Среда, 08.07.2020
×
Инвестиции с нуля: ошибки, из-за которых теряют деньги

Олег Замулин: «Основная проблема – оторванность образовательной сферы от реального сектора экономики»

+4 -0
Аа +

Разработка системы профессиональных стандартов для российского рынка затрагивает и систему образования. Как производится "стыковка" - об этом говорит декан факультета экономических наук Высшей школы экономики Олег Замулин.

- Насколько необходима сегодня российскому рынку система профессиональных стандартов?

- Профессиональные стандарты, безусловно, нужны, поскольку они задают понимание того, как именно выглядит профессионал в определенной области. Какими компетенциями он должен обладать, что ему необходимо знать и уметь. Это требуется, в первую очередь, самим компаниям и организациям, которые, при найме сотрудников и дальнейших трудовых отношениях, проверяют их на способность выполнять те или иные функции.

Несомненно, профстандарты нужны и вузам. Ведь мы готовим людей не для вакуума, а для конкретных профессий. Нам важно знать, что именно профессиональное общество ожидает от нас, какие навыки и компетенции мы должны дать студентам.

- В настоящий момент разработка профстандартов – это, что называется, «инициатива снизу». Профессиональное сообщество создает специальные отраслевые советы, собирает запросы рынка, хотя задача эта государственного масштаба…

- Если этим будет заниматься только государство, есть риск, что мы будем жить по стандартам пятидесятилетней давности. Поэтому любой вуз должен общаться с работодателями, понимать их запросы. Важно работать в связке с профессиональным сообществом, которое и вырабатывает соответствующие стандарты. Кроме того, необходимо следить за обновлением, актуализацией профстандартов, поскольку мир меняется, технологии меняются, нельзя позволить зафиксировать стандарты на долгое время.

- Успевает ли образовательная система адаптироваться к постоянно изменяющимся запросам работодателей. Например, в связи c появлением новых профессий или внедрением новых технологий (в том числе, и в финансовой сфере)?

- К сожалению, система образования излишне инертна. Действительно, остается очень много устаревших образовательных программ, многие вузы не успевают отреагировать на вызовы рынка. Это связано с тем, что преподаватели, как правило, не работают в реальном секторе. Они предпочитают обучать тому, что умеют, что преподавали многие годы. Вообще, менять образовательные программы очень сложно – это всегда конфликты, всегда ущемление чьих-то интересов. Внутренних «разборок» по этому поводу хватает абсолютно в любом вузе.

Но самое главное – это некоторая оторванность образовательной сферы от реального сектора. Недостаточная коммуникация, недостаточное получение сигналов рынка. В этом смысле профстандарты были бы очень полезны в плане четкого понимания требований нынешних работодателей.

При этом разрабатывать отдельную образовательную программу под каждый из профстандартов невозможно: их будет слишком много. Кроме того, мы не можем знать, сколько специалистов и в каких областях потребуется рынку через несколько лет. Поэтому конкретные образовательные программы должны учитывать совокупность сразу нескольких профстандартов.

Безусловная проблема: как в этом случае выдержать баланс интересов. Хорошая новость в том, что проблема эта решаема. Так, например, профстандарты в финансовой сфере имеют много точек пересечения, поэтому образовательные программы можно достаточно легко адаптировать.

- Может ли существующая образовательная система добиться практической направленности обучения, с учетом профстандартов? Условно говоря, чтобы выпускник вуза был сразу готов «встать к станку» или это утопия?

- Мое глубокое убеждение, что невозможно добиться того, чтобы человек, придя после вуза на рабочее место, сразу умел, знал, понимал все тонкости профессии. В любом случае, сотрудника придется доучивать. Передавая опыт непосредственно на рабочем месте или с помощью специальных дополнительных программ. Поэтому студент должен научиться учиться. Решать нестандартные задачи и адаптироваться в новой для него среде. Ведь даже если человека и подготовить к условному «станку», через год этот «станок» изменится и, все равно, придется переучиваться.

- А чего, по вашему опыту, не хватает самим работодателям? На отсутствие каких компетенций и навыков они жалуются?

- Из моего общения с работодателями, они часто жалуются на отсутствие у выпускников не столько специальных, сколько базовых навыков. Того, что по-английски называется soft-skills: способность вести переговоры, способность быстро усваивать большие объемы информации, способность убеждать, презентовать и так далее. Некоторые сетуют на недостаточный уровень знаний в математике или макроэкономике для решения каких-то прикладных задач или прогнозирования ситуации на рынке.

- То есть, функции нынешнего образования заключаются в том, чтобы дать студенту некоторый набор базовых знаний? Каким же образом тогда можно связать профстандарты с образовательными программами?

- Вообще, в образовании существует серьезная дилемма в вопросе о том, к чему готовить студентов: давать им фундаментальные знания и навыки, либо готовить их к конкретной профессии. В обоих этих решениях есть свои плюсы и минусы. Я склоняюсь к тому, что на уровне бакалавриата мы должны давать студентам общекультурные компетенции, фундаментальные знания, поскольку конкретные профессиональные требования постоянно меняются. Если он не получит хорошего базового образования, он просто не успеет адаптироваться к быстро меняющейся ситуации на рынке труда. В дальнейшем выпускник экономического факультета может связать свою карьеру и с коммерческими компаниями, и с общественными организациями, и с государственными учреждениями, и с академическим сектором. Разумеется, все эти сферы требуют разных компетенций, поэтому на уровне бакалавриата ориентировать на какие-либо конкретные профстандарты практически невозможно. Но вот когда мы говорим о магистратурах, они уже могут быть сугубо профессиональными. Вопрос состоит только в том, по скольким профстандартам будут готовиться магистраты: по одному или нескольким смежным. Это придется решать индивидуально в каждой ситуации. Например, если мы говорим о финансовой сфере, профстандартов в ней довольно много и все они специализированные. Я сомневаюсь, что можно сделать магистерскую программу только под один конкретный профстандарт, в силу его узости. Тем не менее, на этом уровне обучения профстандарты должны учитываться при подготовке специалистов. Обращаю внимание: вузы не должны рассматривать профстандарты, как руководство к действию, но ориентироваться на них необходимо.

- Вузы должны на них только ориентироваться, а работодатели? Должны ли, на ваш взгляд, профстандарты стать обязательными к применению?

- Мне не кажется, что профстандарты должны быть обязательными к использованию повсеместно. Скорее, можно говорить о системах оценки профессионального сообщества, которое может, например, проводить аттестацию игроков рынка, используя для этого разработанные профстандарты.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все интервью »
+4 -0
466

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Евгений Коган: «Государству фондовый рынок нужен как рыбе зонтик» Евгений Коган: «Государству фондовый рынок нужен как рыбе зонтик» «Обнуление», «вторая волна», ожидания «второго дна» – как это влияет на рынки и частные инвестиции. Каковы перспективы рынка криптовалют. Почему фондовый рынок России вызывает жалость. Куда уйдут инвесторы. Почему не могут нормально работать финансовые советники. Каков топ-5 российских и иностранных ценных бумаг. На эти и другие вопросы главного редактора Finversia.ru Яна Арта и зрителей канала Finversia-TV в прямом эфире ответил президент компании «Московские партнёры», инвестиционный банкир, профессор Высшей школы экономики (ВШЭ) Евгений Коган. Алексей Тимофеев: «Законопроект в изначальной версии был исключительно вреден для развития финансового рынка» Алексей Тимофеев: «Законопроект в изначальной версии был исключительно вреден для развития финансового рынка» Закон о категоризации инвесторов пока еще не снят с «горячей» повестки дня как российского фондового рынка, его профессиональных участников, так и каждого из частных инвесторов. После публичного обсуждения этого законопроекта на канале Finversia, состоялось несколько рабочих встреч в Комитете Государственной Думы по финансовому рынку. О том, что происходит с темой категоризации инвесторов, и о других вопросах рынка частных инвестиций в России главный редактор Finversia.ru Ян Арт беседует с президентом Национальной ассоциации участников фондового рынка (НАУФОР) Алексеем Тимофеевым. Алекс Лазовский: «Силиконовая долина сильно отличается от Америки в целом. Это отдельный мир» Алекс Лазовский: «Силиконовая долина сильно отличается от Америки в целом. Это отдельный мир» Сегодня Кремниевая долина – мечта многих предпринимателей, стартапов и инвесторов. Алекс Лазовский смог воплотить эту мечту в жизнь. Сейчас он – венчурный инвестор и технологический предприниматель. Но как удалось достичь такого уровня? Зачем предпринимателю открывать свой фонд? Какие качества важны и какие страхи могут встать на пути к успеху? Об этом и многом другом в интервью Алекса Лазовского IT-предпринимателю Антону Смирнову.

Трейдинг с Яном Артом

календарь эфиров Finversia-TV »