Пятница, 29.03.2024
×
Доллару конец. С НДФЛ не все просто. Долги россиян растут. Экономика за 1001 секунду

Без права на ошибку: МФО ждет масштабная перестройка бизнес-моделей

Аа +
+4 -0
Олег Гришин,
генеральный директор МФО «МигКредит»

Микрофинансовый рынок в 2020 году ожидает серьезная перестройка. Это объясняется тем, что в текущем году мы в полной мере увидим эффект от тех регуляторных решений, которые были приняты в 2019 году. Прежде всего, это снижение дневной процентной ставки и введение ПДН.

Эти изменения стали драйвером для ряда вызовов, с которыми сейчас столкнутся МФО. В числе основных – снижение валовой маржи, нагрузка на капитал за счет ПДН, уменьшение количества клиентов из-за снижения у компаний аппетита к риску. Поэтому микрофинансистов ждет перестройка под лозунгом «Поиск новых бизнес-моделей».

Тюнингом не обойтись

Это будет не просто тюнинг существующей продуктовой линейки, а именно качественная перестройка в большом количестве компаний, которые специализировались на «займах до зарплаты».

Сейчас некоторые компании, как мне кажется, еще испытывают иллюзии, что смогут перейти на новые продукты и скоринговые системы, но это не такой быстрый процесс. Не говоря уже о проблеме фондирования.

В целом статистика по рынку такова: на начало ноября прошлого года в реестре ЦБ было зарегистрировано 1843 МФО, что на 8% меньше по сравнению с началом года. В течение 2020 года, по экспертным оценкам, рынок может потерять до трети компаний из-за ужесточения регулирования. Могу добавить, что по данным СРО МиР, около 60% компаний, добровольно покинувших реестр ЦБ в первом полугодии 2019 года, уходили из-за невозможности перестроить свою бизнес-модель под новые требования законодательства. Причем это произошло еще до вступления в силу главных регуляторных решений по дневной ставке и ПДН.

Это первый глобальный тренд.

Перестройка бизнеса без гарантий успеха

Для средних и крупных компаний, которые находятся в сегменте регуляторного давления, как правило, это МФО с большой долей PDL-клиентов, есть возможность выбора.

- Оптимизация бизнес-процессов, сокращение точек присутствия, урезание других костов, но поддержание бизнеса как такового, пусть и с меньшей рентабельностью.

- Инвестирование денег в новые бизнес-модели, что, однако, не гарантирует успешности ее реализации.

Для небольших компаний, особенно региональных, вопрос выживания в 2020 году встанет очень жестко. И смена бизнес-модели совершенно не гарантирует позитивного результата. Потому что качественная смена бизнес-модели – это по большому счету стартап, новый бизнес, который нуждается в инвестициях, в новом фокусе. Нужен период для операционной окупаемости, для инвестиционной окупаемости, и не все эту гонку выдержат.

Крупные игроки, которые, на первый взгляд, не подвержены регуляторному риску, тоже стоят перед серьезным вызовом нарастающей конкуренции и снижения темпов роста рынка потребкредитования в стране.

Ответом может стать оптимизация существующих бизнес-процессов, их улучшение и ускорение. И конечно, постоянный поиск новых ниш и новых сегментов.

Тенденции, которые не пугают

Если говорить о ранее наметившихся тенденциях, которые вряд ли найдут отражение в 2020 году, то я бы назвал значительное ужесточение и снижения количества одобрений по заявкам клиентов МФО.

Я считаю, что мы столкнемся с двумя разнонаправленными векторами, которые будут взаимно сдерживать друг друга.

Первый вектор - это необходимость снижения риска на заемщика (особенно в сегменте PDL). Но в виду того, что банки сокращают объем потребительского кредитования, высвобождается сегмент клиентов с лучшим риском (условно, банковским), который погасит влияние первого вектора.

Но в долгосрочной перспективе вырисовывается тренд на усиление конкуренции как между самими МФО, так и между микрофинансовым и банковским секторами.

Вторая тенденция, которая вряд ли усилится при существующем положении вещей, - это уход МФО в онлайн.

Для того, чтобы качественно развивать онлайн выдачи, требуются законодательные и инфраструктурные подвижки. Есть строгие требования по идентификации клиентов МФО, но при этом совершенно отсутствуют инструменты, кроме офлайна, реализации этих требований.

Более того, ряд контрагентов, например, БКИ, требуют собственноручную подпись клиента при оформлении запросов. А это само по себе уже торпедирует быстрое развитие онлайн выдач.

Методика ПДН нуждается в улучшении

Сам факт введения показателя долговой нагрузки заемщика, который является одним из определяющих как для банков, так и МФО при выдаче кредита, можно оценивать, как шаг в правильном направлении. Однако методика расчета этого показателя пока очень сырая и ее сложно использовать для снижения рисков.

МФО явно не хватает релевантной информации о финансовом положении заемщика, нет единого источника, из которого ее можно было бы подтянуть.

Подспорьем в этом плане мог бы стать доступ к данным ПФР о пенсионных отчислениях потенциального заемщика. Другое дело, что сам механизм доступа к таким данным сейчас очень сложен: клиенту нужно идентифицироваться на госуслугах, зайти в свой кабинет на ПФР, сформировать выгрузку по данным и эту выгрузку отправить в МФО. Я себе плохо представляю, как это сделает основная масса наших заемщиков.

Но в целом такие данные позволили бы сделать расчет ПДН более корректным для клиента, что в конечно счете снизит нагрузку на капитал для МФО.

Инициатива не наказуема

В качестве члена Экспертного совета по микрофинансированию и кредитной кооперации при Банке России я считаю необходимым ставить вопросы, которые лежат в русле реализации принципа «Не ущемления прав».

МФО являются полностью легитимными участниками российского финансового рынка, как и банки или страховые компании, но они ущемлены в своих правах, как минимум, по нескольким позициям.

Первое – мы не можем делать упрощенную идентификацию через Систему межведомственного электронного взаимодействия напрямую, а только через банки. А это явное ущемление прав на фоне того, что МФО зачастую более технологичны, чем банки.

Второй момент, связанный с темой идентификации, - МФО не участвуют в пилотах, направленных на сбор биометрии.

Еще одна тема: НКО при проведении платежей в онлайне имеют лимит упрощенной идентификации до 40 тыс. рублей. В МФО лимит упрощенной идентификации, то есть просто по фамилии и номеру телефона, – 15 тыс. рублей.

Эти инициативы мы сейчас вынесли на обсуждение в СРО «МиР». Я уверен, что в 2020 году эти вопросы однозначно разрешатся, что станет стимулом для развития всего микрофинансового рынка в стране.

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Канал Finversia на YouTube

календарь эфиров Finversia-TV »

 

Корпоративные новости »

Blocks_DefaultController:render(13)