Воскресенье, 02.06.2024
×
Курс рубля. Дыра в бюджете. Гробы растут в цене. Экономика за 1001 секунду

Индивидуальный тариф на ОСАГО: кто выиграет?

Аа +
+3 -0
Антон Редько,
основатель MUST Insurance, онлайн платформы страхования грузовиков и грузоперевозок

С 5 сентября 2020 года тарифы на ОСАГО изменятся. Банк России установил тарифный коридор, в рамках которого стоимость будет рассчитываться индивидуально. Изменения станут серьезным этапом проекта либерализации, направленного на трансформацию рынка ОСАГО.

Не все гладко

Инициатива еще не вступила в действие, но уже успела разделить рынок страхования. Без накладок не обошлось, впрочем, как и в любом большом начинании. В начале прошлой недели в СМИ появилась информация о том, что с 24 августа вводятся персональные тарифы. Однако новое указание ЦБ о страховых тарифах было опубликовано несколькими днями позже. В результате часть страховщиков раньше других начала работать по новым стандартам.

Любая неопределенность – всегда перегрузка для системы. Страховым компаниям и без того сложно адаптироваться к быстро меняющейся среде, распределять нагрузку, строить прогнозы. Не лучшим образом эта ситуация сказывается и на качестве страховых продуктов.

Что происходит сейчас

Сейчас страховые компании заняты пересчетом тарифов. Основные положения закона касаются расчета стоимости полиса с учетом индивидуальных характеристик водителя. Теперь будут учитываться серьезные нарушения, такие как выезд на встречную полосу, проезд на красный свет и превышение скорости, лишение прав за вождение в пьяном виде, причинение ущерба здоровью участников ДТП, оставление места ДТП. Водители, допустившие подобные нарушения, будут вынуждены заплатить за полис страхования больше. При этом применение повышающего коэффициента допустимо только в случаях, когда водитель допустил повторное нарушение, зафиксированное инспекторами ГИБДД.

Одним из ключевых новшеств закона является предоставление страховщикам возможности самостоятельно рассчитывать размер базового тарифа (ТБ), который является основой для калькуляции стоимости полиса. Страховщики будут сами определять перечень критериев, с учетом картонах будет производиться такой расчёт. Такими факторами могут быть: марка, модель, возраст, пробег и даже цвет автомобиля, семейное положение страхователя, установка телематического оборудования и многое другое.

Определять конкретную базовый тариф в пределах тарифного коридора, установленного Центральным Банком, в каждом конкретном случае будет страховая компания.

Условия перехода к индивидуальному тарифу

Перейти на действительно индивидуальную тарификацию по ОСАГО компании смогут при условии применения технологий Big Data и ML. Только тогда страховщики смогут учесть миллионы строчек данных о своих клиентах. Клиентам больше не придется переплачивать за нерадивых участников дорожного движения, а страховые компании смогут устанавливать более справедливые тарифы.

Нужно понимать, что индивидуализация тарифа – это, прежде всего, обработка большого количества самых разных параметров. Имеет значение все – данные владельца транспортного средства и самого автомобиля – цвет, модели внутри одной марки, регион эксплуатации, мощность двигателя. И даже такой перечень далеко не предел. Приведу пример. Мы работаем с одним из самых токсичных сегментов рынка ОСАГО – страховании грузовиков. Формируем безубыточный портфель для страховых компаний – партнеров. Так, вот наша тарифная модель для ОСАГО «С» включает 35 параметров, а обновленная версия, которую мы скоро выведем на рынок – почти в два раза больше.

Только на основе предиктивной аналитики и технологии машинного обучения реально можно улучшить расчет тарификации и снизить убыточность по ОСАГО.

Что дальше

Несмотря на то, что теперь страховщики будут эффективнее управлять рисками, тарифы на страхование начнут расти. Многие из них слишком долго работали с нулевой или отрицательной убыточностью по ОСАГО. Для сравнения – стоимость страхования грузовика в среднем по рынку составляет около 5000 рублей, что на 15-20% ниже чем для легковых авто. В то же время средняя выплата по грузовику почти на 70% выше, а средняя убыточность страхового портфеля по ОСАГО для грузовиков в России превышает 160%. На каждые собранные 100 рублей премии страховщик выплачивает 160 рублей по страховым случаям с участием грузовиков. Дефицит тарифа очевиден. На фоне роста инфляции, курса доллара, стоимости запчастей и ремонта, убыточность этого вида страхования не может не пойти вверх.

По мере накопления статистики, ситуация в сегменте ОСАГО будет меняться. Это большой и важный шаг в сторону развития прозрачного рынка со справедливой тарификацией для каждого страхователя. Применение индивидуализированного подхода повысит конкуренцию между страховщиками.

Сейчас мы будем наблюдать как крупные компании и те, кто своевременно реализовали прогрессивный подход в тарификации на основании большого количества параметров, обработки больших массивов данных, будут забирать потенциально прибыльных клиентов на обслуживание. Другие компании встанут перед серьезной дилеммой – рисковать, формируя портфель, который может стать убыточным или менять стратегию работы.

Индустрия владеет огромным объемом больших данных, которые при правильной обработке открывают новые возможности для бизнеса. Конкуренция подтолкнет компании еще активнее использовать внутренние и внешние данные для оптимизации скоринга, изучения потребительского опыта, продажи страховок. Страхование станет новой точкой для преломления усилий разработчиков, иншуртех и финтех стартапов.

Рынок сделает важный шаг в сторону определения справедливой цены на полисы на основе больших данных без участия регулятора.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все эксперты »
+3 -0
2011
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)