Вторник, 02.12.2025
×
Грядет год больших потрясений. Олег Вьюгин - Алексей Мамонтов

Творческий бизнес: секреты успеха и прибыли для креативных предпринимателей

Аа +
- -
Николай Ланцев,
руководитель практики «Государственных и социальных инициатив» «Рексофт Консалтинг»

Как определить креативный бизнес? Что является творческой составляющей, а что – бизнесовой? Как определить стоимость креативного продукта и существуют ли нормы прибыли для него?

Иногда мы можем удивиться, узнав, что креативный сектор включает в себя продукты с разной стоимостью и капитализацией. Например, задумывались ли вы о том, что стоимость бренда Disney в 2024 году составила $46 млрд., а Микки Маус – его самый ценный актив? Также любопытно узнать стоимость Чебурашки и долю доходов от выпуска товаров с персонажами мультсериала «Маша и Медведь», не связанных с мультипликацией.

Креативная экономика охватывает широкий спектр отраслей, включая производство креативных продуктов и товаров и услуг смежных индустрий, использующих соответствующие бренды, такие как мерч, сувениры, атрибутика и мероприятия. Креативная экономика также включает в себя карнавал в Рио-де-Жанейро, Венецианскую биеннале ежедневники и даже сувенирные товары, созданные в сотрудничестве с музеями. Однако механизмы создания и монетизации креативных брендов не всегда очевидны. Важно понимать, как формируются такие бизнесы, как они зарабатывают и какие источники дохода используют.

Согласно последним данным, креативная экономика составляет около 3,1% мирового ВВП и обеспечивает около 6,2% глобальной занятости. Доля креативной экономики в России оценивается от 2% до 4% ВВП страны. Несмотря на отсутствие консенсуса по этому вопросу, развитие и поддержка креативных отраслей в России имеют большое значение, особенно в условиях геополитической неопределенности. Креативные индустрии действительно играют ключевую роль в развитии экономики и общества, стимулируя экономический рост, создавая рабочие места и сохраняя культурную идентичность. Человеческий капитал играет важную роль в развитии креативной экономики, обеспечивая её инновационность, гибкость и устойчивость. Инновации, высокая производительность, адаптивность и предприимчивость создают основу для роста этого направления.

Шаг к прозрачности: как новый закон упорядочил креативные индустрии в России

В России регулирование креативной экономики и ответственность за входящие в неё индустрии все еще находятся на стадии формирования. До недавнего времени не было единого определения креативной экономики, и существует более 10 законов, связанных с этой сферой. Это создаёт определённые трудности для бизнеса, поскольку не всегда ясно, к какой категории себя отнести и к какому органу власти обратиться за поддержкой.

В последние годы ситуация начала меняться, и необходимость изменений в законодательстве стала очевидной. В 2021 году Правительство РФ приняло концепцию развития креативных индустрий, которая определяет креативные индустрии как сектор экономики, основанный на создании и использовании интеллектуальной собственности. Этот сектор включает рекламу и маркетинг, архитектуру, ремесла, дизайн, кинематографию, телевидение, радио, фотографию, разработку программного обеспечения и игр, издательское дело, а также музыку, театр и искусство. В августе 2024 года в России был принят закон «О развитии креативных (творческих) индустрий в Российской Федерации», которым будет регулироваться деятельность креативного сектора экономики. В первую очередь закон нацелен на создание условий для оказания системных мер поддержки креативного бизнеса.

Культурное наследие или коммерция: новые возможности для творческих индустрий

До недавнего времени считалось, что творческий и креативный продукт не может быть коммерчески успешным, и его цель заключается не в прибыли, а в продвижении культурных ценностей и наследия. Однако некоторые творческие и креативные индустрии, такие как народные художественные промыслы, ремёсла и музейное дело, успешно повышают доходность через кросс-индустриальные и кросс-проектные коллаборации и другие инструменты, применяемые на всех этапах создания продукта – от разработки идеи до маркетинга, продвижения и продаж. Также, активно развиваются продукты «на стыке» креативных индустрий – например, промышленного дизайна и роботостроения, ИТ в виде ИИ и строительства, арт-бизнеса и моды – имеют успех на рынке и обеспечивают своим создателям окупаемость.

В России уже есть успешные примеры коллабораций между творческими и креативными индустриями. Например, проект «Гжель и мода», в котором производители традиционной керамики сотрудничают с дизайнерами одежды, привлекает внимание как внутри страны, так и за ее пределами. Хорошим примером будет Исторический мультимедийный парк «Россия – Моя история» – это место, где посетители могут узнать об истории страны с использованием видеоинфографики, анимации и трехмерного моделирования.

Инфраструктурные проекты, такие как музейный квартал в Казани, способствуют росту доходов всех участников благодаря совместным мероприятиям, выставкам и маркетинговым кампаниям.

Есть масса зарубежных примеров – например, интерактивная выставка Van Gogh Alive использовала современные технологии для создания иммерсивного опыта и привлекла миллионы посетителей благодаря сотрудничеству музеев, технологических компаний и маркетинговых агентств. Компания LEGO также успешно сотрудничает с музеями, создавая специальные наборы, связанные с известными произведениями искусства и историческими артефактами, что способствует привлечению посетителей в музеи и увеличению кросс-продаж.

Рекомендации по ведению бизнеса в креативной или творческой индустрии в целом не отличаются от рекомендаций для других отраслей. Однако необходимо учитывать регуляторное поле и особенности работы участников индустрии, таких как музеи или народные художественные промыслы.

Ключевые факторы успеха творческого проекта:

  • Четкое видение идеи и стратегия;
  • Инновационность и постоянный поиск новых решений;
  • Корректное определение целевой аудитории и клиентоориентированность;
  • Бизнес-планирование и эффективное управление финансами;
  • Маркетинговая стратегия и инструменты продвижения;
  • Создание и сохранение сильной команды, разделяющей единое видение.

Бизнес-среда в России за последние два года показала свою гибкость и адаптивность. Способность быстро реагировать на изменения рынка и корректировать стратегию помогает предпринимателям не только выживать, но и достигать коммерческого успеха.

Важно помнить, что не все организации в креативной экономике должны стремиться к максимизации прибыли. Нужно находить баланс между прибылью и сохранением культурного наследия, традиций и других значимых элементов. Сохранение культурного наследия требует затрат, независимо от того, идет ли речь о музее или некоммерческой организации.

Новая эра креативной экономики

Средний рост выручки по всей экономике России составляет 15,6% (2022 к 2021), в то время как аналогичный показатель по креативному сектору – 28,6%. В креативном секторе сегодня занято 4,6 млн. россиян, что на 500 тыс. человек больше, чем в 2018 году.

В прошлом существовало множество разрозненных исследований, и в креативной экономике отсутствовали общая терминология и понятийный аппарат. Работа по систематизации подходов и определений началась благодаря Агентству стратегических инициатив, а конкретно Центру развития креативной экономики (ЦРЭК).

Исследование экономических показателей креативных индустрий проводится ЦРЭК в рамках исполнения поручений президента России. Результаты этого исследования станут основой для разработки 12 дорожных карт развития креативных индустрий до 2030 года.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все эксперты »
- -
555
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Вынужденная продажа Nvidia стала платой SoftBank за амбиции в сфере ИИ Вынужденная продажа Nvidia стала платой SoftBank за амбиции в сфере ИИ Масаёси Сон признался, что решение SoftBank продать свою долю в Nvidia далось ему крайне тяжело. Выступая на форуме FII Priority Asia в Токио, он заявил, что «плакал», когда компании пришлось расстаться с акциями самого успешного и дорогого в мире чипмейкера, принесшими ей значительную прибыль. SoftBank, как выяснилось в ноябре, полностью продал пакет Nvidia примерно за $5,8 млрд. Азиатские фондовые рынки завершили торги разнонаправленно Азиатские фондовые рынки завершили торги разнонаправленно Фондовые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона завершили торги вторника разнонаправленно. Инвесторы действовали осторожно, так как на рынке не появилось новых драйверов роста. Участники торгов ждали важных экономических сигналов, включая предстоящие политические заседания в Китае и обновлённые данные по деловой активности. Дополнительное влияние оказали ожидания комментариев от мировых центробанков по денежно-кредитной политике. Ралли ИИ подпитывается FOMO, но аналитики призывают сохранять позиции Ралли ИИ подпитывается FOMO, но аналитики призывают сохранять позиции Ралли на рынке акций компаний, связанных с искусственным интеллектом, всё чаще объясняют эффектом FOMO — страхом упустить возможность или синдромом упущенной выгоды. Однако ведущие стратеги считают, что сейчас не время паниковать или сокращать позиции, даже если оценки выглядят чрезмерно. Такой вывод следует из обзора финансовой стабильности, опубликованного Европейским центральным банком (ЕЦБ) и вызвавшего новый виток дискуссий о природе текущего роста рынка.
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)