Среда, 16.10.2019
×
Новости экономики Финансовый прогноз (прогноз на сегодня) 16.10.2019

Драгоценности по закону

+7 -0
Аа +
Владислав Докучаев,

методический руководитель образовательного проекта «Арт-банкинг»

Законодательные основы оборота драгоценных камней на территории Российской Федерации.

Портал Finversia.ru продолжает публикацию цикла статей Владислава Докучаева, методического руководителя образовательного проекта «Арт-банкинг», Института краткосрочных программ при Финансовом университете при Правительстве РФ и Антона Сорокин, главного эксперта проекта «Арт-банкинг», посвященного тонкостям инвестирования в драгоценные камни и изделия из них. С первой частью материала можно ознакомиться по ссылке.

Предыдущая статья «В поисках новых объектов инвестирования в условиях нестабильности: драгоценные камни как защитный актив» вызвала большой интерес у читателей, поэтому хотелось бы продолжить рассмотрение драгоценных камней как возможных объектов для инвестирования средств.

В первую очередь необходимо остановиться на законодательных основах, описывающих сами объекты инвестирования и устанавливающие порядок их обращения на территории Российской Федерации. Базовым документом в данной области является Федеральный закон от 26.03.1998 №41-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «О драгоценных металлах и драгоценных камнях».

Данный закон устанавливает, что к драгоценным металлам относятся золото, серебро, платина и металлы платиновой группы (палладий, иридий, родий, рутений и осмий), а к драгоценным камням - природные алмазы, изумруды, рубины, сапфиры и александриты, а также природный жемчуг в сыром (естественном) и обработанном виде. Также к драгоценным камням приравниваются уникальные янтарные образования. Отдельно закон устанавливает, что не являются драгоценными камнями материалы искусственного происхождения, обладающие характеристиками (свойствами) драгоценных камней.

Обратим внимание, что список драгоценных камней является достаточно коротким, он закрытый и закон особенно подчеркивает, что любые искусственные образования назваться драгоценными камнями не могут. Обычно драгоценные камни, упомянутые в законе, называют драгоценными камнями первой группы, остальные же – цветными драгоценными камнями. Также стоит заметить, что в законе нет понятия бриллиант, так как в русской традиции бриллиант – это название ограненного алмаза, поэтому законодательство оперирует более общим понятием.

Следующим важным понятием, которое определяет закон – это право собственности на драгоценные металлы и драгоценные камни. Отметим, что общий подход к определению права собственности на драгоценные камни основывается на Конституции России, Гражданском кодексе Российской Федерации и законах о недрах. Добытые из недр драгоценные металлы и драгоценные камни, а равно иная продукция и доходы, правомерно полученные при добыче драгоценных металлов и драгоценных камней, являются собственностью субъектов добычи драгоценных металлов и драгоценных камней, если иное не установлено лицензиями на их добычу. Особо подчеркнуто, что собственником незаконно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней является Российская Федерация. Собственниками законно добытых драгоценных металлов и драгоценных камней, а также произведенных из них изделий и продукции могут быть юридические и физические лица, осуществляющие их оборот с учетом требований закона.

В рамках рассмотрения драгоценных камней, как объектов инвестирования, мы не будем останавливаться на нюансах добычи, сортировки, оценки и огранки драгоценных камней – эта темы слишком обширна для одной статьи. Рассмотрим только особенности производства и обращения готовых ювелирных изделий.

В Российской Федерации ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов отечественного производства и ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов, ввезенные в Российскую Федерацию для продажи подлежат опробованию и клеймению государственным пробирным клеймом. Не осуществляется клеймение изделий, имеющих историческое или археологическое значение, слитков аффинированных драгоценных металлов отечественного и иностранного производства, самородков драгоценных металлов, сусального золота, сусального серебра, приборов, лабораторной посуды и иных изделий, изготавливаемых из драгоценных металлов и предназначенных для научных, производственных и медицинских целей. Подчеркнем, что ювелирные и другие изделия из драгоценных металлов отечественного производства должны иметь именники (символ производителя), которые подлежат регистрации.

Отметим, что законодательство Российской Федерации не предусматривает обязательной сертификации драгоценных камней. Этот нюанс будет важен, когда мы перейдем к рассмотрению вопросов подлинности драгоценных камней, а также их стоимостной оценки.

Еще одним важным элементом системы обращения драгоценных камней в нашей стране является пробирный надзор. Под федеральным государственным пробирным надзором понимается деятельность уполномоченного федерального органа исполнительной власти и подведомственных ему государственных учреждений, направленная на предупреждение, выявление и пресечение нарушений юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, осуществляющими производство, использование, обращение драгоценных металлов в любом состоянии и виде, сортировку, первичную классификацию и первичную оценку драгоценных камней, их использование и обращение. Уполномоченным федеральным органом является Министерство Финансов Российской Федерации.

Важным элементом законодательства Российской Федерации в сфере драгоценным металлов и драгоценных камней является наличие в Уголовном кодексе России статьи 191. «Незаконный оборот драгоценных металлов, природных драгоценных камней или жемчуг». В соответствии с ней уголовному наказанию подлежит совершение сделки, связанной с драгоценными металлами, природными драгоценными камнями либо с жемчугом, в нарушение правил, установленных законодательством Российской Федерации, а равно незаконные хранение, перевозка или пересылка драгоценных металлов, природных драгоценных камней либо жемчуга в любом виде, состоянии, за исключением ювелирных и бытовых изделий и лома таких изделий, совершенные в размере более двух с половиной миллионов рублей. Особенно обратим внимание на исключение, прописанное в данной статье УК – оборот ювелирных изделий не попадает под уголовное регулирование ни в каком виде.

Таким образом, рассмотрев основные положения законодательства нашей страны, можно констатировать, что драгоценные камни, как объект инвестирования, достаточно подробно описан, порядок их обращения регламентирован, а права собственности основываются на общем гражданском законодательстве.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все эксперты »
+7 -0
1006

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
[_$Blocks_DefaultController:render(17)]

Новости »

[_$Blocks_DefaultController:render(32)]