При перепечатке материалов просим публиковать ссылку на портал Finversia.ru с указанием гиперссылки.
В апреле 2025 года китайский автопроизводитель BYD впервые опередил Tesla по продажам полностью электрических автомобилей (BEV) в Европе, несмотря на действующие тарифы Евросоюза. Это событие аналитики называют «переломным моментом» для европейского авторынка, где Tesla доминировала годами.
Согласно данным исследовательской компании JATO Dynamics, в апреле BYD зарегистрировал в Европе 7 231 электромобиль, что на 169% больше, чем годом ранее. Продажи Tesla, напротив, упали на 49% — до 7 165 единиц. Разрыв минимален, но символичен: китайская BYD, начавшая экспансию в Европе лишь в конце 2022 года, смогла обойти американскую компанию, которая годами лидировала в регионе.
Успех BYD стал возможен благодаря агрессивной стратегии. Бренд предлагает широкий ассортимент моделей, включая гибриды (PHEV), на которые не распространяются тарифы ЕС. Это позволило компании компенсировать ограничения на импорт BEV и увеличить общие продажи на 359%. Кроме того, BYD активно расширяет присутствие, обгоняя европейские марки вроде Fiat и Seat в ключевых странах, таких как Франция и Испания.
Tesla, напротив, столкнулась с рядом проблем. Помимо сокращения спроса на устаревающие модели (например, Model Y и Model 3), компания пострадала из-за политических высказываний Илона Маска. Его поддержка правых движений в Европе и плотное сотрудничество с администрацией президента США Дональда Трампа вызвали волну бойкотов, что негативно отразилось на продажах.
В октябре 2024 года ЕС ввел дополнительные пошлины на электромобили китайского производства, чтобы защитить местных производителей от «недобросовестной конкуренции». Для BYD тарифы составили 17%, для SAIC — 35,3%, тогда как Tesla, чьи автомобили частично производятся в Китае, получила льготную ставку в 7,8%. Однако эти меры не остановили рост китайских компаний.
Ключевым инструментом стал переход на гибридные модели. Например, в марте 2025 года BYD продала в ЕС 3 269 гибридов против нуля в июле 2024-го. Это позволило сократить дополнительные расходы: например, пошлина на Seal U PHEV составляет 3 999 евро против 10 257 евро для Atto 3 BEV. Аналогичную стратегию используют Chery и Leapmotor, что привело к росту продаж PHEV от китайских брендов на 546% за год.
По словам Фелипе Муньоса (Felipe Munoz), глобального аналитика JATO, Европа становится «центральной ареной» противостояния BYD и Tesla. Регион демонстрирует высокий потенциал роста: в апреле 2025 года продажи BEV выросли на 28%, а гибридов — на 31%, несмотря на общую стагнацию рынка. При этом китайские производители увеличили регистрации электромобилей на 59%, тогда как европейские, японские и американские бренды — лишь на 26%.
Успех BYD подкрепляется планами по локализации. Строительство завода в Венгрии, которое начнется в конце 2025 года, позволит компании снизить зависимость от импорта и укрепить позиции. Tesla, в свою очередь, рассматривает расширение производства в Германии, но пока отстает по темпам адаптации.
Падение продаж Tesla в Европе совпало с общим снижением прибыли компании. В первом квартале 2025 года выручка от автомобильного сегмента упала на 20%, а чистая прибыль — на 71%. Акции Tesla потеряли более 10% стоимости с начала года на фоне политических скандалов, тогда как акции BYD за этот же период прибавили почти 50%.
Материалы на эту тему также можно прочитать:
- BYD beats Tesla in European EV sales despite EU tariffs in ‘watershed moment,’ report says (CNBC)
обсуждение