При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
По оценкам Ассоциации менеджеров, годовой доход российских топ-менеджеров в среднем достигает 20 млн. рублей. Больше половины получают до 10 млн. рублей, а каждый четвертый – 30-45 млн. рублей. При таком доходе часть средств нередко уходит в инвестиции: как для сохранения денег, так и для увеличения капитала. Какие активы выбирают руководители российских компаний и какими стратегиями руководствуются.
Современные инвестиционные стратегии топ-менеджеров
В 2023 году компания fam properties провела исследование среди топ-менеджеров и владельцев бизнеса, которые используют хотя бы один инвестиционный инструмент. Большинство из них предпочитают надежные инструменты с минимальным риском, как облигации, недвижимость, акции «голубых фишек», ориентированы на доходность в 7–15%. Примерно 20% опрошенных используют умеренно-рисковую стратегию – покупают недвижимость для перепродажи, вкладывают деньги в зПИФы (закрытые паевые инвестиционные фонды), чтобы получать дополнительный доход. Рисковать же с криптовалютой, стартапами, спекуляциями на фондовых рынках готовы только 5%.
Почти 80% респондентов исследования сказали, что за последние 2 года изменили свою стратегию инвестирования. В частности, уменьшили горизонт прогнозирования, а также стали активнее диверсифицировать портфель – чтобы сохранить его стабильность в разных рыночных условиях.
В фокусе внимания остаются в первую очередь акции и облигации крупных российских компаний и недвижимость. Стоит сказать, что на этих двух инструментах топ-менеджеры концентрировались и 20 лет назад: генеральный директор представительства Oracle в СНГ Борис Щербаков в 2006 году говорил, что вариантов инвестирования у топ-менеджмента немного: депозит, недвижимость или фондовый рынок. Изменились, преимущественно, предпочтения по активам внутри категорий.
Значительная часть инвестиций идет через банки, в том числе через Private banking. По оценкам «Т-Банк», в 2022 году, большинство клиентов Private banking – это совладельцы технологических, сервисных или медийных компаний и топ-менеджеры крупных корпораций. В 2022 году они были заинтересованы в акциях, ETF, IPO, pre-IPO, коллективных инвестициях в недвижимость.
А в 2025 году на рынке Private banking у состоятельных клиентов появился интерес вложениям через паевые фонды в дивидендные акции, к цифровым финансовым активам (ЦФА). Возвращается спрос на биржевые инструменты на средний и длительный срок.
Ценные бумаги: своих и чужих компаний
Один из самых востребованных инвестиционных активов у российских топ-менеджеров – это ценные бумаги. Особенно актуально это для руководителей финансовой сферы: банков, брокерских компаний. То есть для людей, которые уже обладают значительным опытом на финансовом рынке, понимают, как он работает, держат руку на пульсе, и могут принимать достаточно взвешенные решения.
Интерес к ценным бумагам у российских топ-менеджеров сформировался давно. Например, еще в 2006 году выходил обзорный материал о том, как руководители крупных российских банков и инвестиционных компаний используют свои годовые бонусы.
Некоторые топ-менеджеры вкладывали деньги через фонды: Олег Мазуров, гендиректор УК «Альянс Росно Управление Активами», направлял 85% суммы годового бонуса в фонды акций и облигаций в соотношении 70/30. Дмитрий Шмелев, коммерческий директор девелоперской компании «СТ Групп Регион», вкладывал деньги в ПИФы (паевые инвестиционные фонды) акций – поскольку он в рынке ценных бумаг не разбирается настолько хорошо, чтобы покупать акции напрямую.
А в 2007-2008 годах многие российские топ-менеджеры меняли свои инвестиционные стратегии – на волатильном фондовом рынке сложно держать портфель. Дмитрий Лепетиков, директор центра маркетинговых исследований «ВТБ 24», продал большую часть паев ПИФов и перенес деньги в рублевые депозиты. Кирилл Тремасов, тогда – начальник аналитического отдела Банка Москвы, всегда держал часть денег в ПИФах, но по личным причинам вывел их оттуда в начале 2007 года.
В основном, на фондовом рынке в тот сложный период оставляли деньги или пополняли портфель те, кто приобретал акции надолго (лет на 10 и больше) – как Анатолий Милюков, исполнительный вице-президент «Газпромбанка».
Сейчас тенденция на инвестиции в фондовый рынок тоже сохраняется, хотя после 2022 года выбор ценных бумаг стал существенно меньше. По данным исследования компании fam properties, акции и облигации крупных российских компаний стали самым распространенным инструментом для владельцев бизнеса и топ-менеджеров в 2023 году. В основном к ним обращаются умеренно-консервативные инвесторы, которые нацелены на сохранение и увеличение (по возможности) капитала. Акции они выбирают, отталкиваясь от капитализации компаний, а не дивидендов.
Например, консервативной стратегии придерживается Герман Греф: по его словам, 60% в его инвестиционном портфеле занимают облигации, 40% – акции. Он говорил, что за 2023 год, самую большую прибыль принесли бумаги «Сбера». Помимо отдельных акций он также инвестирует в индексы ценных бумаг. Такую тактику глава «Сбера» реализует давно: в 2020 году он держал в облигациях 70% портфеля, а в акциях – 30%.
Ценные бумаги своей же компании топ-менеджеры и владельцы российского бизнеса покупают нередко. Например, Андрей Акимов, председатель правления «Газпромбанка», приобрел акции своего банка в начале апреля 2019 года – по подсчетам Интерфакса, он потратил на это больше 660 млн. рублей. Спустя три дня он закрыл сделку и выручил с нее около 10 млн. рублей. А в 2018 году председатель правления «Новатэк» Леонид Михельсон купил акции своей компании 9 апреля, когда котировки упали из-за санкций США. За три дня котировки поднялись более чем на 20%. Потенциальная прибыль могла превысить 30 млн. рублей.
Таких историй инвестиций в акции своей же компании, с последующей быстрой продажей или без нее, немало. Не всегда они происходят в момент падения котировок – некоторые топ-менеджеры просто регулярно увеличивают свою долю в бизнесе или стараются поддержать котировки акций своей компании. В частности, такие покупки нередко совершают акционеры и топ-менеджеры «Лукойла», АФК «Система», МТС, ОГК-2, «Магнита» и «Газпрома». По оценкам аналитиков, обычно такие инвестиции носят долгосрочный характер – топ-менеджеры вкладываются на несколько лет.
Суть таких инвестиций бывает разной: это может быть и вера топ-менеджера в компанию, где он работает, – и, соответственно, он ожидает в долгосрочной перспективе получить хорошую прибыль. А может быть и маркетинговый ход – показать, что в компании все стабильно, стимулировать других частных инвесторов вложиться в нее.
Недвижимость: премиальная жилая и коммерческая
По данным исследования fam properties, недвижимость также остается востребованным инвестиционным направлением у владельцев бизнеса и топ-менеджеров. Она составляет значительную часть портфеля у тех, кто придерживается консервативной стратегии, и как способ диверсифицировать портфель – у всех остальных.
Консервативные состоятельные инвесторы рассматривают недвижимость как хороший актив, с одной стороны, с точки зрения потенциальной экономической выгоды – она всегда будет в цене, стоимость на нее растет. А, с другой стороны, с точки зрения личного владения: будет, что передать детям. Это не просто лежащие в портфеле условные акции, а то, чем можно по необходимости пользоваться.
По оценкам аналитиков fam properties, инвесторы приобретают несколько жилых объектов, которые сдают в долгосрочную аренду. А при снижении доходности на рынке переходят на краткосрочную аренду или проводят перепланировку крупных квартир в несколько студий – чтобы получилось больше объектов под сдачу.
Топ-менеджеры вместе с собственниками крупных компаний и молодыми предпринимателями – одни из главных покупателей недвижимости премиального сегмента, как говорят участники рынка недвижимости. Они подбирают инвестиционное жилье, в которое можно вложиться на долгий срок.
В отличие от других сегментов (эконом, комфорт) премиальные объекты стабильно прибавляют в цене, даже в кризис, – элитные проекты в Москве за 2024 год подорожали на 11% до 638 тыс. руб. за 1 кв. м. Средняя цена квартиры в этом сегменте составила 45 млн. рублей. Такая динамика делает премиальное жилье надежным активом для сохранения капитала.
Для обычного частного инвестора, если у него нет свободных десятков миллионов рублей, подобная покупка ранее была недоступна. Однако сегодня на рынке развивается идея коллективных инвестиций через фонды, когда инвестор фактически получает долю в объекте и доход с его перепродажи.
В портфель владельцев бизнеса и топ-менеджеров, по данным fam properties, попадает и коммерческая недвижимость, но к ней обращаются в основном профессионалы. И учитывая цены на такие объекты, зачастую покупателями становятся компании – например, из 7 самых крупных сделок 1-го полугодия 2024 года только 1 закрыта с частным инвестором.
Коммерческая недвижимость привлекает более высокой доходностью, простыми взаимоотношениями с арендаторами. Но при этом подбирать ее сложнее: здесь трудно прогнозировать риски, изначально высокий порог входа.
Стартапы как направление инвестиций
Некоторые российские топ-менеджеры и владельцы бизнеса с большим опытом и значительными суммами свободных средств становятся бизнес-ангелами – вкладывают деньги в стартапы, обычно в обмен на долю в компании. Также бизнес-ангелы дают свою экспертизу проекту, чтобы помочь ему вырасти. Обычно инвесторы выбирают стартапы на начальной стадии развития с первыми продажами.
Это направление инвестиций нельзя назвать массовым – оно достаточно рисковое. Зачастую топ-менеджер становится бизнес-ангелом из личного интереса, желания поддержать перспективный проект, а возможность в перспективе получить какую-то прибыль – это только бонус. Гарантий, что стартап действительно будет хорошо развиваться и расти, нет. Соответственно, в этом направлении идут деньги, которые остались после составления основы инвестиционного портфеля.
Например, инвестициями в стартапы занимается глава «Сбера» Герман Греф. Часть проектов он финансирует «из удовольствия», часть – в сферы, которые считает перспективными: это преимущественно технологические проекты. По его словам, иногда ему удается заработать в 3–4 раза больше, чем он вложил. А иногда он теряет деньги.
Для некоторых предпринимателей и топ-менеджеров работа со стартапами становится не просто «периодическим занятием», а важной частью жизни. Так Дмитрий Гришин, бывший топ-менеджер netBridge Servises и Mail.Ru, позднее гендиректор Mail.Ru Group, в 2012 году на собственные средства создал инвестиционный фонд Grishin Robotics для вложений в проекты, связанные с робототехникой. Гришину хотелось поучаствовать в интересных ему компаниях.
На тот момент робототехника только зарождалась, но оказалась действительно перспективным направлением. Гришин стал успешным инвестором. Один из стартапов, в который он вложил деньги – Ring (разработчик умных дверных глазков) – по оценкам источников Reuters и Wall Street Journal продан Amazon за более чем $1 млрд.
* * *
Сегодня на российском рынке есть много различных инвестиционных инструментов с разным порогом входа, уровнем риска. Это открывает новые возможности перед топ-менеджерами, позволяя подбирать для себя подходящие варианты как при умеренном, так и при высоком доходе.
Тем не менее, основа портфеля у руководителей российских компаний с годами меняется незначительно – преимущественно она состоит из ценных бумаг и недвижимости. К ценным бумагам обращаются те, кто готов к умеренному риску, обладает опытом в инвестициях. А к недвижимости – зачастую жилой, в премиальном сегменте – те, кто хочет надежный актив или диверсифицирует портфель.





















обсуждение