При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.

Банк России разработал подходы к регулированию рассрочки: предлагает сблизить законодательство, регулирующее эти услуги, с законодательством о потребительском кредитовании.
Как говорится в сообщении ЦБ, его предложения направлены на снижение рисков, которые возникают у потребителей при покупке товаров или услуг в рассрочку без оформления кредитного договора.
При покупке в рассрочку человек тоже совершает покупку в долг, но не имеет такой защиты, как у заемщика банка или МФО: у него нет информации обо всех условиях договора, о стоимости услуг по предоставлению рассрочки и о размере возможной переплаты. Также он может не знать о высоких штрафах за просрочку и не может воспользоваться реструктуризацией, отмечает ЦБ.
Банк России, изучив международный опыт (сервис BNPL), в частности, по рассрочке предлагает ввести требования к информированию потребителей и содержанию договора, ограничить размер неустойки за просрочку, дать возможность покупателю запретить уступку прав требования.
ЦБ также предлагает запретить устанавливать разные цены на товар в зависимости от наличия рассрочки и ввести обязанность раскрывать ее стоимость. "Также следует рассмотреть варианты ограничения стоимости рассрочки", - подчеркивает регулятор.
По мнению ЦБ, у покупателя должна быть возможность в течение определенного "периода охлаждения" отказаться от рассрочки вместе с возвратом товара, а также в любой момент досрочно выплатить рассрочку по заранее известной процедуре.
Сведения о рассрочке, по мнению Банка России, должны направляться в бюро кредитных историй. "Сейчас отсутствие этих данных мешает банкам правильно оценить долговую нагрузку и кредитоспособность потенциальных заемщиков", - отмечает ЦБ.
Подходы к регулированию рассрочки Банк России обсудил с участниками специально созданной рабочей группы - представителями банков и компаний, которые предоставляют услуги рассрочки. Обсуждение этой темы продолжится, подчеркивает регулятор. После их согласования со всеми заинтересованными сторонами планируется подготовить изменения в законодательство.
Сервисы рассрочки уже не раз привлекали внимание Центробанка. Так, Банк России в начале ноября 2021 года выпустил письмо в адрес участников рынка, согласно которому регулятор выявил случаи участия кредиторов в предоставлении потребителям рассрочки по оплате товаров, работ или услуг без заключения договоров потребительского кредитования. Как отмечал ЦБ, возникающие в этих случаях отношения по сути схожи с кредитно-заемными, но формально не подпадают под действие и защиту закона о потребительском кредите.
Этот «непослушный» рубль
Курс рубля по-прежнему остается стабильным. Но его падения также по-прежнему ждут в прогнозах на ноябрь и до конца 2025 года.
Rivian отчиталась лучше ожиданий
Американский производитель электромобилей Rivian Automotive представил финансовые результаты за третий квартал, которые оказались лучше прогнозов. Компания во второй раз в этом году зафиксировала положительную валовую прибыль, чему способствовали совместное предприятие с Volkswagen и рост доходов от программного обеспечения и сервисов.
Тимур Аитов: «Эпитет «цифровой» – порой просто дань моде»
Как идут процессы развития цифровой экономики в нашей стране, какие проблемы нас подстерегают на этом пути? Какие значимые проекты уже реализованы и как происходящее отразится и уже отражается на каждом из нас – об этом в беседе с председателем комиссии по безопасности финансового рынка совета Торгово-промышленной палаты России Тимуром Аитовым. Основные ракурсы сегодняшней беседы – проблематика цифрового рубля (ЦР), уязвимости и риски систем искусственного интеллекта (ИИ), будущее денежной системы (ДС) страны в целом.
обсуждение