Понедельник, 15.12.2025
×
Финансы, новый год и восстание

Как кризис сблизил страховщиков и их клиентов или – почему люди начали больше доверять страховщикам?

Аа +
- -
Денис Макаров,
член правления компании «Росгосстрах», руководитель блока «Продукты»

Недавние исследования NPS выявили довольно неожиданный факт: в кризисном 2022 году резко выросло доверие клиентов как к банкам, так и к страховым компаниям. Причины и последствия этого роста не менее неожиданны, чем и сам рост.

Недавно почти одновременно вышли исследования НАФИ и Всероссийского союза страховщиков (ВСС), посвященные изучению динамики клиентского опыта, соответственно, банков и страховых компаний. Оказалось, что позитивные тенденции прослеживаются на обоих рынках. У банков значение индекса NPS выросло более чем вдвое – с 27 до 56 пунктов, а доля клиентов, готовых рекомендовать свой банк родственникам и знакомым, выросла за год с 54% до 70%. Исследование же ВСС показало, что почти 2/3 клиентов по ОСАГО и 3/4 по каско готовы порекомендовать свою страховую компанию.

Как отмечает в своем исследовании НАФИ, причина такого роста доверия к банкам – их стабильная работа в кризис, позволившая клиентам в период психологически тяжелой для них ситуации турбулентности сохранить деньги, насколько только это было возможно. Может быть, это звучит немного парадоксально, но примерно так же кризис сказался и на отношении людей к страховым компаниям: в ситуации неуверенности даже сама по себе надежная и стабильная работа страховщиков добавила им привлекательности в глазах клиентов.

Исследование ВСС показало, что лояльность клиентов в автостраховании базируется на неценовых факторах, а наиболее критичными для них являются скорость обслуживания и простота и понятность процессов в ходе урегулирования.

В 2022 году страховщики в целом смогли обеспечить бесперебойную работу своих сервисов, несмотря на участившиеся массированные DDOS атаки. В период кризиса это было то, за что клиенты были благодарны гораздо больше, чем были бы в более спокойный, некризисный год.

Кроме того, в 2022 году страховые компании предприняли и ряд других усилий. В частности, им удалось существенно снизить уровень мисселинга в страховании жизни. Конечно, утверждение, что продукт должен обладать потребительской ценностью, звучит банально, но, к сожалению, в страховании это не всегда бывает так. Об отсутствии этой ценности в ряде продуктов Банк России заявлял несколько раз. Его претензии касались, например, страхования смартфонов, страхования карт и тому подобных маркетингово привлекательных продуктов, реальное наполнение которых не соответствовало ожиданиям клиентов – о чем клиенты узнавали только когда получали отказ в страховой выплате. В последнее время и с этой проблемой во многом удалось справиться: сейчас перечисленные в договорах страхования риски гораздо более реальны, что почти лишило клиентов повода разочароваться в страховой услуге и страховщике.

Еще один парадокс: несмотря на зафиксированный Банком России в его стандартном отчете о жалобах весьма заметный – сразу на треть – рост количества жалоб на страховые компании, в целом этот отчет звучит скорее позитивно. Рост жалоб вызван потоком неинформативных шаблонных запросов от платных сайтов-посредников, которые де-факто брали деньги за обещание понизить клиенту КБМ по ОСАГО.

Конечно, ряд проблем остается. Например, из-за кризиса на рынке автозапчастей сохраняются проблемы с ремонтом автомобилей по каско и ОСАГО. Банк России отмечает, что весной количество жалоб на проблемы с ремонтом по ОСАГО выросло сразу на треть. Однако с лета количество жалоб вернулось на уровень 2021 года, а в целом на проблемы с урегулированием убытков по ОСАГО автомобилисты в кризисном 2022 году жаловались даже немного (на 2%) реже, чем в 2021 году.

Несмотря на продолжающийся экономический кризис, общая тенденция улучшения отношения клиентов к страховым компаниям простимулирует развитие страхового рынка. Отчасти и сам кризис снова поможет: в тяжелые времена людям хочется сохранить достигнутый до кризиса уровень жизни и скорее сберечь имущество, нежели его преумножить. Возросший же уровень качества страховых услуг и повысившееся доверие клиентов конвертируют естественное стремление людей сохранить нажитое в растущие страховые сборы.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Рынок меди готовится к новым рекордам Рынок меди готовится к новым рекордам Цены на медь в 2025 году демонстрируют впечатляющий рост, неоднократно обновляя исторические максимумы, и, по мнению аналитиков, это ралли ещё далеко от завершения. Комбинация перебоев в поставках, структурного дефицита предложения и растущих опасений вокруг возможных торговых пошлин со стороны США привела к тому, что рынок оказался в состоянии острой напряжённости. Всё больше экспертов сходятся во мнении, что уже в 2026 году стоимость меди может выйти на по-настоящему экстремальные уровни. Фондовые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона завершили торги снижением Фондовые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона завершили торги снижением Фондовые рынки Азиатско-Тихоокеанского региона завершили торги в основном снижением. Слабые данные по экономике Китая, снижение акций технологических компаний и сомнения в перспективах сектора искусственного интеллекта ухудшили настроения инвесторов. Давний инвестор Tesla сомневается в будущем компании Давний инвестор Tesla сомневается в будущем компании Росс Гербер, который поддерживал компанию Tesla на ранних этапах её развития, сегодня открыто выражает серьёзные опасения по поводу будущего автопроизводителя Илона Маска. По его мнению, 2026 год станет своего рода моментом истины, когда Tesla либо докажет жизнеспособность своих амбициозных проектов, либо столкнётся с жёсткой реакцией рынка и разочарованием инвесторов.
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Новости »

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)