При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Вышла новость, о том, что пенсионные накопления россиян могут автоматически перевести в «программу долгосрочных сбережений» (ПДС), которыми оперируют негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Там скопилось порядка 2,4 трлн руб. Хлынут ли они все на Мосбиржу?
Гипотетически — могут.
Фактически — есть нюанс…
В чем основная проблема?
Пенсионные деньги — супердлинные деньги, которые операторам нужно распределить так, чтобы покрыть свои расходы на пенсионные выплаты. Это не фонд, который может привлекать капитал по щучьему велению.
Из-за этого всё упирается в регуляторку, по которой НПФ обязаны очень аккуратно инвестировать пенсионную подушку. Однако статистика всё равно не воодушевляет.
Среднее значение распределения пенсионных денег по 37 странам ОЭСР:
◽️ Акции — 29,7%
◽️ Облигации — 39%
◽️ ПИФы — 28,4%
При этом в США, где пенсионные накопления напрямую связаны с фондовым рынком, в акциях фонды держат лишь 35,2% от общего распределения активов + опосредованно через ПИФы, в которых хранится ≈30%. Итого потенциально 50-60% активов сосредоточено в акциях.
А сколько в России? 30%? 20%? Может, хотя бы 15%?
Ответ: около 9%. При том, что инвестиционная декларация позволяет НПФ инвестировать часть денег в акции (некоторые даже могут держать до 40% от своих активов в акциях), на деле немногие решаются.
Действительно, зачем, когда в ОФЗ можно размещать до 100% от всего состава фонда. В итоге в облигациях российские НПФ держат более 60% своих накоплений. Денежный поток от них можно легко прогнозировать — тут чистая математика. Но решают ли эти деньги главную задачу: сохранение покупательской способности в условиях инфляции?
Ответ: нет. Облигации — это не инфляционный инструмент. Лучше всех с этой задачей справляются акции, поскольку бизнес напрямую адаптируется к растущим ценам на рынке. Но риски там соответствующие. И фонды, и регулятор не готовы их брать на себя.
Получится ли увеличить капитализацию российского рынка при помощи этих денег?
Эффект будет заметен, только если большая часть пенсионных накоплений пойдет в рынок. В противном случае выгодоприобретатель в моменте тут только один — эмитент ОФЗ.
На нашем рынке сейчас остро стоит тема отсутствия большого количества институциональных инвесторов. Раньше эту задачу выполняли иностранные фонды, но пока они заблокированы вместе с 30–40 трлн рублей в российских бумагах, что эквивалентно 60–70% free float российского рынка.
От всего вышеперечисленного зависит успешный рост капитализации РФР. Когда эти задачи будут решены? Загадывать сложно.
Telegram канал автора: https://t.me/s/bitkogan
обсуждение