Четверг, 18.12.2025
×
Россия, биржа: итоги 2025 / Биржевая среда с Яном Артом

Мошенники в цифре

Ростислав Кокорев,
заведующий лабораторией финансовой грамотности экономического факультета МГУ имени М.В.Ломоносова

Цифровая экономика как источник новых возможностей и рисков для потребителей финансовых услуг.

Новые финансовые технологии, в том числе цифровые, вместе с возможностями для потребителей несут с собой и новые способы злоупотребления и мошенничества. Технологии, облегчающие доступ человека к разнообразным (далеко не всегда простым и интуитивно понятным) финансовым инструментам, убирающие или скрывающие финансового посредника между индивидом и финансовым рынком, заставляют по-новому взглянуть на понятие «финансовой грамотности» и набора финансовых продуктов, которое оно охватывает.

Наступающая цифровизация экономики, в том числе и финансовой сферы, - неотвратимый и необратимый процесс, она уже окружает нас. Но станут ли люди от этого счастливее? Вряд ли. Конечно, цифровизация несет много нового: она способствует появлению новых финансовых активов, новых видов услуг, новых каналов дистрибуции, новых инструментов для формирования условий договора (например, «больших данных»). Однако в неразрывной связке с ними будут появляться и новые виды мошенничества, потому что человеческая природа при появлении цифровой экономики принципиально не меняется: какая-то часть людей, как и раньше, будет пытаться нажиться на неграмотности и невнимательности других людей. А усложнение финансовых продуктов и технологий будет только облегчать жуликам обман невнимательного или неграмотного контрагента.

Цифровизация финансового сектора выдвигает новые требования к потребителю, включая понимание принципов «финансовой гигиены», основ кибербезопасности и принципов работы с персональными данными. Вместе с тем скорость и масштабность цифровизации обгоняют осознание того, какого типа риски возникают для различных групп потребителей финансовых услуг (рыночные, регуляторные, поведенческие, технологические), каковы их источники, какова реакция на них финансового сектора и самих потребителей.

Приведу несколько примеров, показывающих, что цифровая экономика действительно окружает нас и проникает в нашу повседневную жизнь гораздо сильнее, чем это кажется на первый взгляд.

Возьмем дистанционное заключение договора – это благо или нет? Вроде бы благо: не надо тратить время на то, чтобы стоять в очередях, подписывать бумажки, не требуется физическая досягаемость контрагента. Но это только с одной стороны. А с другой стороны – люди не понимают, какой договор они заключают, с кем и в какой момент, и где оригинал для спорного случая, и как подтверждать исполнение договора, если вся документация существует в электронном виде.

Бонусные баллы в программах лояльности, например, мили авиакомпаний – очень популярная тема. Но что такое эта «миля» с правовой точки зрения? Кому она принадлежит? А если мили «украли», взломав аккаунт пользователя на сайте авиакомпании (такое, увы, бывает), - как доказать, что их действительно украли, а не сам владелец аккаунта их использовал? Можно ли в этом случае обратиться с заявлением в правоохранительные органы? Или подать в суд с требованием к авиакомпании восстановить украденные мили? Ответы на эти вопросы пока не очевидны.

Еще один пример, знакомый очень многим: такси с динамическими тарифами (цена поездки может меняться в зависимости от текущего спроса, от времени суток и т.п.). А имеет ли право провайдер устанавливать разные цены на проезд в одно и то же время по одному и тому же маршруту для разных потребителей в зависимости от их платежеспособности? А если, например, вы считаете, что провайдер «неправильно» вас оценивает, то как доказать, что он неправ и дискриминирует вас?

Думаю, понятно, что вопросов пока гораздо больше, чем ответов. Наверное, чтобы бороться с явным мошенничеством, придется усиливать государственное регулирование. Но будет ли этого достаточно? Решением, кажется, могла бы стать более активная позиция ключевых участников рынков, финансовых площадок, и особенно международных финансовых центров (учитывая «проницаемость» традиционных границ для цифровых финансовых продуктов), которые могли бы выполнять роль интеграторов финансовых услуг и модераторов для бизнеса и потребителей.

МФЦ могли бы вырабатывать и внедрять регуляторные практики для сферы «финтеха», находящейся в настоящее время во многом за пределами нынешнего периметра регулирования (нередко звучащий тезис в этой связи со стороны «традиционных» регуляторов: «Как регулировать то, чего еще нет?»). Они могли бы использовать репутационные механизмы, включая распространение информации о лучших практиках среди участников финансового рынка; взаимодействие с саморегулируемыми организациями финансового рынка для продвижения лучших практик; поддержка добросовестных игроков и практик, например, присвоение своего рода «знака качества» организациям, технологиям или деловым практикам, соблюдающим / защищающим права потребителей финансовых услуг.

Регуляторные полномочия (если МФЦ ими наделен) могут использоваться как для прямых запретов на недобросовестное поведение участников финансового рынка и «токсичные» продукты, с наложением санкций на нарушителей, так и для «подталкивания» («наджинга») к добросовестному поведению. МФЦ могут использовать свои возможности для создания и поддержания (самостоятельно или совместно с участниками финансового рынка) безопасной инфраструктуры финансовых транзакций и информационной инфраструктуры, защищенной от хакерских атак. Наконец МФЦ могли бы вести просветительскую и образовательную деятельность в отношении потребителей финансовых услуг, как самостоятельно, так и в партнерстве с другими игроками (государственные органы, вузы, средства массовой информации).

Итак, необходимо скоординированное взаимодействие основных игроков, чтобы смягчить негативные внешние эффекты «цифровой экономики» и улучшить защищенность потребителей финансовых услуг, у которых, конечно же, появляются и будут появляться новые возможности. И, как представляется, у современных и динамичных международных финансовых центров есть неплохие шансы на то, чтобы играть в этих процессах ключевую роль.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все эксперты »
+3 -1
2101
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Банк Англии снизил ставку к Рождеству Банк Англии снизил ставку к Рождеству Банк Англии принял решение снизить ключевую процентную ставку, завершив 2025 год шагом, который многие потребители восприняли как долгожданное облегчение. В четверг Комитет по денежно-кредитной политике (MPC), состоящий из девяти человек, с минимальным перевесом голосов — 5 против 4 — проголосовал за снижение базовой ставки на 25 базисных пунктов, до уровня 3,75%. Это уже четвёртое снижение ставки в текущем году и последнее решение британского регулятора перед рождественскими праздниками. Standard Chartered сохраняет оптимизм в отношении китайских акций Standard Chartered сохраняет оптимизм в отношении китайских акций Британский банк Standard Chartered подтвердил позитивный взгляд на китайский фондовый рынок, заявив, что акции компаний из КНР выглядят всё более привлекательными после периода консолидации. По мнению аналитиков банка, текущие оценки стали заметно ниже, а рост корпоративных прибылей, который оказался слабым в 2025 году, имеет все шансы восстановиться в 2026-м. В качестве ключевых факторов называются смягчение денежно-кредитной политики, относительно устойчивый глобальный экономический рост и продолжающийся поток инвестиций, связанных с развитием искусственного интеллекта. Micron превращает кризис предложения в источник сверхприбыли Micron превращает кризис предложения в источник сверхприбыли Американская компания Micron Technology уверенно подтверждает статус одного из ключевых бенефициаров глобального бума искусственного интеллекта. Отчёт за первый квартал 2026 финансового года превзошел ожидания аналитиков как по выручке, так и по прибыли, а прогноз на текущий квартал оказался настолько сильным, что акции компании подскочили более чем на 7% в ходе расширенных торгов и продолжили рост на премаркете.
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)