Пятница, 29.03.2024
×
Доллару конец. С НДФЛ не все просто. Долги россиян растут. Экономика за 1001 секунду
Banners_Model_Settings:showGroup(59)

Игорь Ищенко: «Регуляторы не готовы выстроить систему отношений государства и бизнеса в криптосфере»

Финтех во многих случаях развивается в формате малого и среднего бизнеса, начиная со стадии стартапов. И, как правило, такой бизнес сильно нуждается в площадках, где есть необходимая инфраструктура, где он может получить «пакетную» поддержку от государства и институтов развития. Портал Finversia.ru побеседовал с генеральным директором технополиса «Москва» Игорем Ищенко.

- Игорь, Технополис «Москва» – проект новой формации, в рамках которого развивается целый ряд инновационных бизнесов. Скажите, а какую долю и какое место в вашем комплексе занимают финтех и вообще предприятия, которые обслуживают финансовый рынок?

- Для начала замечу, что наш проект не такой уж и новый. Ему, вообще-то, уже седьмой год. Он уже имеет определенную репутацию, достижения. Уже хорошо структурирован.

Если же говорить о теме финтеха, который является «хедлайнером» последнего времени, то она мимо нас тоже не прошла. Но мы, скорее, не про «фин-», а про «тех-». То есть акцент у нас сделан на техническую компоненту новой экономики, которая обслуживает финансовый рынок. Хотя, если говорить в целом о Технополисе «Москва», то это, наверное, не является каким-то ключевым направлением, на котором мы специализируемся.

Хотим мы того или нет, но экономика, которую сейчас принято называть цифровой, без решений, которые принято называть финтехом, существовать не сможет. Поэтому он, конечно, на нашей площадке в определенной мере «приземлен». Некоторое время назад мы запустили кластер, в рамках которого работают компании, специализирующиеся на хранении данных, технологии big data, облачных сервисах. И сейчас за этими «паровозами» стали приходить резиденты, которые занимаются майнингом и вообще криптотематикой. Все они находят на нашей площадке необходимый им уровень развития инфраструктуры.

Мы себя позиционируем именно как инфраструктурную систему, которую город (за счет своих усилий, своих инвестиций) предоставляет вот этим рыночным хедлайнерам. В том числе компаниям, которые эти хедлайны создают. Не секрет, что финтех – это индустрия, которая находится в стадии формирования. Начиная с того, что регуляторной среды еще, мягко говоря, в полной мере нет. Заканчивая вопросами, связанными в целом со структурой рынка, с сегментацией индустриальных или даже субиндустриальных привязок. Остается много вопросов. Как вся эта тематика финтеха будет интегрироваться в уже существующие бизнесы? Какие бизнесы по мере развития криптоэкономики умрут, а какие возникнут? И прочие.

В этой ситуации мы стараемся быть рядом с этой тематикой. Предоставлять тем, кто ей занимается, такие решения, которые являются приемлемыми для развития данной индустрии.

Все материалы Finversia-TV

- У вас на площадке сосредоточены, в основном, стартапы в области финтеха?

- Есть как стартапы, так и уже состоявшиеся компании. А также спин-оффы (то есть, стартапы, созданные на базе уже состоявшихся компаний). Но, независимо от того, начинающая компания или нет, мы исходим из того, что нашим резидентам нужна развитая и полноценная инфраструктура. Ее наличие для многих является вопросом выживания – на вот этих, я бы сказал, крутых и причудливых волнах нарождающейся индустрии. Потому что мы видим, что среди всех многотысячных инициатив, связанных с криптотематикой, с этой – пока хаотично набирающей скорость – экономикой, гораздо больше умирает, чем выживает.

Но подчеркну, что в наши функции не входит брать на себя риски этого рынка. Наша задача – поймать хедлайны, маркетмейкеров. И попытаться вокруг них сформировать какой-то адекватный ответ на тот спрос, который есть сейчас. И я надеюсь, что со временем этот спрос будет все больше и больше выкристаллизовываться.

- Вы упомянули о проблеме регулирования в сфере крипты. Как скоро, на ваш взгляд, здесь могут произойти какие-то подвижки? И вы сами этому как-то способствуете?

- Мы за этим внимательно наблюдаем. Сами не участвуем, но наши резиденты достаточно активно в данный процесс вовлечены. Среди них есть люди, которые тесно взаимодействуют с остальным профсообществом, с государственными структурами в части подготовки законодательных инициатив на тему крипты. Они входят в различные комитеты и экспертные группы наших законодательных органов – федеральных, муниципальных. Мы в этой ситуации, скорее, можем помочь тем, о чем я уже говорил. Предоставить максимально полный набор адаптированных решений, который позволяет на минимальных циклах, с минимальным объемом CAPEX реализовывать свои задачи.

Но формирование регуляторной основы для этого бизнеса – это удел специализированных игроков. С одной стороны, инициаторов тех или иных решений. С другой, регуляторов – Минфина, Минэкономразвития, Банка России.

Что касается вашего вопроса про перспективы регулирования, то, честно сказать, я пока не вижу даже в среднесрочной перспективе готовности всех этих институтов выстроить какую-то систему отношений государства и бизнеса в сфере криптоэкономики.

- А можно немного подробнее про инфраструктуру, о которой вы говорите? За счет чего компаниям, скажем, в области того же финтеха на вашей площадке работать выгоднее и проще?

- Когда у нас «приземляются» компании, то они принимают во внимание несколько факторов, которые для них являются критичными. Мы, в частности, обсуждали эту тему с Дмитрием Мариничевым, известным IT-омбудсменом, компания которого «Радиус Групп» (не сочтите это за рекламу, это просто пример), является нашим резидентом.

Первый фактор – это экономика. У нас очень разумные ставки аренды, которые устанавливаются на основании данных независимой оценки. Они для всех одинаковые. Для площадей промназначения это порядка 4,-4,5 тыс. рублей за 1 кв. м в год (включая НДС). Для компаний, которые занимаются производством, назовем это так, в режиме офисной парадигмы (например, некоторых IT-компаний) ставка колеблется в пределах 11-12 тыс. рублей. Это достаточно лояльные цены на фоне среднерыночных значений. У нас длинный договор аренды.

Второй фактор – это возможность зайти в технополис и пользоваться всей его экосистемой, как сейчас принято говорить. Мы развиваем очень разные виды сервисов – начиная от клининга и парковки и заканчивая вопросами общепита, временного размещения детей и пр. У нас также есть собственный таможенный пост, который работает на экспорт и на импорт для предприятий, которые относятся к высокотехнологичным, наукоемким производствам. То есть в технополисе полностью реализован концепт «город в городе», где люди помимо профессиональных задач, могут найти решения для каких-то обыденных бытовых проблем, не выходя с территории.

Еще один важный аспект. Мы недавно стали составной частью общемосковской особой экономической зоны (ОЭЗ), которая еще и является нашей тезкой – «Технополис Москва». И потенциально для резидентов, которые могут получить статус участника ОЭЗ, это чрезвычайно привлекательная вещь с точки зрения тех пакетных решений, которые этот статус дает. Это льготы, преференции, которые распространяются на всех резидентов, прошедших соответствующий отбор. И сейчас целая группа компаний, в числе которых упомянутая мной «Радиус Групп», готовится этот отбор проходить.

Следующая вещь из области тех страхов, которые часто волнуют в основном зарубежных инвесторов, но и наших тоже. Это вопрос коррупции. Так вот, на нашей площадке исключена возможность неких несистемных опций, когда для решения какого-то бытового хозяйственного вопроса нужно идти к какому-нибудь условному слесарю Иванову, совать ему деньги, чтобы он что-то сделал. У нас на площадке в схеме принятии решений минимизирована роль конкретного исполнителя. То есть, существует система личного кабинета и система бизнес-агрегаторв, через которые подаются заявки, и идет очень четкий check-up со стороны персонала управляющей компании. То есть, если человек выполнил работу недостаточно качественно или не выполнил ее вовсе, то он получает штрафные баллы, которые потом выливаются в кадровые решения.

- У вас привлеченная УК?

- УК – это мы и есть. Мы управляем имуществом, которое внесено в уставный капитал предприятия городом, который является 100%-ным собственником технополиса. Хотя, надеемся, что со временем ситуация будет меняться, и город найдет для себя интересным реализовать хотя бы часть своей собственности в этом пакете.

Но вернемся к условиям, которые на нашей площадке созданы для бизнеса. Хочу заметить, что у нас одно из лучших решений в городе по уровню локализованной коммунальной инфраструктуры: стоки, софт, энергетика, что очень важно для того же криптобизнеса.

И что самое главное, что в этой экосистеме создана некая жизненная среда: комфорта, сотрудничества, креатива, которая нами модерируется. В Технополисе «Москва» сегодня работает более 80 резидентов, которые при нашем посредничестве группируются по кластерам. И сейчас они уже сами начинают выстраивать систему переделов – перегруппировываться по интересам. Они начинают выстраивать систему субзаказов, развиваются взаимоотношения в процессе каких-то общих предварительных разработок. Вот этот котел идей, технологий, людей, он, по сути, дает на выходе то, ради чего наш проект создавался. Это принципиально иное измерение всех стандартов – от производства и до выхода в серию продукции на новом технологическом уровне.

- В технополисе представлен в основном малый и средний бизнес?

- Да. Я бы даже сказал, что по большей части средний. Все-таки, это бывшая площадка АЗЛК. И она не очень хорошо адаптирована для малого бизнеса, поскольку территория довольно велика. Конструктив здания таков, что арендовать меньше 500 кв. м сложно. А для малого бизнеса это проблематично. Чтобы мотивировать присутствие на площадке малого бизнеса, мы сами на деньги города создали стартап-блок. Сделали хакспейс, сейчас выстраиваем последовательную систему профессиональной навигации.

В том числе, числе детский технопарк, который уже активно работает. И очень приятно видеть огромное количество детей, которым есть чему поучить взрослых. Поразительно, что ребята в 13 лет делают то, что они делают – по целому направлению современнейших прикладных задач в сфере робототехники, авиации, новых материалов.

Причем этим детям современные дисциплины преподают руководители наших компаний-резидентов. Вот в этом инновационное зерно. При этом нашей целью является то, чтобы дети в раннем возрасте нашли для себя ответ на вопрос – кем быть.

А мы, в свою очередь, помогаем тем, что заключаем соглашения вузами (пока элементно, но надеюсь, в будущем это станет системой), в рамках которых совместно работаем в части изменения методик преподавания, подготовки и переподготовки преподавательского состава. А также в отношении отдельных ребят заключаем отложенные трудовые контракты, направляя их на обучение с условием, что после окончания вуза человек некоторое время будет трудиться на предприятиях на нашей площадке. Так принято во всем цивилизованном мире.

Не секрет, что лучшие российские выпускники технических вузов сегодня уезжают за рубеж. И там, в лучшем случае, проходят дополнительное обучение или переподготовку, а в худшем – остаются. А мы хотим, чтобы наша площадка была местом не только для поиска талантливых ребят, но и, по сути, давала возможность получать с университетской скамьи полностью готовых специалистов, в том числе в практическом плане. Пока как узкий сегмент. Но он уже работает – как на уровне нашего технополиса, так и на уровне города. Я знаю, что мэр Москвы Сергей Собянин периодически подписывает такие отложенные трудовые договоры с целью подготовки молодых перспективных специалистов, которые необходимы для отраслей городского хозяйства.

- У вас есть какие-то программы для молодежи в области финтеха, финансовой грамотности?

- Финтех у нас все-таки больше рассматривается как индустрия, которая должна обслуживать те прорывные технологические инициативы, для которых мы созданы. Финансовый элемент присутствует как возможность того или иного проекта обеспечить источники финансирования.

- Не секрет, что именно для МСБ привлечение финансирования является проблемой? Вы в этом плане можете оказать какое-то содейстие?

- Для этого существует целый набор инструментов на уровне города и на федеральном уровне – по кредитованию МСП, по микрофинансовым займам, есть программа субсидий на высокотехнологичные разработки. Тот есть это целый пул тех или иных институций, которые призваны содействовать начинающим молодым талантам. Которым, вы правы, далеко не всегда просто открыть свой бизнес или довести свои разработки хотя бы до прототипа.

Что касается нашей площадки, то мы стараемся пользоваться этим пул-баром инструментов, который существует на государственном и муниципальном уровне. В тоже время мы понимаем, что у нас есть некоторые стартапы, для которых CAPEX исчисляется десятками, а иногда и сотнями миллионов долларов. То есть очень капиталоемкие. В этом случае мы со своей стороны стараемся привлечь для таких проектов маркетмейкеров этого рынка, связанных с деньгами. Это не только банки, но и институты развития, это предоставления гарантий. Мы их приглашаем к нам, и они проводят партикулярные тренинги, а иногда и брейн-стормы по выстраиванию взаимоотношений между обладателями средств и соответственно ссудополучателями. У нас есть удачные примеры, когда компании были профинансированы по итогам таких встреч. То есть наша площадка становится некой биржа, где встречаются спрос и предложение.

В данной ситуации мы опять же на себя берем функцию модератора. Не наша задача влезть в основы ядерной физики или построить вместе с резидентами адронный коллайдер. Наша задача – уловить какие-то тренды, связанные с формирующимся спросом на те или иные виды инструментов. И попытаться на площадке консолидировать владельцев этих инструментов, которые могут облегчить нашим резидентам прохождение зачастую очень сложных процессов, связанных с поиском денег.

Игорь Ищенко, генеральный директор технополиса «Москва»

В 1994 г. Игорь Ищенко окончил Институт стран Азии и Африки Московского государственного университета им. М. В. Ломоносова.
В 1999 г. получил диплом экономиста-менеджера по специальности «антикризисное управление» в Московском государственном университете экономики, статистики и информатики (МЭСИ).
До прихода в технополис «Москва» в 2011 г. в течение 10 лет Игорь Ищенко занимал руководящие должности в различных компаниях электроэнергетической отрасли. Работал заместителем генерального директора по генерации и управлению проектами ОАО «Энергостройинвест-Холдинг», исполнительным директором бизнес-единицы № 1 РАО «ЕЭС России», старшим вице-президентом по экономике и финансам ЗАО «Комплексные энергетические системы».

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все интервью »
+4 -0
1790
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через

Алексей Примаченко: «При субсидировании факторинговой компании государство получит выход сразу на сотни клиентов малого и среднего бизнеса» Алексей Примаченко: «При субсидировании факторинговой компании государство получит выход сразу на сотни клиентов малого и среднего бизнеса» Почему факторинг продолжает расти даже при высоких ставках Центробанка? Как фондируются факторинговые компании и что они сегодня предлагают своим клиентам? О ситуации на российском рынке факторинга, его динамике и тенденциях Павлу Самиеву, генеральному директору аналитического центра «БизнесДром» рассказал Алексей Примаченко, управляющий партнер Global Factoring Network. Инна Анисимова: «Сегодня без видео и соцсетей продвигаться невозможно» Инна Анисимова: «Сегодня без видео и соцсетей продвигаться невозможно» Основатель и генеральный директор коммуникационного агентства PR Partner Инна Анисимова в интервью Finversia рассказала о состоянии отрасли после ухода иностранных компаний, влиянии закона о маркировке рекламы на работу пиарщиков, почему лучшая стратегия в условиях кризиса и санкций – молчание, а также о том, что может заставить недобросовестных игроков на рынка финансовых услуг более тщательно соблюдать закон о рекламе. Ольга Мямлина: «CarMoney всё больше и больше превращается в IT-компанию» Ольга Мямлина: «CarMoney всё больше и больше превращается в IT-компанию» Ольга Мямлина, финансовый директор CarMoney, в разговоре с генеральным директором аналитического центра «БизнесДром» Павлом Самиевым на канале Finversia, рассказала об финансовых результатах компании по итогам 9 месяцев 2023 года, а также о стратегических планах на ближайшие 3 года.

Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)