Четверг, 30.05.2024
×
Фондовый рынок России: виды на июнь / Биржевая среда с Яном Артом

Миссии vs стратегии

Аа +
+3 -0

Диверсификация внешней торговли, «диджитализация», реформа валютного законодательства, совершенствование транспортно-логистической инфраструктуры и создание «инфраструктурной ипотеки», построение «цепочек добавленной стоимости»… Это далеко не полный список задач, которые необходимо решить, чтобы российская экономика смогла оптимально вписаться в глобальную систему.

Российская экономическая школа (РЭШ) при участии Российской академии народного хозяйства и государственной службы при президенте РФ (РАНХиГС), Центра стратегических разработок (ЦСР) и Центра экономических и финансовых исследований и разработок при РЭШ (ЦЭФИР) провела круглый стол «Глобальная стратегия для развития российской экономики». Мероприятие прошло 20 октября в столичном отеле «Националь».

В качестве главных ньюсмейкеров организаторы пригласили Максима Орешкина, министра экономического развития РФ, Ксению Юдаеву, первого заместителя председателя Банка России, а также Энн Осборн Крюгер, профессора Университета Джонса Хопкинса, руководителя международной лаборатории исследований международной экономики Института прикладных экономических исследований РАНХиГС.

Открывая мероприятие Шломо Вебер, ректор Российской экономической школы, подчеркнул, что круглый стол является экспертным мероприятием высшего уровня, которое приурочено к празднованию 25-летия РЭШ в текущем году.

В качестве модератора выступила Наталья Волчкова, профессор РЭШ, директор по прикладным исследованиям ЦЭФИР. «Основная задача нашего сегодняшнего мероприятия – обсудить один из элементов предполагаемой экономической стратегии страны, который касается глобального торгового аспекта для российской экономики. Хочу несколько слов сказать и о стратегии в целом, она крайне необходима. Должна быть сверка направлений и действий министерств и ведомств. Иначе политика становится экономически несостоятельной. Мы это сейчас видим сплошь и рядом, когда сделанное сегодня перечеркивает результаты сделанного вчера. Без стратегии очень тяжело», – сказала Наталья Волчкова. И напомнила, что сейчас над вариантами стратегии экономического развития 2035 параллельно работает ряд конкурирующих структур.

- Никто не верил, что он придет, но он все же пришел, чему все несказанно рады, – передала модератор таким образом слово Максиму Орешкину;

- А у ЦИФИР есть своя стратегия? – задал ей вопрос министр;

- У нас есть миссия, – ответила Наталья Волчкова;

- Миссия у нас тоже есть, – немного подумав, сказал глава Минэкономразвития.

Помеха от мегарегулятора

В целом доклад Максима Орешкина был посвящен планам государства в сфере международной торговли. Высокий чиновник в очередной раз констатировал факт сырьевой зависимости российской экономики, в том числе в сфере экспорта. Хотя он отметил, что из-за падения цен на углеводороды в последние годы доля нефтегазовой отрасли в структуре внешней торговли снизилась. «В свое время она была выше 70%, но по прошлому году опустились до уровня чуть больше 50%. Но Россия, конечно, еще очень далека от истинной диверсификации экспорта», – отметил он.

Сегодня власти, по его словам, стараются минимизировать негативные факторы, которые существуют при такой зависимости. «Это все то, что делается сейчас в макроэкономической политике: инфляционное таргетирование, новые бюджетные правила, покупки иностранных активов правительством. Комплекс мер нацелен на то, чтобы снизить влияние внешней волатильности на внутренний рынок. При этом мы показываем довольно неплохие результаты», – сказал Максим Орешкин. По его словам, в стоимостных объемах несырьевой экспорт по итогам января-августа вырос на 19%, в физических объемах – на 7% за первое полугодие. «Если мы будем двигаться такими темпами, то диверсификации будет постепенно происходить», – выразил надежду министр.

При этом он подчеркнул, что экспорт и в целом отрасль международной торговли, нуждаются в более активной поддержке со стороны государства. В качестве основных направлений этой поддержки он назвал развитие транспортно-логистической инфраструктуры, снижение регуляторных барьеров и комплексный подход к построению «цепочек добавленной стоимости». «Два важных изменения в последние годы. Первое – внутрифирменная торговля между отдельными подразделениями одной крупной компании растет гораздо более высокими темпами, чем обороты между компаниями, которые находятся в разных юрисдикциях. И вторая история – это то, что быстрее растет торговля промежуточными товарами, нежели конечными. По статистике, сейчас порядка 60% мировой торговли приходится на промежуточные товары. Поэтому сейчас речь в мире идет о цепочках добавленной стоимости, а не о продажах конечной продукции. И понятно, что необходимым условием для этого является международная кооперация и легкая доступность зарубежных рынков», – рассказал Максим Орешкин.

В этой связи, по его словам, приобретает большое значение локализация иностранных производителей на территории России. «Для того, чтобы инвестор выбрал в Россию как место для инвестиций, в том числе для последующей продажи товара за пределы страны, нужно чтобы российская площадка была гораздо более привлекательна, чем зарубежные. В том числе за счет повышения доступности выхода с нее на мировые рынки. Нацеленность на включение российских производителей в глобальные цепочки стоимости требует, конечно же, определенного переосмысления подходов к торговой политике. Это не только вопрос экспорта, но и удобства импорта. Потому что цепочка стоимости – это и импорт, и экспорт», – продолжил он.

В качестве примера он привел производство стиральных машин. После того, как некоторые западные фирмы локализовали свои заводы на территории России, производство этих агрегатов существенно возросло, обеспечило внутренний рынок, а затем стиральные машины, сделанные в России (при этом под известными мировыми брендами), пошли на экспорт.

Максим Орешкин отметил, что сегодня есть существенные подвижки в сфере упрощения таможенного регулирования, в плане создания зон свободной торговли (ЗСТ) для России. «Есть объединенный рынок ЕАЭС. Сейчас с целым рядом стран идут переговоры о ЗСТ. Есть соглашение с Вьетнамом, близка к заключению договоренность с Сингапуром, на продвинутой стадии работа с Китаем, есть совместные планы с Кореей, Ираном, с другими странами, – перечислил министр. – При выстраивании глобальных цепочек очень важно обеспечить устойчивую взаимную доступность рынков».

Еще одно направление – это инфраструктура: дороги, склады, распределительно-логистические центры. «Нужна инфраструктура, которая будет помогать компаниям с минимальными издержками доставлять свою продукцию. Мы сейчас работаем над программой инфраструктурной ипотеки», – поделился информацией Максим Орешкин.

Министр также заметил, что для стимулирования международной торговли России необходимо подумать о создании собственной системы электронной торговли по типу Alibaba и Aliexpress. «Это одно из важных условий для дальнейшей диверсификации экспорта», – сказал он.

Камнем преткновения, по словам главы Минэкономики, является вопрос валютного регулирования. «Здесь есть проблемы серьезные, которыми мы занимались еще в Минфине (ранее Орешкин занимал должность в этом ведомстве, прим. ред.) и с правительством в целом. Но ЦБ нам мешает преобразовывать валютное законодательство и валютный контроль – очень жестко выступает за то, чтобы все сохранилось как есть. Между тем, избыточное регулирование делает невозможным построение цепочек», – сказал Максим Орешкин. Повышенные требования по оформлению и представлению емкого пакета документов, отсутствие полноценного межведомственного обмена по валютным операциям оказывают отрицательный эффект на сделки как по импорту, так и по экспорту, следует из его слов. «Это один из рудиментов, который является для России серьезным препятствием на пути более активной международной торговли», – продолжил он.

Круглый стол «Глобальная стратегия для развития российской экономики»
Круглый стол «Глобальная стратегия для развития российской экономики»
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

Энн Осборн Крюгер, в послужном списке которой должность главного экономиста Всемирного банка и первого заместителя директора-распорядителя МВФ, выразила уверенность в том, что многосторонняя экономическая интеграция – это ключевое условие для устойчивого развития всей мировой экономики. Она напомнила, что именно такой подход в свое время лег в основу создания Всемирной торговой организации. «Тогда было принято решение развивать международную торговую систему таким образом, чтобы она была равноправной, не имела признаков дискриминации со стороны одних государств по отношению к другим. Невозможно добиться устойчивого экономического развития без открытия своего торгового режима для всемирной экономики. Исключения есть, но их крайне мало, как правило, они связаны с какими-то уникальными событиями, например, открытием крупных нефтяных месторождений», – сказала мэтр мировой экономики.

Ксения Юдаева, которая является выпускником РЭШ, согласилась тем, что курс России на встраивание в глобальную экономику является безоговорочно верным. Она уточнила, что Банк России не меньше других заинтересован в интеграции в мировую систему. «Диверсификация экспорта для участия российских компаний в современных производственных цепочках – это одна из важнейших структурных реформ, которая, безусловно, очень нужна для того, чтобы сделать экономику более эффективной, повысить уровень благосостояния людей. Тем более, что выгод и преимуществ, связанных с природными ресурсами, человеческим капиталом, у нас в стране достаточно», – отметила она.

По ее словам, ЦБ РФ в плане содействия внешней торговле «сделал достаточно много». В частности, работал над созданием финансовой инфраструктуры, что дало возможность российскому финансовому сектору привлекать ресурсы для развития российской экономики в различных валютах.

Но затем Ксения Юдаева уточнила, что в финансовом секторе международная интеграция имеет значительно больше рисков, чем в торговой сфере в целом. В числе прочего это связано с вопросами отмывания теневых средств. Отвечая на критику со стороны Максима Орешкина, Ксения Юдаева, сказала, что ЦБ готов пойти на либерализацию валютного контроля, но для этого нужно минимизировать связанные с этим риски. Она заметила, что в дискуссиях о глобализации финансовых рынков мнения участников расходятся гораздо больше, чем когда речь идет о глобализации и интеграции товарных рынков. «Не нужно забывать о рисках финансовой стабильности. Иначе в ожидании экономического роста мы можем получить совершено иные эффекты. Нельзя просто идти по пути либерализации. Она должна сопровождаться дополнительными мерами по гармонизации, согласованиями, обменом информацией между регуляторами, совместным регулированием надзора и так далее», – предупредила она.

Трудный ребенок

Топ-менеджер Банка России также напомнила, что сейчас идет активная работа над созданием концепции общего финансового рынка в рамках Евразийского экономического союза (ЕАЭС). «Очень важно, чтобы финансовая интеграция шла параллельно с улучшением организации регулирования и надзора», – сказала Ксения Юдаева.

Дмитрий Панкин, председатель правления Евразийского банка развития (ЕАБР), при этом отметил, что большие ожидания на эффект от сотрудничества в рамках ЕАЭС пока возлагать рано. «Если посмотреть на структуру ВВП союза, то 85% приходится на Россию, ещё 10% – на Казахстан, то есть страну со схожей сырьевой структурой экономики. Доля остальных участников колеблется в районе 1%. От партнеров по ЕАЭС в нашу страну поступает примерно в 20 раз меньше инвестиций, чем от других внешних источников. Это говорит о том, что, в общем-то, какого-то нового рынка членство в ЕАЭС для российских компаний не открывает», – поделился мнением Дмитрий Панкин.

Он рассказал об исследовании, которое проводил ЕАБР для того, чтобы найти возможности для создания цепочек добавленной стоимости в рамках ЕАЭС. «Мы хотели посмотреть на промышленность, увидеть, где есть возможность для синергии, кооперации между предприятиями», – продолжил руководитель банка развития. По его словам, ЕАБР провел опрос руководителей более 300 предприятий в разных странах-участницах союза, предложив ответить на вопрос, какие проекты эти предприятия могли бы предложить для встраивания в цепочки, и в каком партнерстве они заинтересованы. При этом банк обещал помочь дешевыми деньгами. «несмотря на это, из 305 предприятий в результате откликнулись только 22», – констатировал Дмитрий Панкин.

Впрочем, он отметил и некоторые положительные тенденции. В частности, рост взаимного товарооборота сейчас превышает 12%. «Несколько лет назад было 9%, – сравнил Дмитрий Панкин. – Причем доля машин и оборудования в структуре торговли уже значительно выше показателей по природным ресурсам». По словам Дмитрия Панкина, сделать проект ЕАЭС более эффективным может исключительно интенсивное усовершенствование транспортной инфраструктуры, при условии скоординированных действий всех участников союза.

А у вас есть план?

Далее разговор зашел о сельском хозяйстве и его участии в интеграционных процессах. Наталья Волчкова заметила, что эту отрасль многие считают наиболее консервативной в отношении интеграционных процессов. «Мы знаем несколько громких примеров из европейского опыта, когда сельское хозяйство буквально грудью встает против экономической глобализации», – сказала она.

Евгения Серова, руководитель московского офиса Продовольственной и сельскохозяйственной организации объединенных наций (ФАО) по связям с РФ, поздравила всех со знаменательным событием, «которое далеко не все заметили». Она рассказала, что сейчас впервые в обозримой истории России пройден рубеж, когда исчез риск нехватки продовольствия. «Перед нами сейчас не стоит угроза голода, которая до недавнего времени существовала постоянно», – заметила Евгения Серова.

Но при этом она также посетовала на отсутствие в России долгосрочной стратегии развития аграрной сферы: «Есть некие цели – куда мы хотим попасть, но вот какие должны быть факторы долгосрочного развития, какие транзитные механизмы достижения этих целей, мы не видим».

Владислав Онищенко, первый заместитель руководителя Аналитического центра при Правительстве РФ, высказал тезис о сложностях долгосрочного планирования в российской экономике. Как следует из его слов, отечественная экономическая политика характеризуется частой сменой и даже сочетанием противоречивых директив и трендов. «У нас так повелось – каждый новый год для того, чтобы выбить новые бюджетные ресурсы, ведомствам нужно заводить какую-то новую повестку. Потому что выбить деньги на старую повестку достаточно сложно. И каждый год инициируются новые процессы, хотя старые еще не закончены, работа начинается заново. Это, к сожалению, беда нашего однолетнего бюджета, чтобы кто и как не говорил о существовании долгосрочного бюджетного планирования», – объяснил он. Данная проблема, по словам эксперта, относится и к вопросам диверсификации внешней торговли.

Следующим докладчиком был Максим Медведков, директор департамента торговых переговоров Минэкономразвития РФ. «Это человек, который «вступил» нас в ВТО», – представила его Наталья Волчкова. Напомним, что Максим Медведков был главным переговорщиком от России при вхождении во Всемирную торговую организацию.

Чиновник вкратце рассказал, с какой повесткой Россия собирается ехать на форум ВТО в Аргентине, который состоится в декабре 2017 года. «Мы готовим достаточно интересный пакет договоренностей, которые хотя бы отчасти могут дать результат в плане повышения стабильности в сфере международной торговли, создать правила, которые позволят обеспечить снижение издержек», – сказал он. В частности, он выделил тему электронной коммерции. «Электронная торговля – замечательная вещь. Но все страны имеют свою точку зрения на то, как она должна регулироваться. Мы пока являемся страной, где годовой оборот всех электронных торговых площадок, вместе взятых, равен дневному обороту одной площадки у одного нашего соседа», – сказал Максим Медведков. Тем не менее, по его словам, у России в этой сфере есть свои перспективные планы и интересы, которые наши представители собираются отстаивать.

Москва.

фото события

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Золотые правила Золотые правила Взгляд банков на продажу золота россиянам становится все более пристальным. К чему это может привести? Birkenstock повышает прогнозы на фоне устойчивого спроса на обувь Birkenstock повышает прогнозы на фоне устойчивого спроса на обувь В четверг компания Birkenstock повысила свой прогноз по годовой выручке и прибыли, поскольку немецкий производитель обуви рассчитывает на высокий спрос на свои популярные пробковые сандалии и новые туфли с закрытым носком. В результате этого его акции компании выросли более чем на 10% на премаркете. Игорь Калинин: «Мой гектар» – это масштабный проект, цель которого обеспечить россиян землей на льготных условиях» Игорь Калинин: «Мой гектар» – это масштабный проект, цель которого обеспечить россиян землей на льготных условиях» Директор по развитию проекта «Мой гектар» Игорь Калинин в интервью для Finversia рассказал генеральному директору аналитического центра «БизнесДром» Павлу Самиеву о проекте, его инвестиционных возможностях, и почему инвестиции в земельные участки становятся сейчас столь привлекательными.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)