Пятница, 31.05.2024
×
Новые налоги в России: что, как, сколько | Ян Арт. Finversia

В супермаркет за финансовыми продуктами

Аа +
+5 -1

Первый заместитель председателя Банка России Сергей Швецов рассказал о параметрах будущего маркетплейса финансовых услуг, который задумал воплотить в жизнь регулятор. Выступление состоялось на конференции «Финансовый супермаркет. Финансы для всех», которую провёл Бизнес-клуб ИД «Коммерсантъ» 28 мая в гостинице «Националь».

Модераторами мероприятия стали ведущий радиостанции Коммерсантъ FM Марат Кашин и исполнительный вице-президент Ассоциации российских банков Эльман Мехтиев.

Физическая «сетка» станет пассивом

Сергей Швецов начал своё выступление с констатации:

- Новые технологии создают новые возможности и одновременно новые угрозы для классических бизнес-моделей, классических участников финансового сектора. И если раньше «сетка» была супер-преимуществом, и мы говорили – чем больше каналов дистрибьюции, тем успешнее игрок, то цифровая дистрибьюция меняет ситуацию. Не исключено, что через какое-то время мы придем к выводу, что физическая «сетка» является пассивом, а не активом для финансовых организаций.

Первый зампред ЦБ предположил, что люди будут тратить всё меньше времени на взаимодействие с финансовыми организациями, а через какое-то время и вовсе полностью доверятся компьютеру и дистанцируются от общения с финансовым рынком, предполагая, что компьютер сам знает, когда и как приобретать те или иные финансовые продукты.

- Нас, безусловно, волнует состояние конкуренции, нас, безусловно, не устраивает финансовая грамотность, потому что мы видим чрезвычайно низкое проникновение финансовых инструментов среди населения, от чего страдает и финансовый рынок, и сам гражданин. Одновременно мы видим мисселинг… Параллельно с развитием цифры мы видим появление различных криминальных инструментов в интернете: сайты-клоны, кибер-угрозы, которые требуют особой защиты денежных средств граждан. Всё это вместе беспокоит регулятора, и поэтому регулятор принимает участие во всей этой истории, - объяснил Сергей Швецов.

Две сим-карты на душу населения

- Все, начиная от студентов, заканчивая большими компаниями, смогут поучаствовать в том, что мы будем называть маркетплейсом. Роли и ниши в этом маркетплейсе будут распределены, потому что создание платформы – вещь весьма дорогая, хотя сейчас появляются платформы, основанные на распределённом реестре (…), - сказал первый зампред ЦБ.

По его словам, система не будет замкнутой. Подразумевается открытая архитектура (Open API), которая сделает возможным «создание определённых фишечек, которые будут помогать покупателю делать правильный выбор, быстрее находить нужную продуктовую линейку, планировать своё будущее, вести позицию».

Первый зампред ЦБ напомнил, что Россия входит в тройку стран мира по распространению сим-карт на душу населения: «Не знаю, как так получается, но у нас их на человека по две». Кроме того, наблюдается неплохое покрытие гаджетами. Статистика показывает, что половина населения от 16 лет и старше имела опыт приобретения в интернет-магазинах, а 28% делают это раз в месяц и чаще. Основываясь на этих данных, Сергей Швецов сделал вывод, что финансовый рынок готов к выходу в дистанционные каналы.

- Появление удалённой идентификации должно привести к лавинообразному росту дистанционного предложения финансовых продуктов со всех сторон. Конечно, регулятор заинтересован, чтобы это было упорядоченно и не приводило к мисселингу, - сообщил Сергей Швецов. - Ритейл финансовых организаций семимильными шагами движется к устранению клерка (…) Причём компьютер действует не коррупционно, действует более эффективно.

В будущем компьютеры станут не только подбирать для нас финансовые услуги, но и выполнять элементы финансового консультирования. Например, упреждать избыточные траты, напоминая об их последствиях. Всё придёт к тому, что машины будут взаимодействовать с машинами.

Ларьки на площади

– Все элементы этой системы состоят из доверенной среды. Если я в глаза не видел финансовую организацию, которая находится на другом конце моей необъятной родины, и мне предлагается положить туда деньги, мне нужна уверенность, что они дойдут до этой организации и я смогу как-то доказать, что у меня есть там вклад, - рассудил Сергей Швецов. – Мы считаем, что вполне можем использовать наработки биржевого рынка, создать так называемый центральный регистратор финансовых транзакций, который будет источником правды о всех заключённых сделках.

Будущая платформа подразумевает несколько элементов. Это различные расчётные системы по ценным бумагам и по денежным средствам – депозитарий и платёжная система, система ЕСИА и компоненты, связанные с KYC.

- Представьте, что такое агрегатор, витрина. Вот есть в городе центральная площадь, скорее всего, ратуша где-то маячит, и раз в неделю на этой площади ставятся ларьки и в них продаются разные товары. Мы мыслим маркетплейс примерно так же, только эти ларьки не физические, а виртуальные, и работают не раз в неделю, а 24/7, - привёл сравнение Сергей Швецов.

Прелесть финансового маркетплейса, по его словам, заключаются в том, что в нём нет элементов физической поставки.

Конференция «Финансовый супермаркет. Финансы для всех»
Конференция «Финансовый супермаркет. Финансы для всех»
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

Воспитательная роль маркетплейса

Предполагается, что на маркетплейсе будут созданы условия для правильной оценки риск-профиля покупателя. Продукты, которые одними из первых появятся в супермаркете – это вклады и Е-ОСАГО, а также корпоративные и, возможно, государственные облигации.

- Люди уже привыкли раскладывать свои деньги по разным банкам, чтобы все они попадали под страховое покрытие АСВ. И у них уходит достаточно много времени, чтобы переходить от банка к банку. У кого есть деньги, конечно, - сделал оговорку Сергей Швецов. – В других случаях всё сводится просто к поиску наилучшей ставки.

Предстоит определиться с тем, какой документ станет сквозным идентификатором клиента. «Мы уже двадцать лет спорим, то ли это будет СНИЛС, то ли паспорт. Но сквозной идентификатор очень важен, чтобы не было «задвоения» граждан, чтобы гражданин воспринимался как один гражданин, а не как трое», - подчеркнул первый зампред ЦБ.

Он предположил, что макрекплейс сыграет своего рода «воспитательную роль»:

- Перейти от вклада к облигациям психологически достаточно сложно. Маркетплейс это упрощает. Безусловно, будет переток физических лиц в иные инструменты сохранения и преумножения денежных средств. Будет частичный отход от вкладов в пользу облигаций и, возможно, ещё каких-то схем. Как будет развиваться эта история, я не знаю, это вопрос рынка, мы намерены создать элементы инфраструктуры, сделать определённое регулирование.

Отвечая на вопрос Марата Кашина, Сергей Швецов добавил:

- Удивительно, но финансовый рынок всегда хочет, чтобы Центробанк что-то для него сделал. В то время как в других странах наоборот – сначала рынок что-то сделает, а потом уже регулятор на это как-то реагирует. Ничто не помешало Тинькову создать схему с курьерами, которая без удалённой идентификации позволяет ему дистанционно общаться с клиентами. (…) У меня есть ощущение, что мы немножко подталкиваем рынок к движению в эту сторону, нежели следуем запросу рынка на создание такого рода бизнес-модели.

«ЦБ денег не даёт»

Марат Кашин напомнил, что, согласно сообщениям в открытых интернет-источниках, партнёрами маркетплейса на данный момент согласились стать пять банков: «АК Барс», «Центр-Инвест», «Зенит», Совкомбанк и Росбанк.

- Нам запрещается произносить конкретные имена, но в открытых источниках они есть, как вы правильно сказали, - ответила советник первого заместителя председателя Банка России Елена Чайковская.

Она также сделала уточнение, что ЦБ «не даёт денег на проект, вся история чисто коммерческая». Практическая реализация проекта стартовала в декабре 2017 года. Несмотря на весь оптимизм, Банк России видит и определённые барьеры. Они кроются, в первую очередь, в системе идентификации, в области платежей и в стандартизации открытых API.

- Официальная презентация прототипа состоится на следующей неделе на питерском форуме ЦБ (МФК, - прим ред.), - пообещала Елена Чайковская.

Биржа пашет

Председатель правления Московской биржи Александр Афанасьев подчеркнул, что платформа маркетплейса создаётся на базе Московской биржи. «Это для биржи абсолютно естественно. Биржа – это и есть маркетплейс», - сказал он.

По мнению Афанасьева, создание новой платформы обеспечит приток новых клиентов – физических лиц на финансовый рынок:

- Мы очень долго вспахивали, удобряли, засеивали почву, и нужно было, чтобы дождик пошёл. И это произошло – ставки по депозитам стали снижаться.

Банки, по словам Александра Афанасьева, «обижают» клиентов снижением ставок до 3-4% годовых.

Председатель правления Московской биржи рассказал, что несколько сотен тысяч человек впервые открыли счёт на бирже с целью приобретения народных ОФЗ: «Это очень консервативные инвесторы. И 30% из них уже воспользовались возможностью приобрести ещё какой-то продукт».

Участники фондового рынка волнуются

Вице-президент НАУФОР Екатерина Андреева от лица членов Ассоциации высказала ряд опасений. Участникам фондового рынка не хватает информации о будущей системе, у них отсутствует чёткое понимание распределения ролей в маркетплейсе. К экономике проекта тоже есть вопросы. Процессы на фондовом рынке отстроены давно, они достаточно сложны, и дробление функций может привести к их дублированию и к удорожанию всего процесса. Вызывает беспокойство и недостаточное продуктовое разнообразие будущей «витрины».

- Мы очень сильно сомневаемся, что будет развиваться ценовая конкуренция. Невозможна принципиальная разница в цене между аналогичными продуктами в рамках одной платформы, - считает Екатерина Андреева.

Кроме того, пустить всех на один маркетплейс не получится, что это неизбежно приведёт к созданию некоей системы отбора, потенциально мешающей здоровой конкуренции.

Екатерина Андреева предложила Центробанку подумать о доработке предлагаемой концепции и об «успокоении рынка» - подготовке более детального доклада с разъяснениями.

«Маркетплейс» без множественного числа

Президент НП «РТС» Роман Горюнов отметил:

- Проект презентован, но из этой презентации не до конца непонятно, где начинается и где заканчивается роль Банка России.

По мнению Горюнова, финансовых супермаркетов должно быть несколько, говорить про один попросту неправильно: «Проект назван «маркетплейс», без множественного числа. Это всех немножко напрягает».

Кроме того, отсутствует понимание ключевой составляющей – кто будет заниматься привлечением клиентов на подобные платформы.

- На текущий момент инфраструктура финансового рынка очень сильно продвинута, она готова к значительно большему числу транзакций, чем есть сейчас. Вопрос в наполнении этой инфраструктуры, в спросе. По опыту уже созданных маркетплейсов можно сделать выводы, что модель под названием «витрина» не работает. Есть только один успешный проект, но он настолько успешный, что компания больше не хочет быть «витриной» и хочет взять на себя все функции. Потому что, будучи витриной, ты имеешь очень низкую маржинальность, - описал ситуацию Роман Горюнов. – Кроме того, до конца непонятно в этой парадигме, какие в принципе лицензии останутся.

В дискуссии также приняли участие генеральный директор «Фридом Финанс» Тимур Турлов, генеральный директор холдинга Банки.ру Динара Юнусова, директор по стратегии ИХ «Финам» Ярослав Кабаков и другие.

Москва.

фото события

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)