Среда, 29.05.2024
×
Трамп – Байден: ставка, инфляция, биржа | Ян Арт. Finversia
Banners_Model_Settings:showGroup(59)

Николай Кротов: «Неожиданный подарок судьбы»

Николай Кротов, генеральный директор АНО «Экономическая летопись» рассказал о том, как эта летопись создается, о новом жанре – «эмоциональные хроники» и предложил всем желающим принять участие в его новом проекте по сохранению исторического наследия.

- Николай Иванович, прежде чем перейти к разговору о вашем новом проекте, хотелось подробнее узнать о том, как родилась идея такого начинания, как «Экономическая летопись»? Какова ваша роль в этом проекте, что вы от него ожидаете?

- Я всё время чего-нибудь ожидаю, потому что проект постоянно развивается. Начался он давно. Первую книгу я начал готовить ровно 20 лет назад – в 1997 году.

Все материалы Finversia-TV

- Но в то время вы еще не предполагали, что в итоге получится «Экономическая летопись»?

- Нет. В то время я был генеральным директором издательского дома «Банковское дело», и мне была интересна предыстория того, что происходило на банковском рынке. Тем более, что это было предгрозовое время – незадолго до кризиса 1998 года. Я начал собирать воспоминания тех людей, которые создавали первые банки в стране. В 1998 году был юбилей – 10 лет с момента появления первых коммерческих банков, которые были образованы в СССР в августе 1988 года.

Начал я с «допроса» Вячеслава Сергеевича Захарова, который был председателем моего издательского совета и одновременно «крестным отцом» первых банков – на посту зампреда Госбанка СССР курировал их создание. Потом опросил других причастных и, в итоге, в 1998 году появилась моя первая книга «Рождение коммерческих банков». Учитывая время, в которое она появилась, мои читатели предположили, что следующая книга должна называться «Смерть коммерческих банков».

Тем не менее, тема меня захватила, и остановиться было уже невозможно. Хотя все банки, с которыми я договаривался о спонсорстве моей первой книги («Инком-банк», банк «Столичный» и другие), действительно, «умерли» до тех пор, пока успели её профинансировать. Но на сегодняшний день у меня уже 28 книг в этой области.

- Как бы охарактеризовали себя, свой жанр? Архивариус, экономический (финансовый) историк?

- У меня очень необычное направление. Кроме того, что работаю с архивами, я занимаюсь жанром устной истории – опрашиваю людей, которые являются её носителями. Всего я опросил более 700 человек. Дело в том, что новейший период у нас практически не отражен в архивах. Поэтому, если не общаться с людьми, то громадный пласт чрезвычайно интересного исторического материала просто потеряется. Я определяю свой жанр, как «эмоциональные хроники» - повествование идет от моего имени, как летописца, которые перемежаются эмоциональными всплесками главного героя.

- Вы говорите с ними только об экономике, политику не затрагиваете?

- Здесь очень тонкая грань. Допустим, Алексей Кудрин или Анатолий Чубайс, которых я опрашивал – они политики или экономисты? Или, например, Руслан Хасбулатов?

- Хасбулатов уж точно политик.

- Многие в этом уверены, забывая о том, что именно Хасбулатов, фактически был создателем банка «ВТБ». Именно он на сессии Верховного Совета принял решение о создании российского Банка внешней торговли, который потом был переименован во «Внешторгбанк РСФСР», а сегодня это банк «ВТБ». Поэтому Андрей Костин может смело вешать на своем офисе мемориальную доску Хасбулатова.

- Но вряд ли это сделает… Вы, в своих опросах, делаете упор именно на банковскую сферу или, шире, рассматриваете финансовый рынок страны?

- В основном, конечно, я являюсь «летописцем» банковской системы. Моя, скажем так, специализация – это совзагранбанки. Но я регулярно «изменяю» чисто банковской тематике. Интересно посмотреть, что происходит рядом с ней. Например, на фондовом рынке. История создания в России биржи, депозитариев. По этой теме у меня вышел двухтомник, готовится новая книга «История регулирования фондового рынка. Персональные дела и деяния». Опросил 17 наиболее ярких людей, которые отвечали за этот процесс – начиная с Анатолия Чубайса и Дмитрия Васильева и заканчивая Сергеем Швецовым (моментом, когда ФСФР была присоединена к Центробанку и «растворилась» в нём).

- Ваши книги связаны какой-либо общей идеей? Конечно, помимо единого автора?

- Не только автором. Общими героями, продолжением сюжетов. В новых книгах дополняются и уточняются детали, о которых рассказывалось в предыдущих. Иногда – опровергаются. Появляются новые свидетели, факты и так далее. Поэтому книги живут своей жизнью, развиваются, продолжают существование.

- Но в последние годы наметилась тенденция к отходу от бумажного формата…

- Да. Именно поэтому мы начали активно развивать компьютерное, электронное направление. У нас появилось четыре сайта. Все они называются letopis, отличаются только домены. Первый портал – это www.letopis.ru – огромная (более 20 тысяч) база фотографий людей, сыгравших роль в экономической истории страны. Организован поиск по персоналиям, организациям, годам… Здесь нам очень важна обратная связь с посетителями портала, которые помогают определять людей, которых мы сами не всегда можем идентифицировать. При этом нам важно определить, узнать каждого из них. Вот, недавно я на своей странице в Фэйсбуке выложил фотографию с первого посещения Анатолией Чубайсом и Виктором Черномырдиным биржи. Попросил помочь узнать одну даму на этой фотографии. Читатели откликнулись: не только подсказали кто это, но и прислали биографические справки по ней. Поэтому мы стараемся втянуть в этот процесс как можно больше людей.

- Вы ограничиваетесь лишь новейшей историей России?

- Нет, не только. У нас есть и фотографии 50-х годов прошлого века. Более того, мы не ограничиваемся только финансово-банковской тематикой. Например, нам прислали большие информационные блоки (более тысячи фотографий) по электронной промышленности СССР. Мы пытаемся обосновать наше название «Экономическая летопись» с упором именно на экономику.

- А остальные «сайты-летописи»?

- Следующий – это www.letopis.org. Там в свободном доступе находятся практически все мои книги, кроме трехтомника по истории «Внешторгбанка СССР». www.letopis.su – здесь мы собираем воспоминания людей, которые не войдут в бумажные книги.

- Почему не войдут?

- Как правило, не совсем та тематика. Например, я сейчас опрашиваю бывших министров СССР. Существует Совет ветеранов министров СССР, я с ними встречаюсь, беседую. Министр станкостроения, электронной промышленности и так далее. До написания полноценных книг у меня руки не дойдут, но я понимаю, что этим людям уже очень много лет, и надо успеть сохранить хотя бы их воспоминания. Я с ними дружу, общаюсь и считаю необходимым, чтобы их слова (и некоторые документы, которыми они делятся) вошли в историю.

- Остался четвертый сайт…

- www.letopis.fund. Он пока находится в разработке – это будет большая электронная библиотека книг воспоминаний (с полнотекстовым поиском), которые мне предоставляют их авторы. Причем, там не только биографические книги, но и книги по истории того или иного бизнеса или отрасли экономики. Я создал специальный Совет по сохранению экономической истории, куда вступили различные профобъединения (атомщики, пищевики, строители и так далее). Каждое из них будет вести свой блок в рамках проекта.

- Вы встречаетесь и опрашиваете большое количество персон, которые были (а некоторые и остаются до сих пор) очень значимыми для финансовой, банковской отрасли. Скажите, на ваш взгляд, насколько они честны в своих воспоминаниях, при оценке той или иной ситуации?

- Вы знаете, это всё очень субъективно. Например, когда я впервые встречался с Виктором Геращенко, он мне рассказал множество разных сказок. И я ему верил. Но очень скоро, во время встреч с другими действующими лицами тех событий, с более глубоким погружением в тему, я начал понимать, чему можно верить, а чему нельзя. Да и люди начинали осознавать, что я уже «не куплюсь на туфту». Как мне сказал один из руководителей совзагранбанков: – «Вы выбрали очень удачное время для книг: люди еще очень многое помнят, поэтому сильно врать неудобно. Много свидетелей. Могут поймать». Поэтому в разговоре со мной люди исходят из двух позиций: с одной стороны, им хочется объяснить свои действия в той или иной ситуации, может быть, даже оправдаться. С другой стороны, они всегда понят и подспудно понимают, что я буду встречаться с их, если можно так выразиться, конкурентами, противниками, которые расскажут и своё видение. Вот сейчас делаю книгу по фондовому рынку, так все, с кем я встречаюсь, опровергают слова друг друга.

- А часто люди прибегают для оправдания своей позиции к фактам, которые нельзя раскрывать в печати?

- Конечно. Рассказывает мне несравненно больше, чем я помещаю в свои книги. Просят не публиковать некоторые истории. Один персонаж мне прямо сказал: - «Я бы рассказал, то, что знаю, но у меня дети работают в банковской системе, это может их задеть». Но бывают и обратные ситуации. Например, Георгий Матюхин, бывший глава Центрального банка РСФСР, настаивал, чтобы я включил в книгу такие факты, компрометирующие очень высокопоставленных людей (того периода истории), за которые бы меня точно посадили. Или, по крайней мере, подали бы в суд. В любом случае, я обязательно утверждаю итоговый текст у главного героя.

- Вы рассказали об уже существующих сайтах и работе над ними. Но я знаю, что сейчас вы вплотную заняты новым проектом и даже анонсировали сбор средств – краудфандинг на эти цели…

- Здесь ситуация следующая. Когда ты начинаешь активно заниматься экономической историей, можешь неожиданно получить удивительные подарки судьбы. Еще в 90-х годах я, от своего знакомого директора Института современной истории (бывший партийный архив), узнал, что некая дама собирает по собственной инициативе воспоминания различных людей. К сожалению, тогда наши пути с моим знакомым разошлись, мы потеряли контакт. И вот, совсем недавно я узнал, что архив аудиозаписей этих бесед до сих пор существует – эта дама хранит его у себя дома, потому что он оказался не нужен профессиональным архивариусам.

Я нашел эту женщину, и она передала мне права на 155 аудиокассет воспоминаний, начиная с конца 80-х годов. Первая запись там – это беседа с Лазарем Моисеевичем Кагановичем. Кто помнит, московский метрополитен сначала носил его имя. Кроме того, там содержатся беседы с нашими разведчиками, известнейшими дипломатами, государственными и общественными деятелями. Всего опрошено около 80 человек. В качестве интервьюера выступал очень известный наш историк Александр Владимирович Островский. Поэтому я и назвал это «архив Юденковой и Островского».

Сейчас мы оцифровали и отреставрировали практически все пленки. Теперь хотим их расшифровать, застенографировать, и сделать архив общественным достоянием. Скорее всего, он будет находиться отдельным блоком на www.letopis.su. Мне бы очень хотелось, чтобы этот проект стал по-настоящему общественным, чтобы к его созданию подключились неравнодушные к истории граждане. Поэтому я разобрался в том, что такое краудфандинг, и запустил соответствующую программу. Любой желающий может поучаствовать в этом начинании. Минимальная сумма пожертвования – 500 рублей. За каждый взнос я дарю свои книги с автографами – моими или героев этих книг.

Мы сделаем этот проект в любом случае. Общие расходы по нему оцениваются в 300 тысяч рублей (200 часов «оцифровки», реставрация, расшифровка и так далее), но у нас уже есть ряд спонсоров, поэтому заявленная сумма сбора – 100 тысяч рублей. Крайний срок внесения пожертвований – 15 мая этого года. К настоящему моменту мы уже собрали около 60 тысяч рублей.

- Насколько я понял, вам интересно, чтобы это был именно общественный проект?

- Мне очень бы хотелось, чтобы это в нём поучаствовало как можно больше людей. Фактически, меня бы больше устроило, если бы 200 человек «скинулись» по 500 рублей, чем один пожертвовал бы сразу 100 тысяч. Для того, чтобы люди почувствовали свою причастность. Хочется, чтобы это стало неким движением. Многие не ценят, выбрасывают домашние архивы интересных документов, фотографий, аудиокассет… А ведь могли бы появиться новые герои, о которых мы пока ничего не знаем. Может быть, объявленный мною сбор средств привлечет внимание к тому, что это можно и нужно сохранить. Поэтому сама кампания даже важнее, чем окончательный сбор денег.

Желающие принять участие в краудфандинговой программе Николая Кротова могут ознакомиться с подробными её условиями, перейдя по ссылке.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все интервью »
+24 -0
2194
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Игорь Калинин: «Мой гектар» – это масштабный проект, цель которого обеспечить россиян землей на льготных условиях» Игорь Калинин: «Мой гектар» – это масштабный проект, цель которого обеспечить россиян землей на льготных условиях» Директор по развитию проекта «Мой гектар» Игорь Калинин в интервью для Finversia рассказал генеральному директору аналитического центра «БизнесДром» Павлу Самиеву о проекте, его инвестиционных возможностях, и почему инвестиции в земельные участки становятся сейчас столь привлекательными. Юлия Кузнецова: «Инвестиционные идеи 2024: IPO, высокодоходные облигации и недвижимость» Юлия Кузнецова: «Инвестиционные идеи 2024: IPO, высокодоходные облигации и недвижимость» Основатель Международного онлайн-университета инвестиций? инвестиционный советник Юлия Кузнецова в интервью Finversia рассказала генеральному директору аналитического центра «БизнесДром» Павлу Самиеву о начавшемся «буме» первичных размещений, рисках и возможностях сегмента ВДО и инвестициях в недвижимость. Тимур Гараев: «Мошенничество с использованием искусственного интеллекта будет расти с каждым годом» Тимур Гараев: «Мошенничество с использованием искусственного интеллекта будет расти с каждым годом» Руководитель департамента информационной безопасности Банки.ру Тимур Гараев в интервью Finversia рассказал о том, какие мошеннические схемы в сети сегодня популярны, стоит ли в ближайшее время ожидать активизации киберпреступников, может ли искусственный интеллект спровоцировать рост мошенничества, а также о том, как защитить свои данные.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)