Понедельник, 13.05.2024
×
7 отраслей инвестиций | Ян Арт. Finversia

Альтернативные формы финансирования МСП – вызов банкам

Аа +
+1 -0

Ситуацию в сфере финансирования малого и среднего бизнеса, эффективность мер государственной поддержки МСП и перспективы развития сегмента 24 октября обсудили участники III Ежегодного форума FinSME 2019, организованного аналитическим агентством «БизнесДром» и издательским домом «Банковское обозрение».

Удалось ли запустить «двигатель» финансирования МСБ в 2019? В каких формах финансирования особенно нуждался бизнес и какие меры поддержки нужно развивать? Что знают предприниматели о госпрограммах и как повысить информированность? Эти и другие вопросы стояли на повестке дня форума, программу которого, открывая мероприятие, анонсировал Дмитрий Равкин, издатель журнала «Банковское обозрение».

Все лучшее – лучшим

В роли модератора первой секции выступил Павел Самиев, генеральный директор «БизнесДром», председатель комитета «ОПОРЫ РОССИИ» по финансовым рынкам. Он же начал мероприятие со своего доклада, который был посвящен обзору ситуации в сфере финансирования МСП. По словам эксперта, динамика рынка в течение последних нескольких лет «была не очень позитивной». «Только в прошлом году в сфере малого бизнеса был зафиксирован рост выдач кредитов. Но на фоне стагнации портфеля, что говорит об увеличении доли краткосрочных кредитов», – прокомментировал эксперт. На начало сентября размер кредитного портфеля в сегменте МСП составил 4,1 трлн рублей. При этом в структуре этого портфеля в последнее время значительно выросла доля крупных банков, входящих в топ-30. На сегодняшний день они выдают около 80% всех кредитов субъектам МСП, тогда как немногим более трех лет назад соответствующий показатель составлял 30%.

Доля просроченных кредитов по субъектам МСП в целом в первом квартале 2019 года снизилась до 12% – с 15% в начале 2018 года. При этом, по словам Павла Самиева, в основном улучшение этого показателя обеспечили крупные банки, которые привлекают наиболее платежеспособных заемщиков, в то время, как плохие долги у небольших и региональных банков, напротив, увеличиваются. Однако с этих позиций можно говорить о хороших перспективах ренессанса формата кредитных фабрик при крупных банках, первый всплеск появления которых наблюдался в 2005-2008 и в 2012-2013 годах. Он тогда привел к бурному росту финансирования МСП, но за этим последовало столь же динамичное увеличение просроченной задолженности. «Но сейчас ситуация совершенно обратная, учитывая тот факт, что в крупных банках просрочки по МСП минимальные», – отметил Павел Самиев. При этом он отметил, что формат кредитных фабрик в целом приводит к значительному упрощению механизмов финансирования малого и среднего бизнеса, систематизации процесса обработки заявок, сокращению сроков их рассмотрения и снижению сопутствующих издержек для всех сторон.

Константин Бобров, председатель правления банка Уралсиб, заметил, что фабрикой обладают крупные банки, которые получают наиболее хороший поток. И из него выбирают заемщиков, которые, конечно, впоследствии имеют меньшую дефолтность. «Остальным достается «второй выбор» и это объясняет то, что и дефолтность за рамками списка топ-банков значительно выше», – объяснил он. Эта ситуация, по его словам, расходится с ожиданиями регулятора, который предполагал, что банки на местах будут лучше работать с клиентами, будут лучше их знать. «Такой подход дает меньший эффект, чем просто технологии. А в крупных банках гораздо лучше реализованы технологии экосистем, маркетплейсов, что позволяет более интенсивно использовать анализ поведения клиентов, а, следовательно, топ-банки имеют гораздо больше параметров для оценки жизнеспособности клиента», – поделился мнением Константин Бобров.

По словам эксперта, ключевая ставка сегодня не является определяющей для снижения процентных ставок по кредитам для малого бизнеса: «Основная составляющая – это кредитный риск. И, к сожалению, условия по ставкам могут ужесточиться, с учетом того, что у нас ухудшаются экономические прогнозы официальных спикеров и это же подтверждается аналитикой банков. Рост экономики замедляется, а это значит, что кредитоспособность субъектов МСП точно не будет улучшаться».

III Ежегодный форум FinSME 2019
III Ежегодный форум FinSME 2019
Фото: Альберт Тахавиев, Finversia.ru

Государство нам поможет?

Доклад Алексея Войлукова, вице-президента Ассоциации «Россия», был посвящен эффективности программ государственной поддержки МСП и участию в них банков. «Основной акцент в госпрограммах делается на расширение доступа малого и среднего бизнеса к финансированию. При этом по самым масштабным направлениям государство доверило банкам определять – кто будет получать средства господдержки. Это хорошо видно из стартовавшей в этом году масштабной программы льготного кредитования МСП. Таким образом финансовый рынок в целом и банковская система в частности признается достаточно эффективным инструментов для самостоятельной оценки субъектов МСП», – сказал Алексей Войлуков, добавив, что в условиях огосударствления экономики это позитивный тренд.

Эксперт также обозначил, что предоставление фиансовой госпомощи малому и среднему бизнесу идет при посредничестве банков по трем основным каналам – программе стимулирования, программе кредитования с участием Национальной гарантийной системы (НГС) и программе субсидирования «8,5%».

В частности, программа стимулирования, запущенная в конце 2015 года, декларировалась как временная, носящая антикризисный характер, но затем каждый год продлевалась. В ее рамках банкам, предоставляющим кредиты субъектам МСП предоставляется фондирование со стороны ЦБ под поручительство Корпорации МСП, которая разработала эту программу совместно с Минэкономразвития России и Банком России. Ее условия несколько раз менялись: сейчас она фиксирует процентные ставки по кредитам в сумме не менее 3 млн рублей для предприятий, реализующих проекты в приоритетных отраслях экономики, на уровне до 9,6% годовых, в иных отраслях – до 10,6% годовых. К этой программе, по словам Алексея Войлукова, сейчас есть определенный интерес со стороны небольших банков, которые хотят пользоваться возможностью привлечения фондирования. «Аналогичные программы поддержки есть в западных странах, но там ставки фондирования гораздо ниже – ближе к 4%. Тогда она будет действительно подходить для банков с базовой лицензией, как это декларирует ЦБ», – отметил эксперт.

НГС, как напомнил Алексей Войлуков, работает на нескольких уровнях посредством выдачи поручительств и гарантий Корпорации МСП, МСП Банка и региональных гарантийных организаций (РГО). По данным на середину октября 2019 года объем гарантийной поддержки субъектам МСП нарастающим итогом составил 510 млрд рублей. Плановый объем в этом году – 117 млрд. «Мы видим, что эти объемы поддержки требуют существенного увеличения, необходимо расширение механизма, упрощение процесса андеррайтинга, сокращение документооборота, увеличение капитализации РГО и так далее», – констатировал спикер.

Самое масштабное направление господдержки – запущенная в этом году программа субсидирования льготного кредитования. Напомним, что этом году на финансирование этой программы в бюджете предусмотрено 9,192 млрд. рублей. Также в программу внесены изменения, согласно которым перечень приоритетных отраслей по ней дополнен доходной недвижимостью, розничной торговлей для микропредприятий по всей территории страны и ресторанным бизнесом. Список уполномоченных банков расширен с 15 до 90.

Плановый объем выдачи льготных кредитных средств уполномоченным банками субъектам МСП в 2019-ом – до 1 трлн. рублей. Однако с начала 2019 года до середины октября в рамках программы было заключено кредитных договоров на сумму немногим выше 134 млрд рублей, фактически уже выдано 75,5 млрд рублей. По словам Алексея Войлукова, это меньше 1,5% в структуре выдачи кредитов МСП банковским сектором. При этом основная часть поддержки идет на кредитования хороших заемщиков, риски по которым для банков минимальны, и которым банки и без всяких программ готовы выдавать кредиты. «А те, на кого в первую очередь государство нацелило программу, к сожалению, остались пока без доступа к поддержке», – констатировал эксперт.

Другая сторона проблемы – низкая кредитоспособность заемщиков. «Сейчас мы ищем хороших заемщиков. Проблема не в деньгах. Даже у нашего банка есть среди клиентов компании МСП, и не одна, которые кредитуются по ставкам таким, как по программе, но без всякой программы. Очень хочу таких много. Но, увы», – сказал Константин Бобров.

Павел Сигал, первый вице-президент «ОПОРЫ РОССИИ», уточнил, что помимо запланированного 1 трлн субсидий еще 120 млрд в рамках программы предусмотрено в качестве гарантий. «Итого, 1,12 трлн. При этом заявок от всех финансовых институтов, включая банки, на сегодняшний день – всего на 300 млрд рублей. И по поводу хороших клиентов. Требования регулятора к банкам такие, что скоро хороших клиентов совсем не будет. Банки готовы рисковать, но регулятор настолько жестко держит за глотку банки и не позволяет им кредитовать под угрозой больших резервов, что не только стартапы и начинающие предприниматели, новые компании, но даже много лет нормально работающие компании не могут получить финансирование, если у них по каким-то причинам снизилась прибыль. Была 5 млн – стала 4 млн рубелей. Все – финансовое положение ухудшилось», – сказал Павел Сигал. Даже, имея идеальную кредитную историю, компания, по его словам, в этом случае может не получить кредит. При этом госпрограммы поддержки работают на то, чтобы помогать компаниям, которые и так являются успешными, вместо того, чтобы содействовать развитию нового перспективного бизнеса.

Михаил Доронкин, директор-руководитель направления банковских рейтингов агентства Национальные кредитные рейтинги (НКР), позднее также заметил, что в банках за пределами списка топ-30 сейчас идет стабильное сокращение выдачи кредитов. «В целом банковское кредитование растет слабо, несмотря на снижение ставок 10-11%», – сказал он. При этом такие ставки, по его словам, в основном касаются к представителям среднего бизнеса: «Для малого бизнеса, который приходит в банки, ставки, как правило, совершенно другие – заметно выше».

Виктор Четвериков, президент Национального рейтингового агентства (НРА), отметил повышение позиции России в рейтинге Doing Business Всемирного банка на три позиции – с 31-го на 28-е место. «Но это говорит лишь о том, что у нас стало легко открыть бизнес, а вот вести его по-прежнему непросто», – уточнил он. Эксперт также отметил повышение значимости микрофинансовых институтов в сфере финансирования МСП. Напомним, что в сентябре 2019 года общая сумма займов субъектов малого бизнеса в МФО, по данным ЦБ РФ, составила 34,4 млрд рублей, увеличившись за 12 месяцев почти на 30%.

Наблюдения практиков

Антон Купринов, исполнительный директор Фонда содействия кредитованию малого бизнеса Москвы, вернулся к теме проблем с доступностью финансирования субъектов МСП. «В Москве 724 тыс. малых и средних предприятий, включая ИП. Из них кредитуется порядка 100 тыс. А портфель нашего фонда состоит из 1 тыс. заемщиков. Портфель кредитов МСП в столице – 1,1 трлн рублей. Из них с участием нашей РГО выдается порядка 35 млрд рублей. То есть, понятно, что нам есть над чем работать», – отметил спикер.

Он также поделился своими наблюдениями за рынком МСП в течение последних 10 лет. По его словам, поведение предпринимателей за эти годы очень сильно изменилось: если раньше очень многие задумывались о расширении, развитии, «обелении» бизнеса, готовились к IPO, были заинтересованы в привлечении дешевого финансирования, то в последние годы все больше владельцев предприятий выводят деньги со счетов через ИП, изымают средства из бизнеса через выплаты дивидендов и другие механизмы. «Большинство показывает минимальную рентабельность в 1-3% – при этом реальную рентабельность бизнеса становится очень трудно оценить. Модель поведения предпринимателей очень сильно изменилась, к сожалению, не в лучшую сторону», – отметил Антон Купринов.

Геннадий Марголит, исполнительный директор по рынку инноваций и инвестиций Московской биржи, в свою очередь, рассказал о биржевых инструментах для малого бизнеса. По его словам, совокупный объем размещений эмитентов-субъектов МСП в 2019 году на сегодняшний момент составляет 2,7 млрд рублей. «Состоялось 28 выпусков, в том числе 25 облигаций и 3 – акций. Это, конечно, очень мало в общем объеме финансирования МСП. Но пока у нас пилотная стадия, мы не торопимся, а задача заключается в том, чтобы на кейсах обкатать возможности боле массового выхода компаний на фондовый рынок, прежде всего, через облигации», – сказал Геннадий Марголит. Сектор роста Мосбиржи, который курирует данное направление, по его словам, делает фокус на компаниях, которые демонстрируют рост финансовых показателей. Предпочтение отдается среднему бизнесу и компаниям, получившим поддержку Корпорации МСП, МСП Банка, ФРП, РЭЦ, РФПИ. Выручка компании, претендующей на выпуск облигаций, должна быть в пределах 120 млн – 10 млрд рублей. Объем выпуска – не менее 50 млн рублей. При наличии гарантии, поручительства Корпорации МСП допускается 30 млн. Срок существования эмитента – не менее 3 лет.

Елена Куроптева, заместитель директора департамента кредитных продуктов и технологий блока МСБ банка Открытие, призвала коллег банкиров не дискриминировать в части кредитования торговые предприятия, из которых по опыту банка вырастают успешные производственные комплексы. Дмитрий Пешнев-Подольский, председатель правления БКС Банка рассказал о формировании банковских экосистем для работы с малым и средним бизнесом. Однако от подчеркнул, что «малый и средний бизнес – это две большие разницы». «К примеру, если говорить про стратегию нашего банка, то эти направления развиваются совершенно по-разному», – отметил он. Анастасия Волжина, руководитель группы по работе с клиентами малого и среднего бизнеса Департамента транзакционного бизнеса МКБ, сообщила о том, что банк, который раньше работал исключительно с крупными корпоратами, сейчас начал активно развивать блок для МСП, в частности, дистанционное кредитование.

Грядущий вызов

Подвел итог панельной сессии форума Владимир Гамза, председатель комитета по финансовым рынкам и кредитным организациям Торгово-промышленной палаты России (ТПП РФ). Он показал слайд, на котором был представлен суммарный показатель имеющихся в России денежных ресурсов, с учетом вкладов населения, резервов в иностранной валюте, государственных средств на счетах ЦБ, наличных денег и пр. «Кэш-позиция нашей страны составляет 120 трлн рублей. Денег в стране более, чем достаточно. Однако мы всегда идем в противоположную сторону мировой практике: если во всем мире 2/3 экономики финансируется за счет финансового рынка, то в России ровно наоборот – две трети за счет собственных средств и только треть за счет финансового рынка», – озвучил спикер. Причина, по мнению Владимира Гамзы, в отсутствии нормального финансового рынке. Банки занимают в объеме инвестиций 11,2%, из которых половина – это иностранные банки. Не российские, включая крупнейший Сбербанк приходится всего 5,8%. При том, что в банки занимают 89% всего финансового рынка. «Вот эта гора родила мышь», – сказал эксперт, уточнив при этом, что вины банков в такой ситуации нет, поскольку в силу закона они являются кредитно-депозитными учреждениями. В то же время Владимир Гамза выразил уверенность, что со следующего года благодаря принятию закона о краудфандинге в России начнется бум альтернативного финансирования, и банкам придется придумывать какие-то инвестиционные механизмы, чтобы не остаться не у дел.

Москва.

фото события

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)