитиков, ожидавших убыток в $1,29. Выручка компании выросла на 18% в годовом исчислении, достигнув $19,5 млрд, что немного превысило консенсус-прогноз аналитиков в $19,45 млрд. Акции Boeing отреагировали на новости ростом более чем на 5% в ходе премаркета, отражая осторожный оптимизм инвесторов.
Ключевым фактором улучшения стало увеличение поставок самолетов, особенно моделей 737 MAX. В первом квартале Boeing постепенно наращивал производство этой линейки, приближаясь к цели в 38 единиц в месяц к концу 2025 года. Для сравнения: в 2024 году из-за забастовки 30 тысяч рабочих на заводах на Западном побережье США и кризиса качества производство 737 MAX упало до минимальных за десятилетие объемов.
Прошлый год стал для Boeing катастрофическим. Компания завершила его с чистым убытком в $11,8 млрд, что связано с проблемами во всех ключевых подразделениях. Помимо забастовки, корпорация Boeing столкнулась с новыми дефектами в области конструкции самолетов, что привело к приостановке сертификации нескольких моделей и массовым возвратам лайнеров авиакомпаниями. Ситуацию усугубил торговый конфликт между США и Китаем: Пекин вернул два готовых самолета, предназначенных для местного авиаперевозчика, в рамках ответных мер на американские пошлины.
В разгар кризиса Boeing объявил о назначении нового CEO — Келли Ортберга (Kelly Ortberg), который ранее возглавлял подразделение оборонных систем компании. Ортберг, известный своими навыками в области реструктуризации, сразу взял курс на сокращение долга и оптимизацию бизнеса. Одним из первых его шагов стала продажа непрофильных активов. Так, в марте 2025 года Boeing объявил о сделке по продаже подразделения цифровых авиарешений, включая навигационный бизнес Jeppesen, за $10,55 млрд. Эти средства направлены на погашение долга, который превысил $50 млрд в 2024 году.
В письме сотрудникам, опубликованном в день выхода отчета, Ортберг назвал 2025 год «переломным» для Boeing. Он подчеркнул, что компания фокусируется на двух приоритетах: повышение качества сборки и стабилизация производственных процессов. «Мы строим более надежные самолеты и доставляем их клиентам в запланированные сроки», — заявил CEO.
Оживление спроса на узкофюзеляжные лайнеры 737 MAX, особенно со стороны авиакомпаний Азии и Ближнего Востока, дает Boeing шанс вернуть утраченные позиции. Однако достижение целевого показателя в 38 самолетов в месяц зависит от решения проблем в цепочке поставок. Многие подрядчики, такие как Spirit AeroSystems, до сих пор не восстановили докризисные темпы производства компонентов. Задержки с поставкой деталей вынуждают Boeing хранить десятки недостроенных фюзеляжей на своих производственных объектах, что увеличивает операционные издержки.
Показатель свободного денежного потока (Free Cash Flow, FCF), за которым пристально следят инвесторы, улучшился до отрицательных $2,3 млрд по итогам квартала против отрицательных $3,9 млрд годом ранее. Это частично связано с продажей активов и сокращением складских запасов. Финансовый директор Boeing еще в марте прогнозировал, что отток денежных средств уменьшится на «сотни миллионов» долларов, и квартальные данные подтвердили этот тренд. Тем не менее, компания продолжает «сжигать» деньги, что ограничивает ее возможности для инвестиций в новые проекты, такие как разработка авиалайнеров следующего поколения.
Помимо внутренних сложностей, Boeing сталкивается с внешними угрозами. Торговая война США и Китая остается главным препятствием для роста продаж в ключевом азиатском регионе. Пекин, продвигающий собственного производителя COMAC, может ужесточить условия для Boeing, включая задержки сертификации или прямые ограничения. Кроме того, серия инцидентов с самолетами 737 MAX в прошлом десятилетии и недавние проблемы с качеством подорвали доверие авиакомпаний. Например, крупнейший клиент Boeing — Ryanair — публично критиковал задержки поставок и требовал компенсации.
Аналитики отмечают, что, несмотря на позитивные сигналы, компания остается в зоне кризиса. Цель по выходу на положительный свободный денежный поток к концу 2025 года выглядит амбициозной, учитывая долговую нагрузку и необходимость увеличения капитальных расходов. Кроме того, мировой рынок авиаперевозок, хотя и восстанавливается после пандемии, сталкивается с ростом цен на топливо и инфляцией, что заставляет авиакомпании пересматривать планы по обновлению своих воздушных флотов.
Келли Ортберг, однако, уверен в успехе своего плана. В интервью CNBC он заявил, что Boeing «прошел низшую точку кризиса» и теперь движется в сторону стабилизации. Подкреплением этому тезису служит недавний контракт с Emirates на поставку 50 широкофюзеляжных 777X, хотя первые самолеты этой модели будут переданы только в 2026 году.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Boeing posts smaller quarterly loss on higher jet deliveries (Reuters)
обсуждение