Понедельник, 13.05.2024
×
7 отраслей инвестиций | Ян Арт. Finversia

Неопределенность для бизнеса надо снижать

О рисках хаотизации экономической политики и необходимости разработки новой антикризисной стратегии.

В условиях осложнения санитарно-эпидемиологической обстановки и ввода ряда ограничительных мер на уровне регионов резко возросла неопределенность условий ведения бизнеса. При этом адекватная стратегия поддержки – как бизнеса, так и населения – на федеральном уровне не озвучена, а на региональном уровне такая поддержка не может быть обеспечена в полной мере в силу бюджетных ограничений. Для снижения уровня неопределенности необходимо выработать единые подходы к преодолению кризисной ситуации и перейти к стимулирующей политике, которая не только обеспечит поддержку для наиболее пострадавших отраслей, но и создаст основу для экономического роста и повышения благосостояния граждан даже в условиях пандемии.

Текущая ситуация в экономике характеризуется крайней нестабильностью, которую усиливает растущая хаотизация экономической политики

Экономическая политика в стране в последние несколько недель становится все более хаотичной на фоне осложнения ситуации с пандемией коронавируса. Рост заболеваемости приводит к принятию различных ограничений, прежде всего на региональном уровне. И хотя жесткий прямой локдаун ввела пока лишь Республика Бурятия, введение ограничительных мер в отдельных регионах может иметь последствия общефедерального масштаба.

Например, ограничения в сфере общественного питания в Москве (при том, что на Москву, по данным 2020 г., приходится 18% оборота этого сектора в целом по стране) резко ухудшат положение большого количества компаний, а также их поставщиков и партнеров. Аналогичные последствия будут иметь ограничения на деятельность гостиничного сектора в Краснодарском крае, на который в прошлом году пришлось более 13% от всех отдыхающих на территории России. При этом ограничения все быстрее распространяются и на прочие отрасли и регионы. За последние дни появились также и случаи протеста бизнеса против введения ограничений, с последующим частичным смягчением принятых решений (в частности, это относится к работе общепита в Москве). Все это вносит серьезные изменения в деловую среду бизнеса, усиливает и без того высокую турбулентность в экономике и создает впечатление хаотизации экономических решений органов власти.

В условиях экономической турбулентности практически потерян стратегический подход к управлению российской экономикой

В настоящее время в стране нет стратегии, определяющей видение будущего и задающей единый вектор экономической политики разных структур и ведомств. Минэкономразвития сейчас дорабатывает Стратегию социально-экономического развития РФ до 2030 г., которая должна быть представлена в Правительство РФ до 1 июля этого года. Однако проект данного документа уже подвергался критике, прежде всего из-за формального характера и рисков невыполнимости.

Одобренный Правительством РФ в сентябре прошлого года «Общенациональный план действий, обеспечивающих восстановление занятости и доходов населения, рост экономики и долгосрочные структурные изменения в экономике» на сегодняшний день уже устарел и не выполняет свою ключевую цель, обозначенную в названии документа.

Так, к июню этого года по плану должна была быть стабилизирована санитарно-эпидемиологическая обстановка и обеспечен восстановительный рост экономики и доходов граждан. С июля 2021 г. должен был начаться уже устойчивый рост реальных доходов населения и активный рост экономики в целом. Однако санитарно-эпидемиологическая обстановка в настоящее время резко ухудшается, приводя ко все большим ограничениям. При этом отдельные сектора, прежде всего сфера услуг, еще далеки от восстановления до докризисного уровня. А реальные располагаемые доходы граждан в I квартале этого года оставались на 3,6% ниже уровня I квартала 2020 г. и на 9,5% ниже уровня I квартала 2013 г. При этом вряд ли стоит ожидать, что данные о реальных доходах за II квартал этого года продемонстрируют заметное улучшение.

Не менее важно и то, что меры поддержки, которые предполагал «Общенациональный план действий», в основном завершились еще в прошлом году. Более того, сам по себе план носил весьма размытый характер и включал в себя большое число текущих дел или мероприятий, которые были ранее предусмотрены нацпроектами или иными программными документами.

Нацпроекты, которые до пандемии должны были определить стратегическую линию развития страны по различным секторам, в настоящее время частично не исполняются, а поставленные цели не достигаются (примером этого являются темпы ввода жилья, повышения рождаемости, увеличения экспорта). При этом, с одной стороны, неисполнение части целей оправдывается сложной ситуацией в условиях пандемии. С другой стороны, сами проекты не становятся драйверами ускорения роста и выхода из кризиса.

Цели нацпроектов уже были скорректированы в июле прошлого года. И примечательно, что на фоне корректировки целей Счетная палата РФ с сентября прошлого года даже прекратила осуществлять мониторинг достижения национальных целей, который ранее открыто и наглядно публиковался на сайте ведомства. Таким образом, оценка вклада нацпроектов в достижение национальных целей становится непрозрачной, что ставит под вопрос и результаты самих проектов.

Текущая денежно-кредитная и фискальная политика на федеральном уровне только усугубляет риски хаотизации в экономической политике в целом

Новостной фон, исходящий в последнее время от руководства Банка России и Минфина, также усиливает неопределенность условий ведения бизнеса, причем далеко не только в сфере услуг (которая снова подвергается санитарно-эпидемиологическим ограничениям).

Денежно-кредитная политика Банка России сейчас имеет четкую тенденцию к ужесточению. Например, Э. Набиуллина после очередного повышения ключевой ставки до 5,5% заявила, что «с большой вероятностью» в июле ставка будет снова повышена. По ее словам, не исключен и переход к «умеренно жесткой» денежно-кредитной политике, что в риторике Банка России означает повышение ставки выше 6%. При этом еще в конце мая она заявила, что антикризисные меры, применявшиеся в условиях карантинных ограничений 2020 г. (отсрочки по кредитам для населения и отдельных категорий компаний, поддержка кредитования малого бизнеса и регуляторные послабления для банков, реструктуризующих кредиты), должны постепенно сворачиваться – при том, что охват этими мерами населения и бизнеса и так был невысоким.

Сдерживающий характер приняла и бюджетно-налоговая политика на федеральном уровне. Прежде всего это проявляется в том, что в федеральном бюджете активно накапливается профицит, который по итогам января-мая составил 312,1 млрд. руб. (или 3,3% его доходов) – при том, что уровень исполнения ряда статей расходов оставляет желать лучшего. Так, в январе-мае 2021 г. расходы федерального бюджета были в целом исполнены на 39,6% годовых назначений, хотя при равномерном расходовании средств за 5 месяцев должно быть профинансировано уже почти 42% расходов. При этом расходы по разделу «национальная экономика» исполняются еще хуже: в январе-мае было исполнено только 35,1% годового плана.

Нестабильность условий ведения бизнеса усугубляется также постоянными заявлениями о готовящемся повышении нагрузки по разным налогам или иным обязательным платежам. Так, за период с начала июня уже было объявлено о намерениях Минфина ввести новый акциз на безалкогольные напитки с определенным содержанием сахара, а также о возможном повышении налога на прибыль для компаний, «злоупотребляющих» выплатой дивидендов в зарубежные юрисдикции. Одно из заявлений о пересмотре нагрузки для компаний черной металлургии уже реализовано – принято решение о введении новых экспортных пошлин на металлы и металлопродукцию. При этом, хотя изначально речь шла о пошлинах на продукцию компаний черной металлургии, получающих «сверхдоходы», фактическое решение было расширено и на цветные металлы, и на продукцию из них. Аналогичные заявления о грядущем повышении налогов исходят и от Государственной Думы. В частности, в июне обсуждалось повышение ставки НДФЛ для более высоких доходов с 15% до 35%, а также повышение налога на имущество физических лиц для граждан с «большим количеством» объектов и «большой площадью» недвижимости. При этом целесообразность этих обсуждений и тем более решений о повышении налоговой нагрузки вызывает большие вопросы – ведь резервы бюджетной системы накапливаются, а перспективы восстановления экономики не ясны.

Регионы не смогут обеспечить поддержку экономики в условиях новых ограничений

Региональные власти, на усмотрение которых сейчас в значительной степени отнесено введение ограничительных мер в связи с санитарно-эпидемиологической ситуацией, по сути оказались между двух огней. С одной стороны, необходимо держать под контролем ситуацию с коронавирусом, с другой – сохранить работоспособность экономики и рабочие места. Несмотря на то, что конечные задачи в регионах во многом схожи, действия на уровне разных субъектов федерации уже сейчас отличаются разной степенью «жесткости» по отношению к населению и бизнесу, и, как правило, не сопровождаются никакой компенсацией для отраслей экономики, подпадающих под запреты или ограничения. Кроме того, решения ограничительного характера регионы вынуждены принимать в сжатые сроки, что не позволяет тщательно проанализировать их последствия, проработать компенсационные механизмы, или хотя бы провести консультации с участниками соответствующих рынков.

И хотя такая «регионализация» была выбрана в том числе и для того, чтобы дать возможность регионам учитывать свою специфику, на данный момент реализация таких решений вносит существенный вклад в хаотизацию экономической политики в целом. Основные проблемы такого подхода связаны со следующими обстоятельствами.

  • Региональные органы управления не имеют возможности оценить последствия принимаемых решений для других регионов – при том, что хозяйственные связи подвергающихся ограничениям бизнесов часто выходят за пределы своего региона.
  • Для компаний, работающих с контрагентами из разных субъектов федерации, такая ситуация создает повышенную неопределенность, вызывая при этом распространение нестабильности даже на те регионы, которые сами пока не перешли к ограничительным мерам.
  • Подавляющее большинство регионов в силу их традиционно жестких бюджетных ограничений не в состоянии оказать необходимую поддержку бизнесу и занятому в нем населению. Бюджеты субъектов РФ, многие из которых сейчас формально имеют профицит (в январе-апреле 2021 г. суммарный профицит составил 455,7 млрд. руб.), фактически сильно зависят от трансфертов из федерального бюджета и бюджетных кредитов. При этом собственные доходы бюджетов постоянно отстают от объема расходов. Например, в январе-апреле разрыв между собственными доходами консолидированных бюджетов субъектов РФ и осуществленными расходами составил 449,2 млрд. руб.
  • Кроме того, возможности регионов по оказанию поддержки бизнесу и населению с помощью введения вычетов, отсрочек выплат налогов и т.д., ограничены только теми платежами, которые поступают в региональные бюджеты. Однако значительная часть фискальной нагрузки на бизнес представляет собой выплаты в пользу федерального бюджета (НДС, значительная часть НДПИ и акцизов) и внебюджетных фондов (страховые взносы работодателей). Кроме того, на региональном уровне практически отсутствуют возможности по предоставлению каких-либо мер поддержки, нацеленных на повышение доступности финансирования – денежно-кредитная политика является централизованной, а возможности субсидирования процентных ставок на уровне регионов весьма ограничены.

Необходимые действия для недопущения хаотизации экономической политики

Продолжение текущих тенденций, когда федеральный уровень управления возвращается к сдерживающей экономической политике, а региональный – внезапно вводит новые условия работы для ряда секторов экономики, вызывает серьезные риски хаотизации экономической политики в целом. Для бизнеса и населения это будет иметь ряд серьезных последствий. Отсутствие адекватных компенсационных мер для бизнеса, подвергающегося ограничениям, может привести к нарушениям хозяйственных связей, банкротствам компаний, новому разрастанию безработицы, «уходу в тень» ряда сфер деятельности. В конечном счете это ограничит возможности послекризисного восстановления экономики и продлит период стагнации, а значит – усугубит отставание России от ведущих экономик.

В связи с этим важнейшей задачей в ближайшей перспективе должна стать актуализация стратегии выхода экономики из кризиса. Данная стратегия и соответствующие ей планы действий органы власти должны быть четко сфокусированными на ключевых задачах и способах их решения. Актуализировать необходимо и национальные проекты. Все это позволит сформировать более четкое видение того, какие именно действия необходимо предпринять на разных уровнях управления.

Снижение рисков хаотизации экономической политики накладывает еще одно серьезное требование к разрабатываемым стратегиям, планам и проектам: в них нужно не только определить направления совместной работы органов управления, но и обозначить те действия, от которых необходимо отказаться.

Прежде всего к таким действиям относится практика принятия внезапных для рынков изменений, принимаемых без взаимодействия с участниками этих рынков. В результате, такие изменения влекут избыточные потери для бизнеса, которых можно было бы избежать, не нанося ущерба санитарно-эпидемиологической ситуации и не разрушая доверие бизнеса к региональным органам госуправления. В сложившейся ситуации необходимо ввести практику оперативных консультаций в рамках заседаний «оперативных штабов» не только со специалистами в сфере эпидемиологии, но и с бизнес-сообществом.

Кроме того, необходимо отказаться от практики включения в стратегические планы тех действий, которые министерства и ведомства осуществляют в рамках своей обычной деятельности. Это создает видимость большого объема работы, которая может иметь весьма отдаленное отношение к решению насущных задач. Необходимо обеспечить наполнение планов только теми мерами и решениями, которые непосредственно направлены на обозначенные проблемы.

Наряду с этим, необходимо отказаться от риторики о якобы имеющем место восстановлении экономики, а также и от возврата к прежним методам проведения экономической политики – таким как накопление средств в бюджете, поддержание высоких ставок по кредитам для бизнеса и т.д.

Актуализированные стратегии, проекты, планы действий должны иметь особую направленность на оказание поддержки населению и бизнесу, сталкивающемуся сейчас с различного рода ограничениями. В отношении бизнеса это должно касаться не только тех организаций в сфере услуг, которых непосредственно затрагивают новые ограничительные меры, но и широкого круга других организаций, которые продолжают испытывать последствия снижения спроса, роста издержек производства, недоступности ресурсов для развития. В предоставлении поддержки должны быть задействованы не только правительства (федеральное и региональные), но и Банк России, а также институты развития.

При этом подход к реализации мер поддержки должен учитывать специфику и перспективы разных отраслей:

  • Отрасли экономики, которые еще долго будут испытывать ограничения в связи с пандемией, должны получить гарантии долгосрочной поддержки, что поможет им адаптироваться к новой среде и сохранить возможности развития в будущем, когда эта среда стабилизируется. Прежде всего это касается сферы услуг, включая туризм, транспортные услуги, сферу культуры и т.д. Для таких отраслей необходимо на несколько лет вперед закрепить специальный режим хозяйствования, обеспечивающий существенное снижение налоговой нагрузки, страховых взносов, льготные условия аренды государственного и муниципального имущества (прежде всего помещений). Необходимо также обеспечить таким организациям доступность финансирования на цели адаптации и диверсификации своей деятельности, что обеспечит им приемлемый уровень рентабельности и позволит сохранить рабочие места.
  • Отрасли, которые в меньшей степени подвергаются ограничениям, имеют потенциальные возможности для ускоренного развития, в том числе в условиях пандемии, должны получить доступ к ресурсам для развития, что позволит им стать драйверами экономического роста в стране. К таким отраслям, в частности, относится строительство, машиностроение, химическая промышленность, производство современных материалов, в том числе металлов. Для данных отраслей крайне важен доступ к долгосрочным заемным средствам, а также стабильность нагрузки по налогам и иным обязательным платежам – как минимум на период осуществления инвестиционных проектов и вывода их на окупаемость. Кроме того, для создания благоприятных условий для развития этих отраслей необходимы инфраструктурные вложения со стороны государства, направленные на развитие транспортно-логистической, энергетической системы, инфраструктуры населенных пунктов.
  • Отрасли, которые в условиях пандемии сделали рывок в своем развитии, должны получить максимальные стимулы для освоения новых ниш и обеспечения конкурентоспособности продукции и услуг на международном рынке. Это может касаться, например, таких секторов, как здравоохранение, фармацевтика и IT сектор. Предоставление новых мер поддержки в таких отраслях может привести к появлению новых компаний-лидеров на мировых рынках.

В целом, экономическая политика, планируемая на предстоящие несколько лет, должна носить ярко выраженный стимулирующий характер, обеспечивая поддержку для наиболее пострадавших отраслей и создавая основу для ускоренного экономического роста и повышения благосостояния граждан даже в условиях пандемии, которая, очевидно, приобретает многолетний характер.

 

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Акции GameStop взлетели на фоне появления сообщения от инициатора мем-лихорадки Акции GameStop взлетели на фоне появления сообщения от инициатора мем-лихорадки Акции GameStop подскочили более чем на 30% на премаркете в понедельник после того, как пользователь под псевдонимом «Roaring Kitty» (Рычащий котенок), вдохновивший безумие вокруг акций GameStop в 2021 году, впервые за три года сделал публикацию в социальной сети. Годовая чистая прибыль Emirates Group составила рекордные $5,1 млрд Годовая чистая прибыль Emirates Group составила рекордные $5,1 млрд В финансовом году, завершившемся 31 марта, холдинг Emirates Group, которому принадлежит авиакомпания Emirates Airline, продемонстрировал резкий рост чистой прибыли. Это стало возможным благодаря увеличению объема пассажирских перевозок. Показатель чистой прибыли достиг рекордных $5,1 млрд, что значительно превышает $3 млрд, зафиксированных годом ранее. Блеск и риски Microsoft 2024 Блеск и риски Microsoft 2024 В 2023 году корпорация Microsoft (MSFT) провела выдающийся год, продемонстрировав впечатляющий рост рыночной стоимости на 57 %. Этот скачок не только позволил Microsoft обойти Apple (AAPL) и стать самой дорогой компанией по рыночной стоимости, но и подчеркнул ее непреходящее господство в компьютерном секторе. На протяжении десятилетий операционная система Windows от Microsoft была основой технологии, на которой работают почти две трети компьютеров по всему миру.
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)