Воскресенье, 18.04.2021
×
Инвестиционная неделя: что было – что будет. Выпуск от 18.04.2021

Стивидорам грозит новый инвестсбор

- -
Аа +

ФАС подготовила и направила ведомствам и организациям проект постановления правительства, которое дерегулирует тарифы на погрузку, выгрузку и хранение грузов в морских портах (кроме портов, привязанных к трубе «Транснефти», и Крайнего Севера). Также снимается регулирование буксиров, лоцманской проводки, обеспечения экологической безопасности в морских портах. В речных портах и на внутренних водных путях остаются тарифы на обеспечение безопасности плавания и порядка в портах, остальное, включая обслуживание пассажиров, выводится из-под регулирования. В Минтрансе сообщили, что рассматривают документ и направят позицию в ФАС. В Минэкономики на запрос “Ъ” не ответили.

Регулирование тарифов в большинстве портов отменили в 2013–2014 годах, предусматривалось исключение стивидоров из числа естественных монополий. В августе 2017 года вице-премьер Аркадий Дворкович поручил Минтрансу и ФАС проанализировать конкурентную среду в портах и представить предложения по прекращению госрегулирования. По заказу РСПП РЭУ имени Плеханова и Аналитический центр при правительстве (АЦ) сделали анализ рынка и нашли развитую конкуренцию. Сомнения вызывал нефтеналив, где, по оценке АЦ, 80% грузов приходится на стивидорные компании «Транснефти» (см. “Ъ” от 30 мая).

Но при либерализации тарифов ФАС предлагает ввести в морских портах «портовый инвестиционный сбор» (отдельно от существующего портового сбора, который взимают с судоходных компаний). Инвестсбор должен взиматься за пользование портовыми объектами в госсобственности и рассчитывается, в частности, из выручки пользователей. Порядок определения, взимания и применения сбора устанавливается ФАС «с целью выравнивания условий конкуренции» между стивидорами. Инвестсбор, пояснили “Ъ” в ФАС, введен ФЗ о морских портах, порядок расчета и взимания определит правительство. «Взимать сбор следует не с судовладельцев, а со стивидоров, арендующих госимущество в портах,— говорят в службе.— Его не должны платить частные инвесторы в инфраструктуру, это позволит выравнять условия конкуренции между портами».

Представления стивидоров и ФАС об инвестициях в госимущество в портах различные. Служба в 2017 году объявила, что не нашла нарушений в Туапсинском морском торговом порту (UCL Holding), подчеркнув, что стивидор активно инвестирует прибыль в инфраструктуру. Та же ФАС, обвиняя Новороссийский морской торговый порт (НМТП) «Транснефти» и «Суммы» в злоупотреблении доминирующим положением, отмечала, что НМТП не инвестирует в инфраструктуру. Компания отвечала, что в 2006–2016 годах из 13,5 млрд руб. инвестиций 2,16 млрд руб. были вложены в объекты федеральной собственности. В целом гособъекты находятся в сфере ответственности Росморпорта и финансируются из его инвестпрограммы или из бюджета.

Источник “Ъ” среди стивидоров замечает, что инвестсбор, по сути, «давно является обязательным условием договора аренды причалов». Речь идет о том, что инвестиции зашиты в арендную плату. Но ФАС ранее заявляла о недостаточно высокой плате за аренду портовой инфраструктуры, о намерении проработать меры по повышению ставок в службе рассказывали “Ъ” год назад (см. “Ъ” от 6 июня 2017 года). Глава ФАС Игорь Артемьев в августе замечал, что стивидоры из общих доходов в размере 350 млрд руб. за инфраструктуру платят 1–2%, в итоге Росморпорт получает за нее всего 3 млрд руб., а плавное повышение ставок за три-пять лет позволит высвободить до 50 млрд руб.

Источник “Ъ” в отрасли говорит, что взимать со стивидоров сбор неправильно: «Конечные пользователи инфраструктуры — судовладельцы, они используют акваторию, средства управления движением судов, навигационное оборудование». Он пояснил, что изначальная идея инвестсбора в том, чтобы привести стоимость судозаходов к уровню до 2014 года (из-за обесценения рубля заходы для иностранных судов подешевели), при сборе в его текущем виде стоимость увеличится не более чем до уровня 2014 года. Другой собеседник “Ъ” говорит, что увязка в рамках одного документа долгожданной либерализации и введения сбора со стивидоров похожа на попытку сделать первую меру заложником второй, хотя логической связи между ними нет.

Заметили ошибку? Выделите её и нажмите CTRL+ENTER
все рынки »
- -
115
ПОДПИСАТЬСЯ на канал Finversia YouTube Яндекс.Дзен Telegram

обсуждение

Ваш комментарий
Вы зашли как: Гость. Войти через
Ошибка Вольтера Ошибка Вольтера Не так давно пришло тревожное сообщение из Астраханской области: некому будет летом убирать урожай помидоров и арбузов. Не завозят, понимаешь, трудовых мигрантов – будь она неладна, пандемия. А местные трактористы не соглашаются работать даже за 250 тысяч в месяц. Опасения по поводу инфляционного давления на прибыль станут испытанием для акций на предстоящей неделе Опасения по поводу инфляционного давления на прибыль станут испытанием для акций на предстоящей неделе На предстоящей неделе инвесторы будут уделять основное внимание отчётам о прибыли эмитентов, поскольку они сосредоточиваются на том, чтобы понять - снижают ли растущие затраты маржу и сигнализируют ли они о нарастании инфляционного давления. Сергей Лысаков: «Байден, конечно, спать не будет» Сергей Лысаков: «Байден, конечно, спать не будет» Сто дней президента Джозефа Байдена подходят к концу: можно попытаться сформулировать первые оценки. Будет ли Байден апатичным и вялым президентом? Повторит ли он подходы администрации Обамы? Что из политики Трампа будет продолжено? Возможен ли эффект байденомики? Как все это будет влиять на фондовый рынок? Об этом – беседа главного редактора Finversia.ru Яна Арта с руководителем аналитического центра TeleTrade Сергеем Лысаковым.

календарь эфиров Finversia-TV »

Новости »