При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Федеральная антимонопольная служба (ФАС) спокойно оценивает факт роста биржевых цен на бензины, отмеченный на минувшей неделе, поскольку объемы продаж выше прошлогодних. Однако ведомство указало ряду крупных компаний на необходимость снижения экспорта и перенаправление товара на внутренний рынок. Об этом в интервью "Интерфаксу" рассказал начальник управления регулирования ТЭК ФАС Дмитрий Махонин.
Как сообщалось, цены на нефтепродукты на Санкт-Петербургской товарно-сырьевой бирже (СПбМТСБ), которые с начала лета методично спускались вниз, на прошедшей неделе подпрыгнули сразу на 4%. Эксперты топливного рынка связывали это с ценовой корректировкой после длительного снижения, а также с тем, что рынок начинает готовиться к осеннему сезону ремонтов заводов.
"Я бы не сказал, что цены резко выросли на бирже. Традиционные осенние ремонты НПЗ - ожидаемое событие для участников рынка. Все к ним готовятся. Несколько неожиданной кажется та ситуация, в которой мы в этом году подходим к ремонтам. Обычно летом цены на топливо традиционно высокие (пик спроса), но летом 2019 года такого не произошло. Весь август, да и в июле тоже, биржевые цены были либо стабильными, либо снижались. Причина этому - высокое предложение нефтепродуктов на рынке, что хорошо", - сказал Махонин.
По его словам, в сентябре планируются ремонты трех производств "Роснефти" (завод Самарской и завод Уфимской групп НПЗ, а также Ангарский НПЗ) и на Омском НПЗ "Газпром нефти". Сейчас немного снизились объемы предложения на бирже, на порядка 5-6 тыс. тонн бензина стало меньше продаваться в последние торговые сессии. Это в моменте оказало влияние на формирование цен. Но если сравнивать с прошлым годом, пока суточные значения продажи бензинов на бирже выше прошлогодних - почти на 5 тыс. тонн. Вообще статистика биржевых продаж бензинов по годам - в пользу 2019 года: в конце августа на бирже торгуется порядка 30-32 тыс. тонн, в те же даты 2018 и 2017 годов было 20-23 тыс. тонн. И сейчас очень важно, чтобы рынок "не подставлял своих", чтобы не было спекулятивных явлений, не раздувались искусственно цены", - сказал он.
"Наступившая неделя будет показательной. Рынок должен привыкнуть к определенному снижению предложения на бирже. Не думаю, что цены будут демонстрировать стремительный рост. Мы видим возможности резерва нефтепродуктов, которые могут быть направлены на внутренний рынок", - добавил собеседник агентства.
Махонин отметил, что экспорт нефтепродуктов в августе этого года выше, чем в прошлом году, но и объемы производства больше. "Проведя работу с компаниями, проявляем сдержанный оптимизм, что осенний период ремонтов заводов в 2019 года пройдем более-менее безболезненно", - считает он.
"Например, "Газпром" экспортирует определенный объем топлива. При этом предложение нефтепродуктов на бирже у него, в отличие от других компаний, ниже прошлогодних показателей. Сейчас "Газпром" продает около 3 тыс. тонн в сутки, тогда как в августе 2018 года - 5,7 тыс. тонн, а в 2017 году - около 5 тыс. тонн. ФАС указала "Газпрому" на необходимость увеличения биржевых продаж в сегодняшних условиях", - сказал Махонин.
"Кроме того, "Сургутнефтегаз" пока не выполнил план продаж нефтепродуктов на бирже на август, являясь при этом основным экспортером топлива за рубеж. ФАС указала "Сургутнефтегазу" на необходимость выполнения планов биржевых торгов. Другим крупным нефтяным компаниям мы тоже обратили внимание на то, что необходимо сократить экспорт и первоначально удовлетворять спрос внутреннего рынка", - добавил он.
обсуждение