Вторник, 19.03.2024
×
Пик инфляции ожидается скоро. Как изменятся налоги. Экономика за 1001 секунду
Banners_Model_Settings:showGroup(59)

Владимир Черников: «Накапливать на определенные цели можно, даже не обладая значительными доходами»

Аа +
+2 -1

Владимир Черников, генеральный директор компании «Ингосстрах-Жизнь», рассказал порталу Finversia.ru о том, как пользование страховыми продуктами может повысить финансовую грамотность населений и что делать сбережения можно даже с невысоким уровнем дохода.

- Владимир, для начала, что, в вашем понимании, означает понятие «финансовая грамотность»? Потому что не всем оно нравится, некоторые предпочитают говорить о «финансовой культуре».

- У всех разная точка зрения на этот счет. Я считаю, что в понятие «финансовая грамотность» необходимо включать сразу несколько аспектов. Во-первых, её можно рассматривать как науку. В таком случае, финансовая грамотность – это деятельность специалистов в области финансов, которые систематизируют накопленные знания, обобщают их, выпускают методические пособия, принимают участие в разработке законодательных актов и так далее. Во-вторых, финансовая грамотность относится к деятельности каждого человека. С этой точки зрения – это те финансовые знания, которые человек приобрел за годы своей жизни. Это навыки управления личными финансами, процесс познания нового (в том числе, новых финансовых инструментов). И, разумеется, финансово грамотный человек стремится к обучению, к накоплению опыта в этой области.

- Существует мнение, что недостаточный уровень финансовой грамотности в России, на который постоянно обращают внимание и эксперты, и власти, на самом деле не что иное, как проблема бедности. Зачем человеку погружаться в изучение финансовых инструментов (особенно инвестиционных), если его уровень дохода не позволяет ими пользоваться, не позволяет делать накопления?

- Безусловно, этот фактор нельзя не учитывать, этот эффект есть. Но известно, что денег не хватает в любом случае, вне зависимости от доходов. Накапливать на определенные цели можно, даже не обладая значительными доходами. Но соглашусь с тем, что уровень финансовой грамотности пока недостаточен, что, в том числе, препятствует возможности делать накопления.

- Можно ли объяснить низким уровнем финансовой грамотности и происходящее в этом году на рынке инвестиционного страхования жизни? Я имею в виду жалобы клиентов на мисселинг при продаже этих продуктов. Клиенты жаловались, что им продавали ИСЖ под видом банковских депозитов.

- Критика, которая в последнее время слышна в отношении ИСЖ, как вы уже сказали, связана, прежде всего, с мисселингом. Что это такое? Это не просто некие неправильные продажи. Это продажа финансового инструмента не тем, кому он подходит. ИСЖ должны приобретать только те клиенты, которым он, действительно, необходим. «Ингосстрах-Жизнь» в большей степени работает в клиентских сегментах private и affluent, то есть, не с массовым клиентом. А это люди, как правило, финансово грамотные, которые уже добились успехов в жизни и умеют управлять своими финансами. У них существуют собственные триггеры, которые способствуют принятию решения о приобретении ИСЖ. Кроме того, в этом сегменте банковские сотрудники больше дорожат клиентами, поэтому тратят на них больше времени, подробно разъясняя специфику продукта.

На мой взгляд, ИСЖ – это интересный продукт с массой преимуществ, который полезен, в том числе, как элемент финансовой грамотности.

- Интересно.

- Это следующий шаг в эволюции рынка и клиентов. Начиналось-то всё с кредитного страхования: простого, банального продукта. Люди к нему привыкли, привыкли к страхованию, после чего стало возможным предлагать им более сложные страховые решения. Ведь в нашей страховой культуре сложно приживались накопительные виды страхования. Для нашего человека было странно отдать сегодня деньги (или платить их ежегодно), не получив ничего взамен. Поэтому ИСЖ помог банкам понять, куда двигаться, как правильно продавать такие сложные продукты, что дало толчок развитию продуктов накопительного страхования жизни (НСЖ), рост популярности которых мы наблюдаем в последнее время.

- Но, тем не менее, и ВСС, и Банку России пришлось принимать Стандарты продаж подобных продуктов, чтобы защитить потребителей от мисселинга.

- Да, Стандарты ВСС появились еще летом прошлого года, с обязательным исполнением страховщиками начиная с января 2019 года. А с 1 апреля вступили в силу и Стандарты Банка России. Несмотря на то, что банки не обязаны к ним присоединяться, отмечу, что партнеры «Ингосстрах-Жизнь» отнеслись к Стандартам очень ответственно, согласившись их исполнять.

- Принятие этих Стандартов означает, что страховое сообщество добровольно взяло на себя некоторые обязанности, приняло определенные ограничения. Всё для того, чтобы защитить потребителя. Тем же занят и регулятор. Не слишком ли сильно все пытаются защитить человека? В конце концов, речь о финансовой грамотности, а на ошибках, как известно, учатся.

- Это очень хороший вопрос, потому что он очень глубокий. С точки зрения регулирования, безусловно, необходимо вводить цивилизованные правила, которые будут регламентировать сам продукт (над чем сейчас ЦБ также работает). Это хорошо, так как устанавливает единые правила игры, например, с точки зрения качества ценных бумаг, которыми наполняются инвестиционные страховые продукты. Стандарты продаж помогают клиенту понять ценообразование на этом рынке. Например, указывается, какую комиссию получает банки от продажи. Всё это правильно, потребитель только выигрывает от подобных действий. У него появляется возможность сравнить продукты, поскольку сейчас у них абсолютно разное наполнение, и разобраться в них порой достаточно сложно. Дополнительно это поможет избежать применения в продукте более рисковых инвестиционных решений.

Но сейчас, наряду с нормальным, цивилизованным развитием рынка, в том числе и на регуляторном уровне, мы наблюдаем и истерию вокруг ИСЖ. Это создает давление на рынок, что может привести к потребительскому терроризму. Я за регулирование, но не поддерживаю излишнюю напряженность в этом вопросе. У нас есть очень успешные примеры выхода клиентов из этих продуктов, но о них никто не говорит.

- Помимо Стандартов, как еще сами страховые компании или страховое сообщество в лице ВСС, работают над повышением финансовой грамотности населения? В конце концов, это в интересах всей отрасли.

- На уровне ВСС существует целая программа по развитию финансовой грамотности, включающая в себя и проведение лекций, и разработку обучающих материалов (как для самих клиентов, так и для агентов страховщиков), и подготовку памяток и презенторов – материалов, помогающих разобраться в продукте, и многое другое.

Что касается «Ингосстрах-Жизнь», то, когда мы выходили на этот рынок, мы делали это через банковский канал, поэтому основные наши обучающие программы рассчитаны именно на банки-партнеры, как основной канал продаж. Но сейчас мы модернизируем свою стратегию и рассматриваем возможность использования других каналов. Добавлю, что мы намеренно выходили не на массовый, а на более высокий клиентский сегмент, поскольку отталкивались от качества продукта, а не от объемов продаж. Этот сегмент, на наш взгляд, хорошо ориентируется в рынке, понимает финансовые продукты. Поэтому отдельных обучающих мероприятий с такими клиентами мы не проводим. Более того, поскольку мы имеем дело с опытными потребителями, то, получая от них фидбэк, мы можем сразу, в моменте, модернизировать наши продукты. Если мы понимаем, что их что-то не устраивает, мы корректируем наши программы, исходя из их комментариев и замечаний.

- На ваш взгляд, низкий уровень проникновения страховых услуг в стране – недостаточная страховая культура – больше коррелирует с недостаточной финансовой грамотностью или с невысоким уровнем доходов населения? Что здесь первично?

- Это совокупность многих факторов. Человеку с невысокими доходами сложно размышлять об инструментах финансового планирования. Но даже сейчас можно найти продукты, рассчитанные практически на любой бюджет. Мы разрабатываем накопительные программы, позволяющие таким клиентам выходить в них. В конце концов, практически все сейчас пользуются банковскими картами и продуктами лояльности, дающими возможность получать кешбэк или накопить бонусы. А продукты и одежду покупают все, независимо от доходов. Вот она – накопительная программа в действии.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Алексей Примаченко: «При субсидировании факторинговой компании государство получит выход сразу на сотни клиентов малого и среднего бизнеса» Алексей Примаченко: «При субсидировании факторинговой компании государство получит выход сразу на сотни клиентов малого и среднего бизнеса» Почему факторинг продолжает расти даже при высоких ставках Центробанка? Как фондируются факторинговые компании и что они сегодня предлагают своим клиентам? О ситуации на российском рынке факторинга, его динамике и тенденциях Павлу Самиеву, генеральному директору аналитического центра «БизнесДром» рассказал Алексей Примаченко, управляющий партнер Global Factoring Network. Инна Анисимова: «Сегодня без видео и соцсетей продвигаться невозможно» Инна Анисимова: «Сегодня без видео и соцсетей продвигаться невозможно» Основатель и генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner Инна Анисимова в интервью Finversia рассказала о состоянии отрасли после ухода иностранных компаний, влиянии закона о маркировке рекламы на работу пиарщиков, почему лучшая стратегия в условиях кризиса и санкций – молчание, а также о том, что может заставить недобросовестных игроков на рынка финансовых услуг более тщательно соблюдать закон о рекламе. Ольга Мямлина: «CarMoney всё больше и больше превращается в IT-компанию» Ольга Мямлина: «CarMoney всё больше и больше превращается в IT-компанию» Ольга Мямлина, финансовый директор CarMoney, в разговоре с генеральным директором аналитического центра «БизнесДром» Павлом Самиевым на канале Finversia, рассказала об финансовых результатах компании по итогам 9 месяцев 2023 года, а также о стратегических планах на ближайшие 3 года.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)