При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
Несмотря на беспрецедентное публичное давление со стороны президента США Дональда Трампа и внутренние разногласия, Федеральная резервная система (ФРС) по итогам своего июльского заседания приняла решение оставить ключевую процентную ставку без изменений. Это решение, ставшее пятым подряд, сигнализирует о стремлении американского центрального банка сохранить независимость в условиях политической бури и экономической неопределенности.
Федеральный комитет по операциям на открытом рынке (FOMC), определяющий курс денежно-кредитной политики, проголосовал 9 против 2 за сохранение целевого диапазона для ставки по федеральным фондам на уровне 4,25%-4,50%.
Особое внимание привлекло не само решение (оно широко ожидалось рынками), а позиция двух членов Совета управляющих ФРС. Вице-председатель по надзору Мишель Боуман и член Совета Кристофер Уоллер проголосовали за немедленное снижение ставки на четверть процентного пункта. Такие противоречия внутри высшего руководства ФРС стали событием исключительной редкости. В последний раз несколько членов Совета управляющих голосовали против решения по ставкам более 30 лет назад, в конце 1993 года. Оба – назначенцы президента Трампа, и их позиция напрямую перекликается с его требованиями о немедленном и агрессивном смягчении монетарной политики.
Кристофер Уоллер, чье имя упоминается как возможного преемника нынешнего главы ФРС Джерома Пауэлла, чей срок истекает в мае следующего года, и Мишель Боумен открыто поддержали аргументацию Белого дома о том, что текущая политика излишне жестка. Их голоса стали ярким символом того, как политическое давление проникает в стены института, традиционно гордящегося своей независимостью от администрации. Член совета Адриана Куглер отсутствовала на заседании и не голосовала.
В официальном заявлении, опубликованном после заседания, ФРС признала замедление экономического роста в первом полугодии, что контрастирует с более оптимистичной оценкой «устойчивого расширения», данной в июне. «Хотя колебания чистого экспорта продолжают влиять на данные, последние показатели свидетельствуют о том, что рост экономической активности в первом полугодии замедлился», – говорится в документе. Этот фактор потенциально мог бы стать аргументом в пользу будущего снижения ставок, если тенденция сохранится.
Однако настораживают ФРС другие аспекты. Уровень безработицы остается низким – на уровне 4,1%, а условия на рынке труда оцениваются как «прочные». При этом инфляция, по оценке ФРС, «остается несколько повышенной». Ключевой фразой заявления стала констатация того, что «неопределенность в отношении экономических перспектив остается высокой», причем риски существуют как для достижения целевого уровня инфляции в 2%, так и для максимизации занятости. Именно эта неопределенность удерживает большинство членов комитета от шагов по снижению ставок – центральный банк предпочитает выжидательную позицию, ожидая большей ясности.
Решение ФРС прозвучало на фоне непрекращающейся критики со стороны президента Дональда Трампа, который превратил главу ФРС в одну из своих излюбленных мишеней. Трамп публично требовал отставки Пауэлла (в прошлом – его собственного назначенца), обсуждал юридически сомнительную возможность его увольнения и регулярно обвиняет председателя в промедлении, дав ему уничижительное прозвище «Слишком Поздно» ("Too Late"). Президент настаивает на снижении ставки сразу на 3 процентных пункта, утверждая, что это снизит стоимость обслуживания стремительно растущего государственного долга и оживит «замерзший» рынок жилья.
Помимо критики денежно-кредитной политики, администрация Трампа обрушилась на ФРС и Пауэлла лично из-за перерасхода средств на масштабный ремонт зданий ФРС в Вашингтоне. Пауэлл парировал, что превышение бюджета связано с ростом затрат с начала проекта, а не с плохим управлением.
Примечательно, что в день заседания ФРС поступили данные, которые могли бы как поддержать аргументы Трампа, так и дать пищу для размышлений самой ФРС. Министерство торговли сообщило, что ВВП США во втором квартале вырос на 3% в годовом исчислении, что значительно превзошло ожидания. Хотя значительная часть этого роста объяснялась резким снижением импорта (после его всплеска в первом квартале перед введением тарифов Трампа), сам факт роста подчеркивает устойчивость экономики.
Более важным для ФРС стал отчёт по инфляции. По ключевому ценовому индексу расходов на личное потребление (PCE), который ФРС предпочитает как основной индикатор, инфляция во втором квартале составила всего 2,1% в годовом исчислении. Базовый индекс PCE (без учета волатильных продуктов питания и энергии) был чуть выше – 2,5%. Оба показателя резко снизились по сравнению с первым кварталом и приблизились к целевому уровню ФРС в 2%. «Мы в Белом доме на 100% уважаем их независимость, но мы также хотели бы уважать их анализ. Мы ожидаем, что ФРС скоро подстроится под данные. Это станет очень большой позитивной новостью», – заявил директор Национального экономического совета Кевин Хассет.
Несмотря на отсутствие действий в июле и осторожность заявления, рынки по-прежнему ожидают первого снижения ставки на сентябрьском заседании. Окончательное решение будет зависеть от потока экономических данных в ближайшие недели. Важным этапом станет ежегодный симпозиум ФРС в Джексон Хоул (Вайоминг) в конце августа, где председатель Пауэлл традиционно выступает с программной речью, способной задать тон будущей политике.
Председатель ФРС Джером Пауэлл на пресс-конференции заявил, что комитет пока не принял решения о снижении ставки на сентябрьском заседании: «Мы ещё не приняли никаких решений по сентябрю. Мы этого не делаем заранее. Будем учитывать поступающие данные и все прочие факторы при принятии решения», — отметил он.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- Fed leaves rates unchanged despite Trump's pressure, with two governors dissenting (Reuters)
- Fed holds interest rates steady: What that means for car loans, credit cards, mortgages and more (CNBC)
обсуждение