Вторник, 22.10.2024
×
Судьба банковских вкладов. Золото. БРИКС. Инфляция. Экономика за 1001 секунду

Мимо банков?

Более половины новых клиентов микрофинансовых организаций приходят к ним, не обращаясь первоначально в банки. Что это – рост доверия потребителя к микрофинансистам? Или ситуация с кредитными историями (или финансовой грамотностью) россиян столь плачевна, что дорога за займами в банки им оказалась закрыта?

В конце сентября Объединенное кредитное бюро (ОКБ) и сервис онлайн-кредитования «Е-заем» опубликовали данные совместного исследования «кредитного поведения» заемщиков, впервые обратившихся за займом в I полугодии 2017 года. Основная задача анализа состояла в том, чтобы определить, какая доля клиентов МФО пришла к ним из-за отказа в кредите, а какая – обратилась напрямую. Для этого в числе прочего были проанализированы кредитные истории заемщиков.

Выяснилось, что 51% клиентов МФО даже не думали обращаться за кредитом в банк, сразу направляясь к микрофинансистам. Впрочем, версия о росте доверия к МФО оказалась несостоятельной, поскольку аналогичная цифра была зафиксирована и в 2015 году, а в 2016-ом соответствующий показатель был даже выше – 52%.

Также почти не изменилась доля граждан, впервые решивших занять деньги под проценты, которые пришли в МФО после обращения в банк. И соответственно – получили там «от ворот поворот». В 2017 году показатель составил 44%, как и годом ранее. В 2015 году «банковских отказников» среди клиентов МФО было 45%.

«Такая ситуация сложилась из-за того, что в 2016 году кризисные явления в России ощущались еще достаточно сильно, а банки кредитовали не так активно. В результате клиенты стали чаще обращаться сразу в МФО, не пытаясь получить кредит. 2017 году ситуация улучшилась и получить кредит стало проще. Это повлияло на долю клиентов МФО, не бравших ранее кредитов – их стало меньше на два процентных пункта», – говорит Мамука Ризаев, финансовый директор сервиса онлайн-кредитования «Е заем».

Каждому свое

Как объясняют эксперты, у МФО на сегодняшний день сформировалась своя отдельная потребительская ниша. «У МФО сейчас есть своя целевая аудитория. Не секрет, что за последние пару лет банки серьезно сократили кредитование и ужесточили требования к заемщикам. Однако потребность населения в заемных средствах не исчезла. Это могут быть люди, которые даже не пытаются обратиться в банк из-за заведомого несоответствия требованиям: например, отсутствие подтвержденного дохода, официального трудоустройства или не очень хорошая кредитная история», – прокомментировал ситуацию порталу Finversia.ru Николай Мясников, заместитель генерального директора ОКБ. Кроме того, по его словам, развитие сегмента онлайн-кредитования привлекает в МФО категорию заемщиков, которые испытывают необходимость в небольшом объеме денежных средств и могут быстро получить их, не выходя из дома.

«Банки и МФО в части клиентов пересекаются всего на 25%. Напомним, что на протяжении нескольких лет данный показатель не меняется, поэтому с уверенностью можно говорить о том, что рынки комплиментарны и ни в коем образе не являются конкурентами», – подтвердил Андрей Бахвалов, главный исполнительный директор компании «Домашние деньги». Таким образом, клиенты банков и МФО – совершенно разная аудитория. Как показывает официальная статистика, микрофинансовые организации в силу особенности бизнеса работают с менее платежеспособным населением. «Средний ежемесячный доход нашего типичного клиента не превышает 30-40 тыс. рублей на семью. Согласно статистике, доля критически бедного городского населения в стране – около 13%, доля малообеспеченного – 66%. Получается, что 79% жителей страны – это потенциальные клиенты МФО, у них низкий подтвержденный доход. Поэтому они не могут получить кредит в банках, так как последние в 100% случаев откажут данной категории», – продолжает Андрей Бахвалов.

Кроме того, в период кризиса банки резко сократили количество региональных офисов – тем самым оставив существенную часть населения России без возможности оформить кредит. В свою очередь, микрофинансовые организации активно присутствуют в небольших населенных пунктах и даже в деревнях.

Кредитная «невинность» не ценится

По статистике «Домашних денег», 40% сегодня клиентов МФО имеют испорченную кредитную историю, 8% – просроченную задолженность до 30 дней (однако она уже не является технической). Еще 20% обращаются сразу в МФО в силу определенных причин (низкий доход, непостоянное место работы, отсутствие филиала банка в населенном пункте), даже несмотря на то, что значительная часть этих людей, а именно 18%, имеют положительную кредитную историю. «Интересно заметить, что 14% клиентов МФО не смогли получить кредит в банке по причине отсутствия кредитной истории, то есть они еще ни разу не оформляли кредит или займ», – отмечает Андрей Бахвалов. Тут нужно заметить, что по данным «Домашних денег» процент заемщиков, идущих прямо в МФО, минуя банк, оказался ниже, чем у ОКБ – 34%. Однако, как уточняет Андрей Бахвалов, это не меняет сути – доля тех, кто не думает об обращении в банки, в последние годы сохраняется на стабильно высоком уровне.

При этом МФО, по данным исследования ОКБ и «Е заем», стали значительно чаще кредитовать своих клиентов. За два последних года с 10% до 25% выросла доля одобрения среди тех, кто подался сразу в МФО – без захода в банк. С опять же 10% до 23% увеличился процент «банковских отказников», получивших микрофинансирование. Наибольший уровень одобрения оказался у клиентов, которые перед обращением МФО получили кредит. Если в 2015 году таких было там 16%, то в этом – уже 27%. «Эти данные показывают, что МФО увеличили долю одобрения всем рассматриваемым группам клиентов. Двум из них – более, чем вдвое за два года. Это означает, что МФО учатся все лучше оценивать предполагаемых заемщиков, выдавая им займы и при этом не увеличивая уровень дефолтности», – прокомментировал цифры Мамука Ризаев.

Среди заемщиков с открытыми кредитами сильнее всего выросли доли клиентов с одним и двумя кредитами. Первых сейчас 41% (против 35% в 2015 году), а вторых – 29% (против 24% в 2015 году). Снизилась сильнее всего доля клиентов с пятью и более кредитами – с 15% в 2015 году до 6% в 2017 году. «Снижение доли клиентов, имеющих более 5 кредитов, выглядит позитивно. Очевидно, что такое количество кредитов говорит о сложном положении заемщика, и дополнительная нагрузка скорее всего не пойдет ему на пользу», – продолжил Мамука Ризаев.

Анализ поведения заемщиков в течение 1 месяца перед обращением в МФО I пол. 2015, % I пол. 2016, % I пол. 2017, %
Не обращались в банки 51 52 51
из них получили заем в МФО 10 19 25
Получили отказ в банках 45 44 44
из них получили заем в МФО 10 16 23
Получили кредит в банках 4 4 5
из них получили заем в МФО 16 20 27

 

Наличие кредитов в банке на момент получения первого займа в МФО I пол. 2015, % I пол. 2016, % I пол. 2017, %
Без кредитов в кредитной истории 23 29 27
С кредитами в кредитной истории 77 71 73

 

Наличие открытых кредитов в банке на момент получения первого займа в МФО I пол. 2015, % I пол. 2016, % I пол. 2017, %
Нет открытых кредитов 11 15 14
Есть открытые кредиты 89 85 86

 

Количество открытых кредитов в банке на момент получения первого займа в МФО I пол. 2015, % I пол. 2016, % I пол. 2017, %
1 кредит 35 41 41
2 кредита 24 25 29
3 кредита 16 15 15
4 кредита 10 9 9
5+ кредитов 15 10 6

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Lockheed Martin повысила прогнозы на фоне глобального спроса на оружие Lockheed Martin повысила прогнозы на фоне глобального спроса на оружие Американская оборонная корпорация Lockheed Martin повысила свои прогнозы на 2024 год на фоне растущего спроса на военную технику. Военные конфликты на Ближнем Востоке и затянувшаяся СВО России на территории Украины стимулируют государства по всему миру увеличивать свои оборонные бюджеты, что благоприятно сказывается на таких производителях вооружений, как Lockheed Martin. RTX отчиталась выше ожиданий благодаря спросу на ремонт авиадвигателей и оборонные системы RTX отчиталась выше ожиданий благодаря спросу на ремонт авиадвигателей и оборонные системы Американская корпорация RTX, один из крупнейших мировых игроков в аэрокосмической и оборонной промышленности, во второй раз за этот год повысила свой прогноз на 2024 год. Это связано с высоким спросом на ремонт авиационных двигателей и оборонные системы, что помогло компании превзойти квартальные ожидания аналитиков с Уолл-Стрит. Представители ФРС выступают за дальнейшее снижение ставок, но расходятся во мнениях о темпах Представители ФРС выступают за дальнейшее снижение ставок, но расходятся во мнениях о темпах Четыре представителя руководства ФРС выразили свою поддержку курсу на дальнейшее снижение процентных ставок, но, по-видимому, разошлись во мнениях о том, насколько быстро или как далеко, по их мнению, должно зайти снижение.
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)