Четверг, 05.08.2021
×
Топ 11 перспективных акций на август 2021

Страховщики: онлайн необратим как тренд

О том, как меняется рынок страхования под влиянием финтеха, дистанционных сервисов и прочих инновационных внедрений, говорили 2 апреля участники Форума страховых инноваций InnoIns-2019, организованного медиа-информационной группой «Страхование сегодня» и аналитическим агентством «БизнесДром» при поддержке Всероссийского союза страховщиков (ВСС) и FinTech Lab.

Кто не успел, тот опоздал. К такому смыслу сегодня сводятся практически все мероприятия, посвященные внедрению новых технологий, цифровизации, удаленному обслуживанию, развитию информационных сервисов. Исключением не стал и профильный форум страховщиков. Они рассказали о некоторых уже действующих сегодня «фишках», о которых еще вчера потребители могли только мечтать. О страховой телематике и телемедицине, о p2p-страховании, о новых нишах для своего бизнеса, связанных со страхованием роботов, дронов и беспилотных транспортных средств и прочем.

Закон, отпусти в онлайн

Мария Мальковская, председатель комитета ВСС по электронной коммерции и цифровым сервисам, генеральный директор «Уралсиб Страхование», рассказала о трендах, связанных с диджитализацией на финансовом рынке в целом и в сфере страхования в частности. По ее словам, рынок трансформируется таким образом, что страховщики, чем дальше, тем все больше, будут взаимодействовать с клиентами не напрямую, а через посредников – агрегаторы, маркетплейсы, сайты банков, порталы партнеров. По ее словам, клиент «уже полностью готов к онлайн». Мария Мальковская сослалась на прогнозы экспертов, согласно которым доля людей в мире, совершающих покупки главным образом в онлайн-режиме, к 2022 году составит 67%.

Уже сейчас, по ее словам, около 50% потребителей периодически делают покупки с помощью мобильного телефона, причем все меньше опасаясь обмана и мошенничества, о чем свидетельствует рост количества крупных покупок и увеличение среднего чека онлайн-покупок. В 2018 году объем онлайн-продаж страховых продуктов составил 74,6 млн рублей (5% от общего объема). Но уже к 2020 году, по прогнозам Марии Мальковской, доля увеличится до 18%.

«То есть клиент полностью готов. И страховым компаниям нельзя оставаться за бортом этого неотвратимого тренда. Аутсайдеры просто не выживут», – предупредила она, в качестве примера приведя компанию Nokia, которая «игнорировала тренды» и потеряла рынок.

Мария Мальковская рассказала, что из пяти главных направлений, по которым работает возглавляемый ей комитет ВСС (законодательство, финтех-стартапы, интеграция с инновационными институтами, информирование профсообщества, защита прав потребителей в онлайн-пространстве), акцент в ближайшее время будет сделан на первых двух. Особенно актуальным, по ее словам, является вопрос законодательства, поскольку ФЗ-115 (о противодействии отмыванию доходов, полученных преступным путем…) в отношении страховых компаний написан очень консервативно. Например, все сделки в размере сверх 15 тыс. рублей требуют прихода клиента в офис страховой с паспортом. «То есть понимаете, как мы с точки зрения этого закона далеки от того, чтобы полностью перейти в онлайн. Мы сейчас силами нашего комитета усиленно работаем, чтобы убедить законодателя убрать это ограничение», – сказала Мария Мальковская, но заметила, что страховым компаниям не нужно дожидаться, пока все для них будут созданы полностью благоприятные условия, а уже сейчас нужно спешно «цифровать» и автоматизировать свои технологические процессы и сервисы, перестраивать соответствующим образом бизнес-модель.

Андрей Крупнов, директор по отраслевым решениям компании КРОК, заметил, что количество подключенных к интернету устройств на сегодняшний день в мире превышает 26,5 млрд (для сравнения в 2015 году – меньше 15,5 млрд). А к 2025 году по прогнозам достигнет почти 75,5 млрд. По его словам, сбор и обработка данных, получаемых с гаджетов, позволит формировать индивидуальные предложения и тарифы для каждого отдельного клиента.

Максим Данилов, вице-президент ВСС, отметил, что коалиция приверженцев цифровизации для страхового бизнеса ширится во многом за счет вешних стейкхолдеров, упомянув Ассоциацию ФинТех, проект «Маркетплейс», курируемый ЦБ и Московской биржей. Татьяна Жаркова, управляющий директор Ассоциации ФинТех, рассказала, что ее структура занимается в числе прочего подготовкой инфраструктуры для более эффективного перехода участников рынка на инновационные модели. «Одно из наиболее важных направлений – формирование стандартов. Во всей этой истории стандартизация может дать самый выигрышный эффект – с точки зрения взаимодействия компаний, информационной безопасности при передаче данных», – сказала она. По ее словам, в ближайшее время будет рассмотрен вопрос о приеме в Ассоциацию ФинТех четырех страховых компаний, которые станут первыми представителями этого сегмента. «Пока не могу называть имена. Но все это крупные игроки – лидеры рынка», – продолжила Татьяна Жаркова.

Сами столкнулись – сами разобрались

Примечательно, что в день проведения форума – 2 апреля – как раз была запущена новая система выбора страховой компании для покупателей полиса ОСАГО, которые решили воспользоваться сервисами «Е-Гарант» или «Единый агент». Об этом сообщил Игорь Юргенс, президент ВСС, президент Российского Союза Автостраховщиков (РСА). До этого такой возможности у автовладельцев не было – страховая компания случайным образом определялась по номеру паспорта транспортного средства (ПТС) страхователя. Теперь все страховые компании, имеющие действующую лицензию на ОСАГО, могут участвовать в распределении до исчерпания определенного лимита, установленного для каждого страховщика, исходя из его доли в продажах полисов обязательной «автогражданки».

Напомним, что суть «Единого агента» в том, что агентом выступает любой страховщик, имеющий филиал в регионе, включенном в систему, а принципалами (страховщиками, от имени которых заключаются договоры ОСАГО) – все остальные страховщики. Система позволяет оперативно заключить договор ОСАГО даже при наличии большой очереди у выбранного клиентом страховщика или технических сбоев. Система «Е-гарант» в обязательном порядке встроена в калькуляторы страховых компаний. Она гарантирует возможность купить электронный полис ОСАГО, если по каким-либо причинам у автовладельца не получается оформить электронную страховку на сайте выбранной им страховой компании.

Алексей Самошин, IT-директор РСА, рассказал, что осенью этого года в рамках мобильного приложения «Помощник ОСАГО», разработанного по инициативе ЦБ, будет запущен новый функционал для оформления электронного извещения по Европротоколу, на которое смогут опираться участники страхового рынка. «Основная задача – это оформление на месте ДТП извещения за 10-15 минут без приглашения сотрудников ГИБДД», – сказал Алексей Самошин. Для тестирования приложения будет проведен эксперимент в Москве, Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. После чего сервис будет в случае необходимости дорабатываться и тиражироваться на территории других регионов. Кроме того, РСА в плановом графике усовершенствовал мобильное приложение «ДТП. Европротокол», которое будет доступно в ближайшее время. По словам Алексея Самошина, страховым компаниям нужно в ближайшее время начать формировать удобные интерфейсы для заключения договоров автострахования, и возможности «гибко подбирать продукты». «Банк России сейчас стремится добиться максимальной доступности сервисов страхового рынка и полной прозрачности, связанной с качеством данных и аналитики», – заметил он.

«Цифра» и доверие

В свою очередь представитель регулятора, Иван Козлов, заместитель руководителя службы по защите прав потребителей и обеспечению доступности финансовых услуг Банка России, заметил, что «цифровизация страхового рынка – это уже не какое-то светлое завтра, а уже вполне реальное настоящее». «Хотя это настоящее во многом развивается при активной поддержке и даже побуждении со стороны государства, мы надеемся, что, с учетом инициатив профильного комитета ВСС, РСА, рынок начнет самостоятельно двигаться дальше в нужном направлении», – сказал представитель регулятора.

Одним из основных трендов сегодня, по словам Ивана Козлова, является электронное ОСАГО «в части возможности заключения договора для каждого желающего». По статистике Банка России, в 2018 году страховые премии по договорам, заключенным через интернет, выросли 2,3 раза – с 32 млрд до 75 млрд рублей. И ключевым драйвером здесь стали продажи электронного ОСАГО, которые выросли на 143% – с 28 млрд до 70 млрд рублей. И этот продукт доминирует среди всех продаж электронных цифровых продуктов.

На фоне роста продаж по онлайн-каналам, как сказал Иван Козлов, отмечается и снижение количества жалоб потребителей. «Почти в два раза снизилось количество обращений, связанных с невозможностью заключения договоров ОСАГО в электронном виде на сайте страховщика. «Хотя, все равно, поступившие 7 с лишним тысяч жалоб по итогам 2018 года – это очень большое количество. Некоторые компании продолжают создавать определенные сложности для заключения договоров ОСАГО в электронном виде. Мы с ними будем работать», – рассказал он. Ряд компаний уже обязались устранить все недочеты, а представитель регулятора обещал, что процесс будет строго контролироваться.

Кроме того, ЦБ РФ сейчас расширяет спектр и инструментарий поведенческого надзора с помощью электронных каналов. В частности, будет вестись регулярный дистанционный надзор, осуществляться «контрольные закупки». Особый акцент Иван Козлов сделал на внедрении композитного риск-профиля страховых организаций, при котором надзор в дополнение к пруденциальной составляющей будет сосредоточен на поведенческих практиках.

Светлана Гусар, вице-президент ВСС, которая стала модератором второй секции форума, рассказала о переходе на электронный документооборот по каналам взаимодействия союза с участниками рынка.

В свою очередь Александр Шеглов, заместитель председателя правления Российской национальной перестраховочной компании, покритиковал коллег за инертность в части внедрения цифровых технологий, признав, что развитие соответствующей инфраструктуры сегодня происходит в основном под давлением регулятора и законодателей. «Слабую инфраструктуру» он обвинил в том, что страховые институты дискредитировали себя на рынке жилищного строительства, показав свою недееспособность, в том, что они оказываются задействованы в схемах финансовых пирамид и пр.

Сергей Ефремов, вице-президент ВСС, заместитель исполнительного директора РСА, рассказал о борьбе профсообщества с мошенничеством на рынке. Он привел данные НАФИ, согласно которым уровень доверия россиян к страховым компаниям не превышает 35%. Причем, по его словам, если бы не ОСАГО, то цифра была бы значительно меньше. По словам Сергея Ефремова, самое большое количество случаев мошенничества, связанного со страховками, происходит в Южном федеральном округе, на втором месте – Приволжский ФО. Он отметил, что для эффективного противодействия такому явлению необходимо приятие закона «О страховой истории» и создание соответствующей электронной базы данных.

Выступавший в одной из следующих секций Валерий Курганов, председатель совета директоров компании «Проминстрах», рассказал о проекте p2p-страхования в России, о международном опыте на примере крупнейших компаний Европы, США, Китая, о выгодах для покупателя и новых видах страхуемых рисков. «Сейчас Банк России предлагает адаптировать страховое законодательство РФ для введения p2p-страхования, что позволит людям объединяться в группы и создавать фонд для выплат возмещений при страховых случаях. Регулятор считает возможным введение брокерской модели p2p-страхования, когда страховая компания участвует в схеме в качестве посредника – тогда эта модель может рассматриваться просто как дополнительный канал дистрибуции страховщика», – рассказал Валерий Курганов.

Москва.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Пятый сон Джо Байдена Пятый сон Джо Байдена Мало на нашу голову коронавируса, так ещё и аномальная жара, перемешанная с ливневыми паводками. Плюс Олимпийские игры без единого зрителя… Казалось бы, в таких антисанитарных условиях вообще не до политики. Ан нет, политическая жизнь продолжается и дарит нам чудные открытия. Переход на «цифровые рельсы» взвинтит котировки технологических гигантов США Переход на «цифровые рельсы» взвинтит котировки технологических гигантов США Финансовая группа «ФИНАМ» провела исследование инвестиционной привлекательности Vanguard Information Technology ETF, инвестирующего в такие крупнейшие американские технологические компании, как Apple, Nvidia, Microsoft и ряд других. Аналитики считают, что развитие IT-отрасли и стартовавший суперцикл 5G позитивно отразятся на котировках почти всех хайтек-эмитентов, которых в портфеле фонда насчитывается уже более 350. Акции VGT рекомендуется «Покупать» с целевой ценой $490,6, что формирует потенциал роста свыше 19%. Елена Красавина: «Мои ценности – это осознанность и экологичность» Елена Красавина: «Мои ценности – это осознанность и экологичность» Те инвесторы, которым нужен хайп, акции-мемы, торговые идеи, не найдут общего языка с Еленой Красавиной, независимым финансовым советником. Её клиенты – это люди, которые думают, считают и ставят перед собой адекватные цели.

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »